9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Постановление 13-й ААС от

  1. Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2019 года
  2. Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2019 года
  3. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
  4. в составе:
  5. председательствующего Пряхиной Ю.В.
  6. судей Мельниковой Н.А., Семиглазова В.А.
  7. при ведении протокола судебного заседания: секретарем В.И. Лиозко,
  8. при участии:
  9. от заявителя: не явился, извещен;
  10. от заинтересованного лица: представитель Е.Н. Веретенникова по доверенности от 09.01.2019;
  11. от 3-го лица: не явился, извещен;
  12. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35438/2018) ИП Радивиловой Ольги Владимировны
  13. на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.11.2018 по делу № А26-
  14. 9659/2018 (судья Буга Н.Г.),
  15. по заявлению Индивидуального предпринимателя Радивиловой Ольги Владимировны
  16. к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску
  17. 3-е лицо: учредитель Общества с ограниченной ответственностью «Герцог» Горлов
  18. Александр Юрьевич и ликвидатор Общества с ограниченной ответственностью
  19. «Герцог» Горлов Александр Юрьевич;
  20. о признании недействительным решения
  21. Установил:

  22. Индивидуальный предприниматель Радивилова Ольга Владимировна (далее – заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску (далее – Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 16.08.2018 № 2181001264190, как не соответствующего статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что принятый налоговым органом ненормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы.
  23. Решением от 06.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
  24. Не согласившись с решением суда, Предприниматель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, на нарушение и неправильное применение норм материального права.
  25. Податель жалобы указывает, что суд первой инстанции не проверил довод о том, что ООО «Герцог» при реализации недвижимого имущества не произвело уплату налога в бюджет. Кроме того, заявитель указывает, что ООО «Герцог» специально не уведомило своего кредитора о принятии решения о ликвидации Общества, чем лишило заявителя права на предъявление требований ликвидируемому юридическому лицу. Предприниматель считает, что Общество представило недостоверный, искаженный ликвидационный баланс, не отразив в нем ни реализацию недвижимого имущества, ни кредиторскую задолженность перед ИП Радивиловой О.В., что равнозначно его непредставлению и должно препятствовать государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией.
  26. Заинтересованное лицо в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражало, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
  27. Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
  28. Как следует из материалов дела, ООО «Герцог» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.07.2002 с присвоением ОГРН: 1021000517548.
  29. Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц директором и единственным участником ООО «Герцог» является Горлов Александр Юрьевич.
  30. Решением Арбитражного суда Республики Карелия по делу № А26-977/2018 от 12.07.2018, вступившим в законную силу, исковые требования Предпринимателя удовлетворены в полном объеме удовлетворены, с ООО «Герцог» в пользу ИП Радивиловой О.В. взыскано 172810 руб. долга, 6184 руб. расходов по оплате госпошлины.
  31. По результатам рассмотрения дела на основании указанного решения судом был выдан исполнительный лист серии ФС № 019782281 от 30.08.2018.
  32. 16.04.2018 в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ единственным учредителем (участником) ООО «Герцог» Горловым Александром Юрьевичем принято решение о добровольной ликвидации Общества, ликвидатором назначен Горлов Александр Юрьевич.
  33. В журнале "Вестник государственной регистрации" от 10.05.2018 года опубликовано сообщение о ликвидации указанного Общества.
  34. Инспекцией 18.07.2018 внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО «Герцог».
  35. 09.08.2018 Инспекцией внесена запись о предоставлении ликвидационного баланса, а 16.08.2018 внесена регистрационная запись в отношении Общества о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
  36. Полагая, что решение Инспекции от 16.08.2018 № 2181001264190 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку при ликвидации Общества был нарушен установленный статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации, Предприниматель обратился с настоящим заявлением в суд.
  37. Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
  38. В соответствии с положениями части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть признано арбитражным судом незаконным в том случае, если оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  39. В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
  40. Порядок ликвидации юридического лица, установленный статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривает: размещение ликвидационной комиссией в соответствующих органах печати публикации о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принятие ликвидационной комиссией мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности; письменное уведомление кредиторов о ликвидации юридического лица; составление промежуточного ликвидационного баланса и представление его на утверждение учредителям (участникам) юридического лица; составление ликвидационного баланса после завершения расчетов с кредиторами и утверждение его учредителями (участниками) юридического лица.
