9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Определение от

По делу № 33а-1028/2019
  1. Стр. 021а г/пошлина 00 руб.
  2. Судья Белякова Е.С.
  3. Докладчик Брагин А.А. Дело № 33а-1028/19
  4. А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
  5. от 20 февраля 2019 года город Архангельск
  6. Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе
  7. председательствующего Пыжовой И.А.,
  8. судей Брагина А.А., Рудь Т.Н.
  9. при секретаре судебного заседания Ткаченко С.В.
  10. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Алексеевское» на решение Красноборского районного суда Архангельской области от 16 ноября 2018 года, которым постановлено:
  11. «иск прокурора Красноборского района, поданный в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Алексеевское» о признании незаконным бездействия в части неисполнения полномочий в области дорожной деятельности удовлетворить.
    Признать незаконным бездействие администрации МО «Алексеевское» по надлежащему содержанию и уборке проезда (дороги) к жилым домам и к объектам незавершенного строительства, расположенным по адресам:
    №№ 10«а», 10«б», 8«а», 8«б», 6«а», 6«б», 2, 2«а», 4 по ул. Химиков
    д. Фроловская Красноборского района Архангельской области, несоответствующим требованиям, предъявляемым ГОСТ Р 50597-2017 и Правилам благоустройства территории МО «Алексеевское».
  12. Обязать администрацию МО «Алексеевское» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать надлежащее круглогодичное содержание и уборку проезда к жилым домам и к объектам незавершенного строительства, расположенным по адресам: №№ 10«а», 10«б», 8«а», 8«б», 6«а», 6«б», 2, 2«а», 4 по ул. Химиков д. Фроловская Красноборского района Архангельской области в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 и Правилами благоустройства территории МО «Алексеевское» ».
  13. Заслушав доклад судьи Брагина А.А., судебная коллегия
  14. Установила:

