9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение АС Приморского края от

  1. Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2019 года.
  2. Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2019 года.
  3. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Тихомировой Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазуровой Л.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Уссурийской таможни (ИНН 2511008765, ОГРН 1022500869533, дата государственной регистрации: 24.12.2002)
  4. к обществу с ограниченной ответственностью «Промбизнес» (ИНН 2508119592, ОГРН 1142508002097, дата государственной регистрации 05.06.2014)
  5. о взыскании утилизационного сбора
  6. при участии в судебном заседании:
  7. от заявителя – Герасимова В.В. по доверенности,
  8. от ответчика – не явились, извещены надлежащим образом,
  9. Установил:

  10. Уссурийская таможня (далее – таможенный орган, таможня, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Промбизнес» (далее – ответчик, общество, ООО «Промбизнес») утилизационного сбора в сумме 600 000 рублей за товар № 1 по ДТ № 10716050/130117/0000981.
  11. Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, для участия в нем своих представителей не направил, что не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
  12. Представитель таможни по тексту заявления и в судебном заседании указал, что обществом было ввезено на таможенную территорию и помещено под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» транспортное средство «погрузчик». По результатам таможенного контроля установлено, что утилизационный сбор декларантом в отношении указанного товара, задекларированного в ДТ №10716050/130117/0000981 не уплачен, что подтверждается отсутствием таможенных приходных ордеров, в связи с чем таможенный орган полагает, что имеются основания для принудительного взыскания указанного платежа в судебном порядке.
  13. Общество письменный отзыв в материалы дела не представило, правовую позицию в отношении заявленных требований не выразило.
  14. Из материалов дела судом установлено, что в январе 2017 года обществом на таможенную территорию РФ был ввезен и помещен под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» товар №1 – «погрузчик фронтальный колёсный одноковшовый в частично разобранном виде (для удобства транспортировки демонтированы ковш и кабина), с высотой подъема 3 м., предназначен для осуществления погрузочных и транспортировочных операций с сыпучими материалами. Производитель: XUZHOU CONSTRUCTION MACHINERY GROUP CO. LTD. Товарный знак XCMG, марка LW300-FN, модель LW300-FN, двигатель дизельный модель YC6B125-T21, объем 6 726 СМ3, мощность 92 квт/125 л.с., год выпуска 2016, цвет желтый, 1 шт. 10 440 кг.».
  15. В целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и иных документах, предъявленных при таможенном декларировании товаров, и определения правильности исчисления и своевременности уплаты утилизационного сбора в период с 11.04.2017 по 13.04.2017 в отношении общества проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров, по результатам которой установлено, что утилизационный сбор декларантом в отношении товара №1, задекларированного в ДТ № 10716050/130117/0000981 не уплачен, таможенный приходный ордер отсутствует.
  16. Письмом от 17.04.2017 № 17-26/09469 таможенный орган уведомил декларанта о необходимости уплаты утилизационного сбора по спорному товару в сумме 600 000 рублей.
  17. В связи с неуплатой обществом в добровольном порядке утилизационного сбора таможенный орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
  18. Суд, исследовав материалы дела, считает, что требование таможенного органа подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
  19. В пункте 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ) установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 указанной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
  20. Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
  21. Пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, в числе которых названы лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
  22. Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
  23. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила) и Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
  24. Согласно пункту 2 названного постановления оно вступает в законную силу со дня его официального опубликования (опубликовано 10.02.2016).
  25. Таким образом, из приведенных норм следует, что утилизационный сбор в отношении самоходных машин, указанных в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 №81 перечне, подлежит взиманию с 10.02.2016.
  26. В пункте 5 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ предусмотрено, что при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
  27. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ). При этом, в соответствии с пунктом 3 Правил, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная таможенная служба.
  28. Согласно разделу VI Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень) погрузчики, классифицируемые кодом 842951 ТН ВЭД ЕАЭС, относятся к самоходным машинам, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.
  29. В соответствии со ссылкой «4» к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 рублей.
  30. В соответствии с разделом VI «Погрузчики» Перечня к погрузчикам новым массой свыше 8 тонн, но не более 13,5 тонн применяется коэффициент 4.
  31. Как следует из сведений, заявленных декларантом в графе 38 ДТ № 10716050/130117/0000981, масса погрузчика составляет 10 440 кг.
  32. Следовательно, исходя из базовой ставки и приведенного выше коэффициента, сумма утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении товара № 1 по ДТ № 10716050/130117/0000981, составляет 600 000 руб.
  33. Согласно положениям пункта 17 Постановления Правительства Российской Федерации № 81, в случае если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления.
  34. В силу подпункта 1 части 5 статьи 150 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требование об уплате таможенных платежей подлежит выставлению в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, который заканчивается по истечении 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации. Либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля.
  35. По смыслу норм Закона № 311-ФЗ правовым основанием для направления требования об уплате таможенных платежей выступает соответствующее решение в сфере таможенного дела, при отсутствии которого требование об уплате таможенных платежей противоречит Закону № 311-ФЗ. Названный порядок взыскания таможенным органом фактически соблюден, поскольку письмом от 17.04.2017 № 17-26/09469 таможня сообщила обществу о необходимости уплаты утилизационного сбора, что рассматривается судом как направление соответствующего требования.
  36. Проверив порядок и сроки взыскания утилизационного сбора, суд установил, что он соблюден таможенным органом.
  37. Также судом проверен расчет утилизационного сбора и признан правильным методологически и арифметически, возражений в отношении расчета сбора обществом не представлено, доказательств уплаты обществом предъявленной к взысканию суммы утилизационного сбора материалы дела не содержат.
  38. Как было указано выше, пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона №89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, к которым отнесены и лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию, следовательно, обязанность уплаты утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от наличия либо отсутствия факта дальнейшей эксплуатации ввезенного транспортного средства.
  39. Судом установлено, что спорное транспортное средство ввезено на таможенную территорию РФ и помещено под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» по ДТ №10716050/130117/0000981. В декларации указана отметка «выпуск разрешен».
  40. Таким образом, проанализировав вышеприведенные нормативные акты, суд приходит к выводу о том, что под «ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию» (статья 24.1 Федерального закона №89-ФЗ) следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленному таможенному режиму (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений, в данном случае, в свободное обращение). Таким образом, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска бывшего в употреблении транспортного средства таможней в свободное обращение.
  41. На основании изложенного, суд считает заявление таможни о взыскании с ООО «Промбизнес» утилизационного сбора в размере 600 000 руб. подлежащим удовлетворению.
  42. В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке таможенный орган был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
  43. При изготовлении резолютивной части решения от 19.02.2019 судом была допущена опечатка в части номера декларации на товары, по которой ввезен спорный товар, вместо «№10716050/130117/0000981» ошибочно указано «№10716050/230816/0012860». Поскольку данная опечатка не изменяет сути судебного акта, суд в порядке статьи 179 АПК РФ исправляет допущенную опечатку в первом абзаце резолютивной части решения.
  44. Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
  45. Решил:

  46. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Промбизнес» (ИНН 2508119592, ОГРН 1142508002097) в доход бюджета Российской Федерации утилизационный сбор в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей за товар № 1 по ДТ № 10716050/130117/0000981.
  47. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Промбизнес» (ИНН 2508119592, ОГРН 1142508002097) в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
  48. Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
  49. Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
  50. Судья Тихомирова Н.А.

Печать

Печатать