9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение АС Сахалинской области от

  1. Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2019 года. Полный текст решения изготовлен 15 марта 2019 года.
  2. Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Киселева С.А.,
  3. при ведении протокола судебного заседания секретарем Сизовой Д.В.,
  4. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» (ОГРН 1056500748160, ИНН 6501163102) к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (ОГРН 1106501008701, ИНН 6501231673) о признании незаконным отказа в рассмотрении заявления о выдаче разрешения на проведение работ по ремонту линейного объекта – нефтепровода «УКПН Катангли - ЦСПН Даги», оформленного письмом от 09.01.2019 № 3.28-90/19,
  5. с участием:
  6. от заявителя – представителя Бойко А.С. по доверенности от 31.10.2018 № 18-01/14473,
  7. от министерства – не явился,
  8. Установил:

  9. ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением, с учетом уточнения, к Министерству лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области (далее – министерство), которое определением от 14.02.2019 принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу.
  10. В обоснование заявленного требования указано, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права общества в осуществляемой хозяйственной деятельности. Из взаимосвязанных положений статей 39.33, 39.34 Земельного кодекса РФ, статьи 83 Лесного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 27.11.2014 № 1244 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на использования земель и земельного участка, находящихся в государственной и муниципальной собственности» следует, что общество правомерно обратилось в министерство за разрешением на использование земельного участка в целях проведения капитального ремонта линейного объекта. Факт того, что министерство является уполномоченным органом в таких правоотношениях с соответствующими полномочиями, также подтверждается положением о данном органе исполнительной власти Сахалинской области. В силу изложенного министерство неправомерно отстранилось от рассмотрения обращения общества со ссылкой на отсутствие полномочий на выдачу испрашиваемого разрешения.
  11. В судебном заседании представитель общества уточненное требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
  12. Министерство в представленном отзыве с заявлением общества не согласилось, указав на отсутствие у него полномочий по выдаче разрешения на использование земель лесного фонда в целях проведения капитального и текущего ремонта линейного объекта. Кроме того, лесное законодательство не предусматривает выдачу разрешений на использование земель лесного фонда в целях проведения капитального/текущего ремонта линейного объекта. При этом данный вид мероприятий предусмотрен в рамках использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейного объекта.
  13. Надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, министерство явку своего представителя не обеспечило.
  14. Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
  15. Согласно представленным сведениям общество зарегистрировано в качестве юридического лица 9 ноября 2005 года Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1056500748160, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН 6501163102.
  16. Основным видом экономической деятельности общества по данным ЕГРЮЛ является предоставление услуг в области добычи нефти и природного газа (код по ОКВЭД 09.10).
  17. Как видно из материалов дела, на основании заключенного с ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» договора аренды № 0001106/1652Д от 01.10.2006 с учетом изменения от 01.12.2017 № 113 к дополнительному соглашению от 01.10.2006 № 1 общество эксплуатирует нефтепровод «УКПН Катангли – ЦСПН Даги», предназначенный для транспортировки подготовленной нефти с УКПН «Катангли» на ЦСПН «Даги» Сахалинской области.
  18. 10 декабря 2018 года общество обратилось в министерство с заявлением от 07.12.2018 № 26-01/16266, в котором просило выдать разрешение на использование земельного участка в целях проведения в период с 20.12.2018 по 31.01.2019 работ по устранению последствий отказа нефтепровода «УКПН Катангли – ЦСПН Даги» и последующего предупреждения аварий ввиду проведенного диагностического анализа и рекомендации замены части трубопровода, расположенного в квартале 308 выдел 84, 89, 85, 90, 86 Ногликского, часть 1 участкового лесничества Ногликского лесничества. Работы буду проводиться на участке км 257 – км 267, относящемся к нелесным землям, общей протяженностью 1 км с шириной полосы 10 метров в границах охранной зоны трубопровода.
  19. К заявлению общество приложило схему размещения лесного участка и материалы внутреннего расследования происшествия.
  20. Письмом от 09.01.2019 № 3.28-90/19 министерство проинформировало общество о невозможности рассмотрения заявления о выдаче разрешения на проведения работ по ремонту линейного объекта (нефтепровода «УКПН Катангли – ЦСПН Даги» км 257 – км 267) в виду отсутствия полномочий у министерства на выдачу такого разрешения.
  21. Не согласившись с данным отказом и посчитав его не соответствующим действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
  22. Из смысла статьи 200 АПК РФ в корреспонденции со статей 198 данного Кодекса следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействий) государственного органа незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие данного ненормативного акта (решения, действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им (ими) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  23. Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, суд считает заявление общества подлежащим удовлетворению.
  24. В соответствии со статьей 21 Лесного кодекса РФ (далее – ЛК РФ) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
