9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Постановление АС Уральского округа от

  1. Екатеринбург
  2. 21 февраля 2019 г.
  3. Дело № А47-6057/2018
  4. Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2019 г.
  5. Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2019 г.
  6. Арбитражный суд Уральского округа в составе:
  7. председательствующего Гусева О.Г.,
  8. судей Кангина А.В., Черкезова Е.О.
  9. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области (далее – министерство) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.09.2018 по делу № А47-6057/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 по тому же делу.
  10. Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
  11. Министерство обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по Оренбургской области (далее - управление) от 15.02.2018 № 5300-09-32/19-805.
  12. На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по физической культуре, спорту и туризму Оренбургской области.
  13. Решением суда от 28.09.2018 (судья Вернигорова О.А.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
  14. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 (судьи Плаксина Н.Г., Арямов А.А., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
  15. В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленное требование, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
  16. Заявитель жалобы указывает на то, что нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), предусматривающие, что нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации устанавливаются правила, требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации введены и начали действовать только с 19.07.2017; на момент заключения и исполнения сторонами соглашений данной нормы не существовало.
  17. Министерство не согласно с выводами судов о том, что пункт 3 статьи 132 БК РФ в редакции от 28.03.2017 по смыслу является дополненным, общее содержание данной статьи не изменено, поскольку указанная норма была не просто дополнена, а была введена новая отсылочная норма о необходимости установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации; судами оставлено без внимания то обстоятельство, что такого условия как соблюдение уровня софинансирования ни в соглашениях, ни в правилах предоставления и расходования субсидий не установлено; условия предоставления межбюджетных трансфертов установлены в правилах предоставления субсидий и они соблюдены; к условиям предоставления и расходования межбюджетных трансфертов органы федерального казначейства претензий не имеют; оснований для применения мер бюджетного принуждения не имелось, поскольку действия министерства не могут быть квалифицированы как бюджетное нарушение (бюджетная мера принуждения подлежит применению только в случае невозвращения субсидии ее получателем по основанию, указанному в правилах получения субсидии); все условия предоставления субсидии определены соответствующими правилами предоставления субсидий, их перечень является исчерпывающим; достижение уровня (доли) участия бюджета субъекта Российской Федерации в число условий предоставления субсидии не входит; в правилах и в соглашениях указанное условие представления и (или) расходования субсидии также не содержится. Таким образом, министерством не было допущено нарушений правил предоставления и расходования субсидии.
  18. Заявитель жалобы указывает на то, что соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ Российской Федерации, направленных на цели развития физической культуры и спорта, заключено 05.07.2016 № 348; согласно условиям данного соглашения финансирование составляет: 11 357 500 руб. - средства федерального бюджета; 2 700 000 руб. - средства областного (консолидированного) бюджета Оренбургской области; фактически (за 2016 год) профинансировано было 11 357 500 руб. - средства федерального бюджета; 359 600 руб. - средства областного бюджета; 40 300 руб. - средства муниципального образования; по согласованию с Минспортом России (письмо от 22.12.2016 № ПН-07-07/8173) работы по укладке искусственного футбольного покрытия были перенесены на II квартал 2017 года; по итогам окончания работ их стоимость составила 2 835 828 руб. 60 коп.; указанные работы профинансированы за счет средств консолидированного бюджета Оренбургской области, соответственно, консолидированным бюджетом Оренбургской области выполнено условие софинансирования мероприятий по реконструкции футбольного поля по соглашению от 05.07.2016 № 348 с учетом сроков, согласованных с Минспортом Российской Федерации; указанное обстоятельство управление не оспаривает, поскольку оно установлено в акте проверки.
  19. Как следует из материалов дела и установлено судами, управлением в период с 12.01.2018 по 25.01.2018 была проведена внеплановая проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета, выявленных по результатам инвентаризации исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), софинансирование которых осуществлялось из федерального бюджета в 2015, 2016 годах (идентификатор контрольного мероприятия: 2018-ВК.000.0001-5300.001); в ходе проверки установлено, что министерством неправомерно израсходованы на мероприятия: 1) «Строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» средства федеральной субсидии в сумме 4 893 770 руб. 85 коп.; 2) «Реализация федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» средства федеральной субсидии в сумме 1 121 793 руб. 43 коп.; 3) «Реализация государственных программ Российской Федерации, направленных на цели развития физической культуры и спорта» средства федеральной субсидии в сумме 1 858 323 руб. 72 коп.
  20. По результатам внеплановой проверки составлен акт от 25.01.2018 и вынесено представление от 15.02.2018 № 5300-09-32/19-805, согласно которому в срок до 23.03.2018 министерство должно принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению бюджетного нарушения в части невыполнения условий расходования субсидии из федерального бюджета, а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств областного бюджета.
  21. Полагая, что представление управления от 15.02.2018 № 5300-09-32/19-805 вынесено незаконно и нарушает его права и законные интересы, министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
  22. Суды, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходили из того, что министерством не были выполнены условия расходования предоставленной субсидии из федерального бюджета.
  23. Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным статьями 65, 71, частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
  24. Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
  25. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 и на период до 2020 года» утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 и на период до 2020 года».
  26. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог (действовавшие в спорный период; далее - Правила № 598) приведены в приложении № 8 к Федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года».
  27. Правила № 598 устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета.
