9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Постановление 7-й ААС от

  1. Город Томск Дело № А27-25883/2018
  2. 14 марта 2019 года
  3. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в городе Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) (№ 07АП-1268/2019) на решение от 18.01.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-25883/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Исаенко Е.В.), по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного), (650000, г. Кемерово, пр. Советский, д. 74 А ГСП-1, ИНН 4205168040, ОГРН 1084205020965) к обществу с ограниченной ответственностью «КРАСНОГОРСКОЕ» (650066, г. Кемерово, пр. Октябрьский, д. 53/2, оф. 209, ИНН 4223046207, ОГРН 1074223004778) о взыскании 1 000 рублей финансовых санкций по требованию от 15.08.2018 № 052S01180047770, без вызова представителей лиц, участвующих в деле,
  4. Установил:

  5. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (далее – Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «КРАСНОГОРСКОЕ» (далее – Общество) о взыскании 1 000 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ), за июль 2017 года.
  6. Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено арбитражным судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
  7. Решением от 18.01.2019 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
  8. Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
  9. В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 8.1, 11, 15, 17 Федерального закона № 27-ФЗ, пункты 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н), указывает на то, что представление сведений на 2 застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчете по форме СЗВ-М тип «исходная» от 07.08.2017, не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении 2 застрахованных лиц впервые и с нарушением срока.
  10. Общество в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения; отзыв приобщен апелляционным судом к материалам на основании частей 1, 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  11. На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
  12. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
  13. Из материалов дела следует, 07.08.2017 Общество по телекоммуникационным каналам связи представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип «исходная» за июль 2017 года на 79 застрахованных лиц, что подтверждается извещением о доставке от 07.08.2017, унифицированным протоколом проверки отчетности от 07.08.2017 со статусом «Документ принят».
  14. Общество по телекоммуникационным каналам связи представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год от 28.02.2018.
  15. По результатам проведенной проверки, в том числе сверки форм СЗВ-СТАЖ за 2017 год и СЗВ-М тип «исходная» за июль 2017 года Пенсионным фондом были выявлены расхождения в отчетах, а именно: в сведениях СЗВ-М тип «исходная» за июль 2017 года отсутствовали данные в отношении 2 застрахованных лиц, в связи с чем, 01.03.2018 Пенсионным фондом в адрес Общества по телекоммуникационным каналам передано уведомление об устранении ошибок и несоответствий в сведениях со сроком исполнения в течение пяти рабочих дней с даты получения.
  16. 12.03.2018 Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип «дополняющая» за июль 2017 года в отношении 2 застрахованных лиц, сведения о которых отсутствовали в форме СЗВ-М тип «исходная» за июль 2017 года, что подтверждается извещением о доставке от 12.03.2018, унифицированным протоколом проверки от 13.03.2018 со статусом «Документ принят».
  17. Пенсионным фондом составлен Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 06.06.2018 № 052S18180011361.
  18. По результатам рассмотрения акта и материалов проверки Пенсионным фондом вынесено решение от 16.07.2018 № 052S19180012469 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в виде 1000 рублей финансовых санкций.
  19. 15.08.2018 Обществу выставлено требование № 052S01180047770 об уплате суммы финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в срок до 11.09.2018.
  20. Поскольку в установленный требованием срок задолженность не уплачена, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
  21. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для взыскания с Общества финансовых санкций.
  22. Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
  23. В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона № 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
  24. В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
  25. В соответствии с преамбулой Федерального закона № 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.
  26. Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
  27. 1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
  28. 2) фамилию, имя и отчество;
  29. 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
  30. Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
  31. Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах» (далее - Постановление № 83п).
  32. Согласно Постановлению № 83п в разделе 3 «Тип формы» указывается один из предлагаемых кодов: «исходная», «дополняющая», «отменяющая».
  33. В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
  34. Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
  35. В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
  36. Согласно пункту 37 Инструкции № 766н, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
  37. В абзаце 2 пункта 39 Инструкции № 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
  38. Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, за июль 2017 года в отношении 2 застрахованных лиц.
  39. С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период – июль 2017 года - не позднее 15 августа 2017 года.
  40. Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип «исходная» за июль 2017 года в установленный законом срок.
  41. Пенсионным фондом не отрицается тот факт, что форма СЗВ-М тип «дополняющая», содержащая сведения в отношении 2 застрахованных лиц, представлена Обществом в течение пяти рабочих дней (с учетом выходных дней) после получения уведомления от 01.03.2018 о выявленных расхождениях формы СЗВ-М тип «исходная» за июль 2017 года с отчетностью по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год.
  42. При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что после получения уведомления об обнаружении ошибок в представленных сведениях, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период (июль 2017 года), откорректировав их путем представления в пятидневный срок в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах («дополняющей формы») за этот период, что допускает не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
  43. Доводы апелляционной жалобы о том, что в «дополняющей форме» СЗВ-М за июль 2017 года Общество не уточнило (дополнило) представленные ранее сведения, а представило сведения о новых застрахованных лицах впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании указанных норм права, Общество внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах в установленный для этого срок, ввиду чего основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, отсутствуют, соответственно оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовых санкций не имеется.
  44. В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
  45. Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
  46. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
  47. Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
  48. Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм права.
  49. В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
  50. Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
  51. Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
  52. Постановил:

  53. решение от 18.01.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу № А27-25883/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонного) - без удовлетворения.
  54. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
  55. Судья Т.Н. Дубинина

Печать

Печатать