  25. Согласно части 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
  26. Статьей 9 ЛК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено названным Кодексом.
  27. В силу статьи 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земли лесного фонда входят в состав земель Российской Федерации.
  28. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается названным Кодексом и лесным законодательством (пункт 2 статьи 101 ЗК РФ).
  29. Согласно пункту 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в следующих случаях:
  30. 1) проведение инженерных изысканий;
  31. 2) капитальный или текущий ремонт линейного объекта;
  32. 3) строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирование строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения;
  33. 4) осуществление геологического изучения недр;
  34. 5) осуществление деятельности в целях сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, за исключением земель и земельных участков в границах земель лесного фонда;
  35. 6) размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  36. Исходя из пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  37. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
  38. В указанный Перечень включены, в том числе, подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6).
  39. Таким образом, из системного толкования положений ЛК РФ и ЗК РФ следует возможность использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае осуществления капитального или текущего ремонта линейного объекта.
  40. На основании пункта 2 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 данной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
  41. При этом в силу пункта 4 статьи 39.33 ЗК указанное в пункте 2 разрешение уполномоченного органа не дает лицу, в отношении которого оно принято, право на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства.
  42. В пункте 1 статьи 39.34 ЗК РФ предусмотрено, что разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе в целях проведения капитального или текущего ремонта линейного объекта на срок не более одного года.
  43. Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 27.11.2014 № 1244 утверждены Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее – Правила № 1244).
  44. Пунктом 1 таких Правил предусмотрено, что заявление о выдаче разрешения подается физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
  45. Пункт 3 Правил № 1244 содержит требования к содержанию самого заявления, а пункт 4 Правил содержит требования к составу документов, прилагаемых к заявлению.
  46. В силу пункта 7 названных Правил № 1244 решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
  47. Согласно пункту 9 Правил № 1244 решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если:
  48. а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 Правил;
  49. б) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ;
  50. в) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу.
  51. Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
  52. В рассматриваемом споре разрешение на использование земельного участка испрашивалось обществом как обладателем прав на линейный объект в целях его капитального ремонта, что соответствует целям использования земель, предусмотренным в пункте 1 статьи 39.34 ЗК РФ.
  53. Доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в пользовании иных лиц, а также несоответствие приведенных в заявлении общества от 07.12.2018 № 26-01/16266 обстоятельств указанным целям землепользования, материалы дела не содержат.
  54. С учетом изложенного, поскольку применительно к рассматриваемому случаю действующим законодательством не предусмотрено иное, то общество при обращении в министерство за выдачей соответствующего разрешения правомерно руководствовалось положениями пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ.
  55. Одновременно суд поддерживает довод общества, основанный на статьях 39.33, 39.34 ЗК РФ, о правовой возможности использования лесных участков в целях, обусловленных необходимостью проведения капитального ремонта линейного объекта, без оформления прав на земельный участок.
  56. Указание министерства на отсутствие полномочий по рассмотрению заявления о выдаче спорного разрешения судом отклоняется как несостоятельное.
  57. Согласно статье 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
  58. Из материалов дела усматривается и министерством доказательств обратного не представлено, что спорный земельный участок лесного фонда, разрешение на использование которого без оформления прав на него испрашивало общество, относится к федеральной собственности.
  59. Частью 1 статьи 83 ЛК РФ предусмотрено, что Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия, в том числе: по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование; подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; установление сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда.
  60. Постановлением Правительства Сахалинской области от 17.02.2017 № 72 утверждено Положение о Министерстве лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области.
  61. Согласно пунктам 1.1.1, 1.1.5, 1.2, 1.3, 3.2.2 указанного Положения министерство определено в качестве органа исполнительной власти Сахалинской области, исполняющего государственные функции и реализующего полномочия в сфере лесных отношений, в том числе, и по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда.
  62. Соответственно, министерство является именно тем органом в Сахалинской области, который указан в пункте 2 Правил № 1244 и который уполномочен на предоставление земельных участков на землях лесного фонда, находящихся в государственной собственности. В свою очередь, в силу данного пункта Правил министерство является уполномоченным органом по рассмотрению заявлений и выдаче разрешений на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной собственности, в целях, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ.
