9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Кемеровской области

Решение от

По делу № А27-29772/2018
  1. Город Кемерово Дело № А27-29772/2018
  2. 21 февраля 2019 года
  3. Резолютивная часть решения оглашена 19 февраля 2019 года
  4. Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2019 года
  5. Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Федотова А.Ф.,
  6. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыгиной М.С., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Беловские городские очистные сооружения», г. Белово, Кемеровская область (ОГРН 1034202004407, ИНН 4202023230)
  7. к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение», г. Белово, Кемеровская область (ОГРН 1024200544257, ИНН 4202022244)
  8. о взыскании 1 016 637 руб. 38 коп.
  9. при участии:
  10. от истца: Астахов С.В., представитель по доверенности № 1 от 09.01.2019, паспорт.
  11. от ответчика: Тараненко А.М., представитель по доверенности № 17 от 25.12.2018, паспорт,
  12. Установил:

  13. Общество с ограниченной ответственностью «Беловские городские очистные сооружения» обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение» о взыскании 1 016 637 руб. 38 коп. долга по внесению платы за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.
  14. Исковые требования со ссылкой на статьи 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, мотивированы установлением истцом фактов превышения ответчиком за период с декабря 2017 года по июнь 2018 года в сточных водах предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ и неисполнением ответчиком своих обязательств по внесению платы за превышение ПДК.
  15. Ответчик, не согласившись с предъявленными исковыми требованиями, представил письменный мотивированный отзыв на исковое заявление в порядке статьи 131 АПК РФ, в котором указал, что в соответствии с пунктами 1-3 статьи 30 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» №416-ФЗ от 07.12.2011 в редакции, действовавшей в период заявленных исковых требований, контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод». Программа контроля состава и свойств сточных вод согласовывается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор.
  16. Ответчиком был направлен запрос №388 от 29.10.2018 в адрес истца о предоставлении копии программы контроля состава и свойств сточных вод. Письмом №711 от 29.11.2018 истец отказал ООО «Теплоснабжение» в предоставлении копии Программы контроля состава и свойств сточных вод на 2017 – 2018 годы.
  17. На основании изложенного ответчик полагает проведение контроля качества и состава сточных вод ООО «Белгос» незаконным, поскольку оно проводилось в отсутствие Программы контроля состава и свойств сточных вод, согласованной с органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор. Требование проведения контроля состава и качества сточных вод на основании согласованной программы контроля носит императивный характер и не предусматривает право организации водоотведения контролировать состав и свойств сточных вод в отсутствии программы контроля.
  18. В судебном заседании представитель истца исковые требования поддерживал в полном объеме, в материалы дела представил Программу контроля состава и свойств сточных вод абонентов ООО «Белгос».
  19. Представитель ответчика исковые требования не признавал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
  20. Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав обстоятельства и материалы дела
  21. Суд
  22. Установил:

  23. Между ООО «Беловские городские очистные сооружения» (организация ВКХ) и ООО «Теплоснабжение» (Абонент) заключен договор водоотведения № 2026 от 02.04.2014, по условиям которого Организация ВКХ, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в договоре (пункт 1 договора).
  24. Оплата абонентом сброшенных сточных вод производится по тарифам на водоотведение, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (пункт 6 договора).
  25. Абонент оплачивает сточные воды в объеме отведенных сточных вод до 10-го числа месяца, следующего за расчетным (пункт 7 договора).
  26. Организация ВКХ осуществляет контроль состава и свойств сточных вод в соответствии с параграфом VII договора, которым определен порядок отбора и места отбора проб сточных вод.
  27. Согласно пункту 23 договора, отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод и информирование о таких результатах абонентов и уполномоченных органов государственной власти в рамках контроля состава и свойств сточных вод в отношении абонентов, для объектов которых нормы допустимых сбросов не устанавливаются, осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод».
  28. Места отбора проб определены в Приложении № 4 к договору – это канализационный колодец КК-5, частота отбора определена 1 раз в квартал.
  29. Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер платы абонента в связи с нарушением им нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения рассчитывается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 9 договора).
  30. Организацией ВКХ в присутствии абонента отобраны пробы сточных вод (контрольная, параллельная и резервная), о чем составлены акты № 346 от 11.12.2017, № 3 от 09.01.2018, № 36 от 12.02.2018, № 69 от 14.03.2018, № 121 от 14.05.2018, № 152 от 06.06.2018, подписанные представителем абонента без возражений и замечаний.
  31. Исследования отобранных проб осуществлены производственной лабораторией организации ВКХ, аттестованной в установленном законом порядке (свидетельство об аттестации № 928/15 от 02.07.2015, действительно до 02.07.2018.
  32. Согласно протоколу испытаний по акту обора пробы № 346 от 11.12.2017 установлено превышение ПДК по нитрит-иону – 0,12 мг/дм.куб., хлорид – иону – 686,1 мг/дм.куб.
  33. Согласно протоколу испытаний по акту обора пробы № 36 от 12.02.2018 установлено превышение ПДК по нитрит-иону – 0,02 мг/дм.куб., хлорид – иону – 4,6 мг/дм.куб.
  34. Согласно протоколу испытаний по акту обора пробы № 69 от 14.03.2018 установлено превышение ПДК водородному показателю – 1,06 мг/дм.куб.
  35. Согласно протоколу испытаний по акту обора пробы № 121 от 14.05.2018 установлено превышение ПДК по азоту аммонийному – 0,34 мг/дм.куб., по нитрит – иону – 0,02 мг/дм.куб., по фосфат – иону – 0,11 мг/дм.куб.
  36. Согласно протоколу испытаний по акту обора пробы № 152 от 06.06.2018 установлено превышение ПДК по нитрит – иону – 0,12 мг/дм.куб., по хлорид – иону – 517 мг/дм.куб.
  37. В этой связи, организацией ВКХ произведен расчет повышенной платы за превышение ПДК, ответчику выставлены и направлены счета-фактуры № 00000203 от 30.01.2018, № 00000636 от 30.03.2018, № 00001621 от 29.06.2018 на общую сумму 1 016 637 руб. 38 коп., которые ответчиком оплачены не были.
  38. Истцом направлена в адрес ответчика претензия от 18.09.2018 об оплате задолженности, оставленная последним без ответа и удовлетворения, в связи с чем, истец обратился с настоящим исковым заявлением.
  39. Суд, оценив установленные им обстоятельства, пришел к следующим выводам.
  40. Помимо платы за обычное (в пределах, установленных законом и договором) водоотведение законодательством установлено два вида платы за вред в зависимости от объекта, которому он причиняется: 1) плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и 2) плата за негативное воздействие на окружающую среду вследствие отведения сточных вод (превышение нормативов по составу сточных вод) (ст. 26 и 27 Закона о водоснабжении и водоотведении соответственно).
  41. Нормативы допустимых сбросов и лимиты на сбросы для абонентов, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод которых составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения, устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов», п. 2 Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 № 393).
  42. Так вот, согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.2015 № 1101 на абонентов, которым установлены нормативы по составу сточных вод с целью взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду вследствие их превышения (ст. 27 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»), с 01.01.2019 не распространяется действие п. 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил № 167 и Постановления №1310, в порядке которых устанавливаются нормативы по составу сточных вод для сброса в централизованные системы водоотведения.
  43. Следовательно, до 01.01.2019 ко всем абонентам подлежат применению п. 9, 61, 62, 64, 65, 67 и 69-71 Правил № 167 и Постановления №1310.
  44. На основании п. 61 Правил № 167 в редакции, действовавшей в период отбора проб, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (организация ВКХ).