  15. Прокурор Красноборского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО "Красноборский муниципальный район" в части неисполнения полномочий в области дорожной деятельности, которое выразилось в отсутствии дорожного проезда к земельным участкам, на которых расположены жилые дома и объекты ижс №№ 2А, 2, 4, 6А, 6Б, 8А, 8Б, 10А, 10Б по ул. Химиков в д. фроловская и ненадлежащего содержания данного участка проезжей части.
  16. Требования мотивировал тем, что в результате проведенной проверки установлено, что в нарушение законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности отсутствует проезд к указанным земельным участкам, с использованием которого осуществлялся бы круглогодичный подъезд к жилым домам и объектам ИЖС. Отсутствие такого проезда создает опасность при осуществлении дорожного движения, а также свидетельствует о нарушении социальных прав граждан, так как проезд затруднен не только для жителей этих домов, но и для транспортных средств специализированных служб.
  17. Определением суда в качества административного соответчика привлечена администрация МО «Алексеевское».
  18. В судебном заседании прокурор Хлопин В.Е. изменил исковые требования и просил с учетом отказа от части требований признать незаконным бездействие администрации МО «Алексеевское» по надлежащему содержанию и уборке проездов к жилым домам и к объектам незавершенного строительства по адресам: №№ 2а, 2, 4, 6а, 6б, 8а, 8б, 10а, 10б по ул. Химиков д. Фроловская Красноборского района, несоответствующим требованиям, предъявляемым ГОСТ Р 50597-2017 и техническим нормам и правилам по благоустройству территории МО «Алексеевское»; обязать администрацию МО «Алексеевское» в срок до 1 марта 2019 года организовать надлежащее круглогодичное содержание и уборку проездов к жилым домам и к объектам незавершенного строительства по адресам: №№ 2а, 2, 4, 6а, 6б, 8а, 8б, 10а, 10б по ул. Химиков д. Фроловская Красноборского района в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017, техническими нормами и правилами по благоустройству территории МО «Алексеевское».
  19. Представитель МО «Красноборский муниципальный район» Волкова Л.И. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала.
  20. Суд принял указанное решение, с которым не согласилась администрация МО «Алексеевское», ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на то, что надлежащим административным ответчиком по делу является администрация МО «Красноборский муниципальный район», поскольку земельный участок, по которому должен быть организован проезд, не разграничен, право пользование данной землей принадлежит муниципальному району.
  21. В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы, прокурор Красноборского района Архангельской области просит оставить решение суда без изменения.
  22. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав прокурора областной прокуратуры Васильева С.В., судебная коллегия приходит к следующему.
  23. В силу ч. 1 ст. 39 и ч. 1 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с требованиями об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены права, свободы и законные интересы.
  24. Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Красноборского района проведена проверка по обращению заявителя Г.Л.И., в ходе которой установлено, что в д. Фроловская Красноборского района не обеспечен проезд к жилым домам и объектам ИЖС №№ 2а, 2, 4, 6а, 6б, 8а, 8б, 10а, 10б по ул. Химиков. Проезд транспорта осуществляется по накатанной колее по земельному участку, содержание которого МО «Алексеевское» не осуществляет, что главой администрации МО «Алексеевское» не оспаривалось.
  25. Также судом первой инстанции установлено, что 15 декабря 2017 между МО «Красноборский муниципальный район» и МО «Алексеевское» заключено соглашение № 188 о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления «Красноборский муниципальный район» и органами местного самоуправления МО «Алексеевское», в соответствии с которым полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также полномочия по обеспечению безопасности дорожного движения на указанных дорогах переданы МО «Алексеевское». Срок действия соглашения по 31 декабря 2018 года.
  26. Соглашением от 9 июля 2018 года о внесении изменений в соглашение
  27. № 188 объем финансовых средств увеличен и составил 3 486 000 (три миллиона четыреста восемьдесят шесть тысяч) рублей.
  28. Обращение Г.Л.И. в органы местного самоуправления по вопросу ненадлежащего состояния проезда было сделано в апреле 2018 года, в июне 2018 года Г.Л.И. обратилась в прокуратуру Красноборского района
  29. (л.д. 11).
  30. Из содержания сообщения главы администрации МО «Алексеевское» от 17 апреля 2018 года следует, что после таяния снега и установления сухой погоды проезд будет прогрейдерован, а при наличии финансовых средств оканавлен с установкой водопропускных труб и подсыпан песчано-гравийной смесью (л.д. 9 оборотная сторона).
  31. В сообщении от 3 августа 2018 года и 22 августа 2018 года глава поселения сообщил в прокуратуру Красноборского района, что проезд к дому Гусевой Л.И. возможен по хозяйственному проезду с ул. Химиков, содержание которого обеспечивает МО «Алексеевское», также указывает, что обустройство данного проезда возможно в пределах финансовых средств, выделенных на строительство дорог на 2018 год (л.д. 26,27).
  32. Из объяснений отобранных прокурором у жителей домов по
  33. ул. Химиков К.Д.В., И.В.А., И.А.А. следует, что при отсутствии надлежащего содержания указанного хозяйственного проезда, подъезд к их домам будет затруднен.
  34. Таким образом, в настоящее время вышеуказанный участок дороги в надлежащее безопасное для эксплуатации состояние не приведен.
  35. Соглашение о передаче полномочий в сфере осуществления дорожной деятельности заключалось между ответчиками и на предыдущий 2017 финансовый год, планируется его заключение и на 2019 финансовый год.
  36. Прокурор полагая, что в результате допущенного ответчиком бездействия нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения, обратился с настоящим иском в суд.
  37. Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 14, 15 Федерального закона № 131-Ф3 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), ст. 3, 5, 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) соглашением о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения, заключенным между администрацией МО «Красноборский муниципальный район» и администрацией МО «Алексеевское» № 188 от 15 декабря 2017 года, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 года № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» (вместе с «Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог»), ГОСТа Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденном Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года №1245-ст, Правил благоустройства территории МО «Алексеевское», утвержденных решением Совета депутатов МО «Алексеевское» от 22 ноября 2017 года № 30, пришел к выводу о том, что со стороны администрации МО «Алексеевское» допущено бездействие, выразившееся в ненадлежащем содержании и уборке проезда к жилым домам и к объектам незавершенного строительства по адресам: №№ 2а, 2, 4, 6а, 6б, 8а, 8б, 10а, 10б по ул. Химиков д. Фроловская Красноборского района, несоответствующим требованиям, предъявляемым ГОСТ Р 50597-2017 и Правилам благоустройства территории МО «Алексеевское», чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц при исполнении переданных в установленном порядке полномочий по осуществлению дорожной деятельности, в связи с чем имеются основания для возложения на администрацию поселения обязанности по устранению выявленных нарушений.
  38. Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна в силу следующего.
  39. На основании п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  40. При этом согласно ч. 4 ст. 15 указанного Закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
  41. Материалами дела подтверждается, что в соответствии с вышеуказанной нормой закона между МО «Красноборский муниципальный район» и МО «Алексеевское» 15 декабря 2017 года заключено соглашение о передаче отдельных полномочий по решению вопросов местного значения. Данным соглашением муниципальному образованию «Алексеевское» переданы полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов и вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов по селения и вне границ населенных пунктов в границах муниципального район, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  42. Также по делу установлено, что во исполнение указанного соглашения администрацией района было передано соответствующее финансирование, в том числе, предусмотренное дополнительным соглашением.
  43. По делу достоверно установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что не производится надлежащее содержание и уборка проезда к жилым домам и к объектам незавершенного строительства по адресам: № № 2а, 2, 4, 6а, 6б, 8а, 8б, 10а, 10б по ул. Химиков д. Фроловская Красноборского района.
  44. Поскольку в силу заключенного между муниципальным районом и поселением соглашения о передаче полномочий осуществление дорожной деятельности на спорном участке автомобильной дороги относится к полномочиям администрации МО «Алексеевское», данная обязанность надлежащим образом органом местного самоуправления не исполнена, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии со стороны администрации поселения незаконного бездействия в сфере осуществления дорожной деятельности и наличию оснований для возложения на данный орган обязанности устранить выявленные нарушения.
  45. Доводы апелляционной жалобы об обратном сводятся к несогласию с правильными по существу выводами суда первой инстанции и на законность постановленного решения не влияют.
  46. Доводы администрации МО «Алексеевское», изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, оценены при рассмотрении дела по существу и оснований для переоценки обстоятельств дела, представленных доказательств и доводов сторон суд апелляционной инстанции не усматривает.
  47. Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к неправильному толкованию норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
  48. Поскольку судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, исследованным доказательствам дана оценка в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, то оснований для отмены решения суда не имеется.
  49. На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
  50. Определила:

  51. Решение Красноборского районного суда Архангельской области от 16 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Алексеевское" - без удовлетворения.
  52. Председательствующий И.А. Пыжова
  53. Судьи А.А. Брагин
  54. Т.Н. Рудь

Печать

Печатать