  63. Аналогичное правоприменение и толкование со схожими фактическим обстоятельствами нашло отражение в судебном акте вышестоящей судебной инстанции – постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 по делу № А59-4159/2018.
  64. Ссылки министерства в отзыве на положения статей 24, 25 ЛК РФ, регулирующие использование лесов, суд отклоняет как необоснованные и имеющие правовое значение к спорным правоотношениям – получение разрешения на использование земельного участка в целях капитального ремонта линейного объекта, то есть без предоставления такого земельного участка на каком-либо праве. Согласно заявлению общества от 07.12.2018 № 26-01/16266 испрашивался земельный участок, относящийся к нелесным землям, что не предполагает использование лесов. Из данного обращения общества также не усматривается намерение использование лесов.
  65. Кроме того, общество обратилось в министерство за разрешением в целях именно капитального ремонта линейного объекта, а не строительства или реконструкции такого объекта.
  66. При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах суд приходит к выводу, что министерство незаконно отказало в рассмотрении заявления общества от 07.12.2018 № 26-01/16266 по существу со ссылкой на отсутствие у него полномочий по выдаче разрешения, предусмотренного статьей 39.33 ЗК РФ, что, в свою очередь, повлекло нарушение прав заявителя в осуществляемой хозяйственной деятельности, а именно: проведение работ по устранению последствий отказа нефтепровода «УКПН Катангли – ЦСПН Даги» с соблюдением требований действующего законодательства при данных мероприятиях.
  67. Суд отмечает, что ввиду отсутствия в материалах дела доказательств обратного, суд не усматривает наличие каких-либо оснований, которые препятствовали министерству рассмотреть заявление общества и выдать испрашиваемое разрешение на использование земельного участка в целях проведения капитального ремонта линейного объекта в период с 20.12.2018 по 31.01.2019.
  68. Поскольку ремонтные работы были направлены на устранение последствий отказа нефтепровода и последующее предупреждение аварий в виде выхода нефти и загрязнения окружающей природной среды, то есть носили неотложный характер, то общество провело такие ремонтные работы без надлежащего разрешения на использование земельного участка, что дополнительно подтверждает нарушение прав заявителя оспариваемым решением. За пользование лесным участком без правоустанавливающих документов общество постановлением министерства от 24.01.2019 № 26-ДД «о назначении административного наказания» привлечено к административной ответственности по статье 7.9 КоАП РФ.
  69. В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
  70. В силу изложенного суд признает незаконным решение министерства об отказе в рассмотрении заявления общества на использование земельного участка для проведения работ по капитальному ремонту линейного объекта – нефтепровода «УКПН Катангли - ЦСПН Даги», оформленное письмом от 09.01.2019 № 3.28-90/19.
  71. В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в числе прочего, указание на признание оспариваемого решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
  72. По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела.
  73. Из взаимосвязанных положений статьи 4 АПК РФ и статьи 11 ГК РФ также следует, что судебная защита нарушенных прав направлена на восстановление таких прав, то есть целью судебной защиты является восстановление нарушенного или оспариваемого права и, следовательно, избранный способ защиты нарушенного права должен соответствовать такому праву и закону и должен быть направлен на его восстановление.
  74. В спорной ситуации удовлетворение уточенного требования и признание оспариваемого отказа в рассмотрении заявления незаконным по существу устраняет нарушение и обеспечивает восстановление законных интересов общества, учитывая, что ремонтные работы на нефтепроводе уже проведены и необходимость в использовании земельного участка для такой цели отпала. Иное из материалов дела не усматривается.
  75. Данный вывод также подтверждается процессуальным поведением самого общества, которое 12 марта 2019 года со ссылкой на статью 49 АПК РФ представило уточнение заявленного требования в виде исключения из предмета спора требования об обязании министерство выдать разрешение на использование земельного участка.
  76. В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
  77. Как следует из материалов дела, в целях разрешения заявленного требования неимущественного характера в судебном порядке общество в соответствии с пунктом 1 статьи 333.21 НК РФ уплатило государственную пошлину в размере 3 000 рублей по платежному поручению № 615 от 07.02.2019.
  78. Учитывая результаты рассмотрения дела, а также то, что законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае принятия решения не в их пользу, суд в силу статьи 110 АПК РФ относит уплаченную госпошлину на министерство.
  79. На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 и 201 АПК РФ, арбитражный суд
  80. Решил:

  81. Признать решение Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области об отказе в рассмотрении заявления общества с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» на использование земельного участка для проведения работ по ремонту линейного объекта – нефтепровода «УКПН Катангли - ЦСПН Даги», оформленное письмом от 09.01.2019 № 3.28-90/19, незаконным, как не соответствующее статьям 39.33, 39.34 Земельного кодекса РФ.
  82. Взыскать с Министерства лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «РН-Сахалинморнефтегаз» судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
  83. Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в месячный срок со дня его принятия.
  84. Судья С.А. Киселев

Печать

Печатать