  28. Согласно пункту 4 Правил № 598 субсидии предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период главному распорядителю средств федерального бюджета на мероприятия, указанные в пункте 2 указанных Правил.
  29. В соответствии с пунктом 3 Правил № 598 условиями предоставления и расходования субсидии являются: наличие региональной программы, наличие в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение в очередном финансовом году и плановом периоде расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, указанных в пункте 2 данных Правил, в объеме не менее объема, необходимого для обеспечения предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, использование экономически эффективной проектной документации повторного использования (при наличии такой документации), возврат субъектом Российской Федерации средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые установлены Правилами предоставления субсидий.
  30. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 № 741-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2016 году бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией мероприятий по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием» в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» в бюджет Оренбургской области предусмотрено предоставление субсидий в объеме 66 240 000 руб.
  31. Пунктом 1.6 соглашения от 23.05.2016 № ФДА48/51-С о предоставлении субсидий в 2016 году установлено, что Правительство области обеспечивает направление средств бюджета Оренбургской области на финансовое обеспечение работ по объектам, включенным в Перечень, в 2016 году в сумме 84 356 999 руб.
  32. Общий объем финансирования по данному мероприятию в рамках соглашения от 23.05.2016 № ФДА48/51-С предусмотрен в сумме 150 596 999 руб.
  33. Судами установлено, что фактический уровень софинансирования по соглашению от 23.05.2016 № ФДА48/51-С составил по средствам федерального бюджета - 65 681 000 руб., по средствам областного бюджета - 72 519 094 руб. 93 коп., что составляет 47,5% и 52,5% (общая сумма расходования составила 138 200 094 руб. 93 коп.).
  34. При общем объеме фактически использованных средств в сумме 138 200 094 руб. 93 коп. субсидия из федерального бюджета могла быть использована Оренбургской областью в сумме не более 60 787 229 руб. 15 коп. (138 200 094,93 x 66 240 000 / 150 596 999).
  35. Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил 4 893 770 руб. 85 коп. (65 681 000 - 60 787 229,15).
  36. Статьей 306.8 БК РФ определено, что нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
  37. При указанных обстоятельствах суды пришли к выводу о том, что министерством не соблюдены требования, установленные пунктом 3 статьи 132 БК РФ, пунктом 3 Правил № 598, нарушены условия предоставления субсидии из федерального бюджета, а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Оренбургской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 4 893 770 руб. 85 коп.
  38. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (далее - постановление № 644).
  39. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках реализации мероприятий указанной целевой программы (далее - Правила предоставления субсидий) приведены в приложении № 6 к Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)».
  40. С учетом принятых дополнительных соглашений от 10.07.2015 № 1, 2 и от 16.12.2015 к соглашению от 30.04.2015 № 116-15-04-30-01, объем финансирования в 2015 году по мероприятию «Создание туристско-рекреационного кластера «Солевые озера» составил 979 852 500 руб.
  41. По данному мероприятию фактический уровень софинансирования по соглашению от 30.04.2015 № 116-15-04-30-01 составил по средствам федерального бюджета - 193 698 285 руб. 04 коп., по средствам областного бюджета - 87 159 253 руб. 05 коп., средств муниципального образования - 4 993 707 руб., что составляет 67,8% / 30,5 и 1,7% (общая сумма расходования составила 285 851 245 руб. 09 коп.).
  42. В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления субсидий условиями предоставления субсидий на реализацию мероприятий программы субъекта Российской Федерации являются: наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации; наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».
  43. Судами установлено, что отчетом об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета, форма 0503127 на 01.01.2016 подтверждено, что кассовые расходы по министерству составили по средствам федерального бюджета в сумме 193 698 280 руб., по средствам бюджета субъекта Российской Федерации - 87 159 250 руб.; при общем объеме фактически использованных средств в сумме 285 851 245 руб. 09 коп. субсидия из федерального бюджета могла быть использована Оренбургской областью в размере не более 192 576 491 руб. 97 коп. (285 851 245,9 x 201 300 000 / 298 800 000).
  44. Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил 1 121 793 руб. 43 коп. (193 698 285,4 - 192 576 491,97).
  45. Между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Оренбургской области (получатель субсидии) достигнуто соглашение от 05.07.2016 № 348 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджетам субъекта Российской Федерации на софинансирование государственных программ Российской Федерации, направленных на цели развития физической культуры и спорта.
  46. Названным соглашением предусмотрено выделение средств в сумме 14 057 500 руб.
  47. По данному мероприятию фактические расходы составили 11 757 400 руб.
  48. При общем объеме фактически использованных средств в сумме 11 757 400 руб. субсидия из федерального бюджета могла быть использована Оренбургской областью в сумме не более 9 499 176 руб. 28 коп. (11 757 400 x 11 357 500 / 14 057 500).
  49. Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил в сумме 1 858 323 руб. 72 коп. (11 357 500 - 9 499 176,28).
  50. Суды, исследовав и оценив представленные в материалы документы в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованным выводам о том, что оспариваемое представление управления не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы министерства.
  51. Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
  52. Довод министерства о том, что консолидированным бюджетом Оренбургской области выполнено условие софинансирования мероприятий по реконструкции футбольного поля по соглашению от 05.07.2016 № 348 с учетом сроков, согласованных с Минспортом Российской Федерации, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
  53. Иные доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не опровергают выводы судов.
  54. Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  55. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
  56. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
  57. Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
  58. Постановил:

  59. решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.09.2018 по делу № А47-6057/2018 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области – без удовлетворения.
  60. Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  61. Председательствующий О.Г. Гусев
  62. Судьи А.В. Кангин
  63. Е.О. Черкезов

Печать

Печатать