  45. Согласно п. 65 Правил № 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
  46. В соответствии с пунктом 70 Правил № 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  47. Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе, за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
  48. В соответствии с частью 2 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776.
  49. Во исполнение данного Постановления Правительства Российской Федерации принято постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.06.2009 № 298 «Об утверждении положения о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (л.д. 96), которым предусмотрено, что абоненты обеспечивают соблюдение согласованных нормативов сброса сточных вод по качеству и объему, за превышение нормативов ДК загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых в систему канализации населенных пунктов, вносится повышенная плата за превышение допустимых концентраций по соответствующей формуле:
  50. П = Q x (n + 1) x Т, где:
  51. П - плата за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов сброса по качеству (ДК), руб.;
  52. Q - объем сточных вод, поступающих от юридического лица (абонента) за расчетный период, м3;
  53. n - количество загрязняющих веществ с концентрациями, превышающими установленные нормативы (ДК) в сточной воде, ограничиваемое десятью ингредиентами;
  54. Т - тариф за услуги по приему сточных вод, руб.
  55. Согласно условиям договора № 2026 от 02.04.2014, в соответствии с пунктами 61, 64 Правил № 167, абонент обязан обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод, которые устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
  56. Нормативы водоотведения по составу сточных вод абоненту, установлены в соответствии с Правилами № 167 и Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.06.2009 № 298 «О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» постановлением Администрации Беловского городского округа № 334-П от 03.12.2014, согласованы сторонами в Приложении № 6 к договору (пункт 26 договора).
  57. В силу пункта 69 Правил № 167 оплата абонентом полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод производится в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или договором, а фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, - в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
  58. Согласно пунктам 65, 67 Правил № 167, пунктом 27 договора контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного или по ее поручению транзитная организация, осуществляющая транспортировку сточных вод абонента.
  59. В Правилах № 525 указано следующее.
  60. По результатам отбора проб сточных вод на месте отбора проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод по форме, приведенной в приложении № 2, который подписывается организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом (п. 27). При отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств (п. 29). При параллельном отборе проб сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, осуществляет отбор резервной пробы (п. 30). Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией, осуществляющей водоотведение, на месте отбора проб сточных вод (п. 31). Результаты отбора параллельных и резервной проб сточных вод указываются в акте отбора проб сточных вод, составленном по форме, приведенной в приложении № 2 к настоящим Правилам, в 3 экземплярах, которые подписываются организацией, осуществляющей водоотведение, и абонентом в течение 1 рабочего дня со дня отбора проб. Третий экземпляр такого акта хранится вместе с резервной пробой. Абонент при несогласии с содержанием акта отбора пробы сточных вод обязан подписать его с изложением особого мнения не позднее 1 рабочего дня со дня отбора проб (п. 35).
  61. В силу пункта 36 Правил N 525, результаты анализов отобранных параллельных проб сточных вод в течение 24 часов со дня их получения направляются абонентами в организацию, осуществляющую водоотведение, для проведения оценки сопоставимости результатов.
  62. В случае если результаты анализа отобранных проб сточных вод не сопоставимы и хотя бы одна из сторон отказывается принимать за истинное значение результатов анализа среднее арифметическое значение результатов анализа параллельных проб, за счет такой стороны в течение 1 рабочего дня проводится анализ резервной пробы. При наличии такой возможности анализ резервной пробы осуществляется в аккредитованной лаборатории, не участвовавшей в анализе параллельных проб сточных вод. За истинное значение результатов анализа по каждому из исследуемых показателей принимается среднее арифметическое результатов резервной пробы и одной из параллельных проб, результаты которой меньше отличаются от результатов резервной пробы (пункт 37 Правил N 525).
  63. Суд, исходя из буквального толкования пункта 29 Правил N 525, пришел к выводу о том, что как отбор параллельной пробы сточных вод, так и ее последующий анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств является правом, а не обязанностью абонента. Не воспользовавшись своим правом на оспаривание результатов проведенных организацией ВКХ анализов, ответчик принял на себя последствия начисления повышенной платы за превышения ПДК. На основании изложенного, не имеется оснований для установления различных правовых последствий отсутствия результатов анализов отобранных параллельных проб сточных вод в ситуации, когда параллельная проба отобрана, но не передана на анализ, и в случае, когда отбор данных проб не производился.