  41. В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией в регистрирующий орган представляются следующие документы:
  42. а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
  43. б) ликвидационный баланс;
  44. в) документ об уплате государственной пошлины.
  45. На основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ основанием для отказа в регистрации юридического лица является непредставление заявителем определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов. Предоставляемые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
  46. Подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ установлено, что основанием для отказа в регистрации юридического лица является несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
  47. Согласно частям 1 - 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
  48. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
  49. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
  50. В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
  51. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
  52. Пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
  53. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
  54. Согласно пункту 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
  55. В соответствии с пунктом 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
  56. Таким образом, процедура ликвидации юридического лица, предусмотренная статьями 61 - 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, подразумевает совершение последовательных действий по созданию ликвидационной комиссии (ликвидатора), публичного объявления о ликвидации организации, предоставления возможности кредиторам заявить свои требования, составление промежуточного ликвидационного баланса, расчет с кредиторами, составление ликвидационного баланса и собственно ликвидацию.
  57. Одной из основных целей процедуры ликвидации является возможность добровольного завершения расчетов со всеми кредиторами, а также необходимость инициирования процесса несостоятельности (банкротства) в случае отсутствия такой возможности.
  58. Из изложенного следует, что при наличии не погашенных долгов и соответствующих притязаний кредиторов юридическое лицо не может и не должно быть ликвидировано, кроме как посредством прохождения процедуры несостоятельности. В противном случае могут быть нарушены права и законные интересы кредиторов, требования которых не могут быть удовлетворены при добровольной ликвидации должника.
  59. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
  60. Как верно установлено судом первой инстанции, согласно составленному ликвидатором Общества ликвидационному балансу (дата внесения записи 09.08.2018) на момент его составления у Общества с ограниченной ответственностью «Герцог» какие-либо обязательства перед Предпринимателем отсутствовали, поскольку решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.07.2018 по делу № А26-977/2018, на которое ссылается заявитель в обоснование своих требований, вступило в законную силу 13.08.2018, соответственно, уже после представления ликвидационного баланса налоговому органу.
  61. Представленный Обществом ликвидационный баланс не мог содержать сведений о наличии задолженности ООО «Герцог» перед Предпринимателем, поскольку на момент подачи ликвидационного баланса, указанная задолженность фактически отсутствовала.
  62. Таким образом, доводы заявителя о том, что ООО «Герцог» специально не уведомило своего кредитора о принятии решения о ликвидации Общества, чем лишило заявителя права на предъявление требований ликвидируемому юридическому лицу, а также о том, что Общество представило недостоверный, искаженный ликвидационный баланс, не отразив в нем ни реализацию недвижимого имущества, ни кредиторскую задолженность перед ИП Радивиловой О.В., что равнозначно его непредставлению и должно препятствовать государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией, признаны судом апелляционной инстанции необоснованными и подлежат отклонению.
  63. Законом не предусмотрена обязанность юридического лица при составлении ликвидационного баланса вносить сведения о возможном наличии задолженности на основании не вступившего в законную силу судебного акта, и, как следствие, отсутствует обязанность по уведомлению кредитора о составлении ликвидационного баланса, задолженности перед которым у юридического лица, на момент его составления, не имеется.
  64. Поскольку для государственной регистрации при ликвидации Обществом были представлены все необходимые документы, у Инспекции отсутствовали какие - либо предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основания для отказа в государственной регистрации юридического лица, таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований заявителя.
  65. В силу пункту 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
  66. Исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений, а также общего принципа доказывания в арбитражном процессе лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченное лицо употребило свое право исключительно во вред другому лицу.
  67. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
  68. При таких обстоятельствах, решение суда вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
  69. На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
  70. Постановил:

  71. Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 06.11.2018 по делу №А26-9659/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
  72. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
  73. Председательствующий
  74. Ю.В. Пряхина
  75. Судьи
  76. Н.А. Мельникова
  77. В.А. Семиглазов

Печать

Печатать