  64. В силу пункта 67 Правил № 167 анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).
  65. Более того, в соответствии с Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения канализации МДК 3-02.2001, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999, все производственные лаборатории, осуществляющие контроль качества воды и испытания полученной продукции, должны быть аттестованы в обязательном порядке в соответствии с рекомендациями МИ 2427-97 «Оценка состояния измерений в испытательных и измерительных лабораториях» и аккредитованы (в добровольном порядке) в соответствии ГОСТ 851000.3-96 «Общие требования к испытательным лабораториям».
  66. В данном случае анализы проб сточных вод осуществлены производственной лабораторией организации ВКХ, аттестованной в установленном законом порядке (свидетельство об аттестации № 928/15 от 02.07.2015, действительно до 02.07.2018 с приложением по показателям исследования).
  67. Суд отклоняет доводы ответчика о незаконности проведения контроля качества и состава сточных вод истцом, поскольку оно проводилось в отсутствие программы контроля состава и свойств сточных вод согласованной с органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный экологический надзор, исходя из следующего.
  68. Согласно пункту 4 Правил N 525 программа контроля состава и свойств сточных вод разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей водоотведение, и согласовывается территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Срок действия программы контроля состава и свойств сточных вод составляет не менее 3 лет. При этом периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал, за исключением случая, указанного в пункте 7 данных правил, и не может быть реже 1 раза в год (пункт 6 Правил N 525).
  69. В пункте 7 Правил N 525 установлено, что периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в месяц в случае, когда за последние 3 года, предшествующие году начала реализации программы контроля состава и свойств сточных вод, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемых сверх установленных нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы, с нарушением декларации о составе и свойствах сточных вод.
  70. В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 Правил № 525 основанием для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод является обнаружение несоответствия показателей состава сточных вод нормативам допустимых сбросов, и (или) лимитам на сбросы, и (или) нормативам водоотведения по составу сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, и (или) показателям, указанным в декларации о составе и свойствах сточных вод, в том числе обнаружение сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
  71. Приложением № 6 к договору установлено, что местом отбора проб является - канализационный колодец КК-5, а также установлена частота отбора проб 1 раз в квартал. Ответчиком неоднократно нарушались требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленным законодательством, на основании чего, суд приходит к выводу об обоснованности проведения истцом проверок контроля состава и свойств отводимых сточных вод один раз в месяц до устранения обстоятельств послуживших основанием для таких проверок.
  72. Кроме того, истцом в настоящем судебном заседании в материалы дела представлена Программа контроля состава и свойств сточных вод абонентов ООО «Белгос», в соответствии с пунктом 11 которой установлена плановая периодичность контроля за составом и свойствами отводимых сточных вод для абонента ООО «Теплоснабжение» - 1 раз в месяц, местом отбора проб является КК-5.
  73. В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
  74. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности (часть 3 статьи 71 АПК РФ). всеми, представленными истцом доказательствами, подтверждается обоснованность начисления повышенной платы за превышение ПДК.
  75. На основании изложенного суд считает, что иск подлежит удовлетворению с отнесением на ответчика расходов по уплате государственной пошлины (часть 1 статьи 110 АПК РФ).
  76. Руководствуясь статьями 110, 167-171, частью 2 статьи 176, статьями 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
  77. Решил:

  78. исковые требования удовлетворить.
  79. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Теплоснабжение», г. Белово, Кемеровской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Беловские городские очистные сооружения», г. Белово, Кемеровской области 1 016 637 руб. 38 коп. долга, а также 23 166 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
  80. Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
  81. Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Кемеровской области, принявший решение в первой инстанции.
  82. Судья А.Ф. Федотов

Печать

Печатать