9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Забайкальского края

Решение от

По делу № А78-16278/2018
  1. Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2018 года
  2. Решение изготовлено в полном объёме 11 января 2019 года
  3. Арбитражный суд Забайкальского края
  4. в составе судьи Л.В.Бочкарниковой
  5. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А.Бутиной
  6. рассмотрел в открытом судебном заседании дело
  7. по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЗабайкалЭкоЭксперт» (ОГРН 1167536058689, ИНН 7536163137)
  8. к государственному казенному учреждению «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края (ОГРН 1037550001719, ИНН 7536053695)
  9. о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении №2108 от 08 октября 2018 года, и недействительной односторонней сделки ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края по расторжению заключенного с ООО «ЗабайкалЭкоЭксперт» государственного контракта №Ф.2018.330485 от 12 июля 2018 г.;
  10. о признании действующим государственного контракта №Ф.2018.330485 от 12 июля 2018 года,
  11. при участии в судебном заседании:
  12. от истца: Мишина Д.А., представителя по доверенности от 10.10.2018; Бахметьевой Т.А., представителя по доверенности от 10.10.2018;
  13. от ответчика: Корчагиной Е.А., представителя по доверенности от 01.03.2018;
  14. Общество с ограниченной ответственностью «ЗабайкалЭкоЭксперт» (далее – истец, ООО «ЗабайкалЭкоЭксперт», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному казенному учреждению «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края (далее – ответчик, ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края, Учреждение) о признании незаконным решения, выраженного в уведомлении №2108 от 08 октября 2018 года, и недействительной односторонней сделки ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края по расторжению заключенного с ООО «ЗабайкалЭкоЭксперт» государственного контракта №Ф.2018.330485 от 12 июля 2018 года; о признании действующим государственного контракта №Ф.2018.330485 от 12.07.2018.
  15. В исковом заявлении, устных пояснениях по исковым требованиям истец ссылается на неполное и несвоевременное представление ответчиком исходных данных, длительное согласование последним направляемых истцом документов, фактическое оказание услуг и передачу их результата ответчику, который в свою очередь их не принял, направив истцу письмо от 08.10.2018 № 2108 о расторжении государственного контракта № Ф.2018.330485, в связи с нарушением срока исполнения. До настоящего времени проекты Учреждением не утверждены, истцу не возвращены.
  16. Истец считает, что сложившиеся отношения между истцом и ответчиком лишило Общество возможности выполнить заключительные работы по согласованию проектов в уполномоченных органах, и, как следствие, воспользоваться своим правом, предусмотренным частью 14 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, на устранение нарушений условий контракта в десятидневный срок с момента получения уведомления о расторжении контракта.
  17. В отзыве на исковое заявление ответчик возразил против удовлетворения исковых требований, ссылается на нарушение срока исполнения контракта. В связи с несвоевременным представлением проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязненных) веществ в атмосферный воздух (ПДВ), проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) ответчик в одностороннем порядке отказался от исполнения государственного контракта.
  18. Ответчик не признает наличие своей вины в невыполнении работ в срок.
  19. Представители истца в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
  20. Представитель ответчика в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований.
  21. Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон
  22. Суд
  23. Установил:

  24. Из материалов дела следует, что 12.07.2018 по результатам проведения электронного аукциона и на основании протокола N 1/5318-ЭА между ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края (Заказчик) и ООО «ЗабайкалЭкоЭксперт» (Исполнитель) заключен государственный контракт N Ф.2018.330485, по условиям которого подрядчик обязуется оказать услуги по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязненных) веществ в атмосферный воздух (ПДВ), проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) в соответствии с Приложением № 1 (Техническое задание), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, а заказчик принять и оплатить оказанные Исполнителем услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
  25. Пунктом 1.2.контракта предусмотрено место оказания услуг:
  26. - Забайкальский край, Борзинский район, г. Борзя, ул. Лазо, 68;
  27. - Забайкальский край, Александрово-Заводский район, ул. Комсомольская, 14а;
  28. - Забайкальский край, Нерчинско-Заводский район, с. Нерчинский Завод, ул. Строителей, 10;
  29. - Забайкальский край, Тунгокоченский район, с. Верх-Усугли, ул. Земляничная, 1;
  30. - Забайкальский край, Шелопугинский район, с. Шелопугино, ул. Музгина, 61/2.
  31. Пунктом 1.3. контракта предусмотрен срок оказания услуг: с момента заключения Контракта по 31 августа 2018 года.
  32. В силу пунктов 2.1., 2.2., 2.3. цена контракта является твердой, не может изменяться в ходе заключения и исполнения Контракта, за исключением случаев, установленных Контрактом и (или) предусмотренных законодательством Российской Федерации. Общая цена Контракта составляет 150000 рублей 00 копеек. НДС не облагается на основании гл. 26.2 Налогового кодекса РФ. В общую цену Контракта включены все расходы Исполнителя, необходимые для осуществления им своих обязательств по Контракту в полном объеме и надлежащего качества, в том числе все подлежащие к уплате налоги, сборы и другие обязательные платежи и иные расходы, связанные с оказанием услуг.
  33. С учетом пункта 2.4. контракта оплата оказанных услуг осуществляется по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя ежемесячно в течение 15 рабочих дней с момента приемки оказанных услуг.
  34. В соответствии с разделом 3 контракта оказание услуг осуществляется в соответствии с Техническим заданием (Приложение №1 к настоящему Контракту). По завершении оказания услуг Исполнитель составляет и передает в установленном порядке Заказчику:
  35. - проекты нормативов ПДВ, ПНООЛР, оформленные, согласованные (утвержденные) в соответствии с требованиями установленными законодательством Российской Федерации в 2 экземплярах на бумажных носителях и в 1 экземпляре на электронном носителе;
  36. - оформление документов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области экологии.
  37. По факту предоставления Исполнителем отчетных материалов в оригиналах (на бумажных носителях) Исполнитель предоставляет Заказчику на подпись акт оказанных услуг. При отсутствии претензий к объему и качеству оказанных Исполнителем услуг, Заказчик обязан подписать и направить акт оказанных услуг Исполнителю. При наличии претензий к объему и/или качеству оказанных Исполнителем услуг, Заказчик обязан оформить в письменном виде мотивированный отказ от подписания акта оказанных услуг и направить его в адрес Исполнителя не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления акта оказанных услуг Заказчику. В случае мотивированного отказа Заказчика от подписания акта оказанных услуг за календарный месяц, сторонами составляется акт с перечнем необходимых доработок и сроков их выполнения за счет Исполнителя. При отсутствии мотивированного отказа Заказчика от подписания акта оказанных услуг за календарный месяц в сроки, оговоренные в п. 3.5 настоящего Контракта, считается, что услуги оказаны Исполнителем в полном объёме в соответствующем качестве и в срок. В дальнейшем Исполнитель освобождается от доказывания надлежащего исполнения настоящего Контракта за календарный месяц оказания услуг.
  38. Согласно пункту 5.2.3 контракта Заказчик обязан создавать Исполнителю необходимые условия для оказания Услуг, принять их результат.
  39. В соответствии с пунктом 5.3.2. исполнитель имеет право получать от Заказчика документацию/информацию, необходимую для оказания услуг по настоящему Контракту.
  40. В период действия отчетных материалов, подготовленных Исполнителем в рамках обязательств по настоящему Контракту, защищать результаты своей работы в любом государственном органе, имеющем право контролировать и проверять указанные документы. Своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств по Контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта (пункт 5.4.3., 5.4.5. контракта).
  41. Согласно пунктам 8.5., 8.6., 8.7. контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
  42. Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в случаях:
  43. - в случае неоднократного нарушения сроков оказания услуг, установленного настоящим Контрактом (п.п. 8.6.1.);
  44. - в случае нарушения сроков устранения нарушений, выявленных в ходе приемки услуг, а также в случае нарушение сроков устранения скрытых недостатков, выявленных после приемки услуг Заказчика (п.п. 8.6.2.);
  45. - в случае неоднократного (двух и более раз) нарушения любого из условий настоящего Контракта (п.п. 8.6.3.).
  46. Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
  47. - в случае нарушения Заказчиком сроков приемки услуг, установленного настоящим Контрактом (п.п. 8.6.4.).
  48. В письме от 27.07.2018 N 2043 истец сообщил, что согласно заключенному контракту № Ф.2018.330485 от 12.07.2018 на разработку проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ) и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для 5 площадок происходит задержка выполнения работ в связи с непредставлением исходных данных. Просил ускорить решение данного вопроса (л.д. 30).
  49. Из материалов дела видно, что заполненные бланки исходных данных, подписанные и.о.руководителем ГКУ «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края Е.В. Мусихиным и скрепленные печатью Учреждения, после неоднократных указаний Общества о неполноте сведений и необходимости доработки были получены от Заказчика лишь 27, 28 августа 2018 года, то есть за три дня до истечения срока выполнения работ по Контракту (л.д.31-37). Однако за весь период действия контракта Учреждением не была представлена информация о заключении договоров на передачу отходов специализированной организации.
  50. 28.08.2018 по результатам рассмотрения полученных бланков исходных данных, ответчику письмом № 2076-Э, сообщено о непредставлении таких договоров и необходимости их направления, как недостающей информации Исполнителю.
  51. 03.09.2018 Общество в адрес Учреждения направило письмо № 2081-Э о приостановлении разработки нормативной экологической документации в связи с не представлением полного объема исходных данных (л.д.39).
  52. Посчитав, что информация, изложенная в письме № 2081-Э, свидетельствует о неисполнении своих обязательств ООО «ЗабайкалЭкоЭксперт», Учреждение потребовало от Исполнителя при неполноте исходных данных (так и не представленных договоров) передать ему результаты работы (письмо №1920 от 12.09.2018) (л.д.40).
  53. Согласно письму 18.09.2018 № 2085-Э Общество направило на утверждение Заказчику готовую проектную документацию, с уведомлением о необходимости скорейшей их передачи Исполнителю для дальнейшего согласования в государственных органах (л.д.42). Кроме того, согласно письму от 18.09.2018 № 2086-Э истец направил подробный отчет о проделанной работе по разработке и согласованию нормативной экологической документации в табличном виде. Истец указал, что, несмотря на несвоевременное представление Учреждением необходимой информации и многократные уведомления о задержке выполнения работ ООО «ЗабЭкоЭксперт» выполнил разработку материалов в установленные сроки до 31.08.2018. Истец пояснил, что материалы не были переданы на утверждение в указанные сроки по причине предоставления возможности заказчику заключить необходимые договора, Истец предложил ответчику утвердить документацию и представить её в ООО «ЗабЭкоЭксперт» для направления на согласование в проверяющие инстанции. Однако со стороны Заказчика данное обязательство не исполнено, до настоящего времени проекты Учреждением не утверждены, Исполнителю не возвращены.
  54. Следует отметить, что запрашиваемые истцом данные в полном объеме, а именно заполнение бланков исходных данных для разработки проектов нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДВ) и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛД) ответчик направил истцу по электронной почте «Юлия Ларионова lyuk_07@rambler.ru» - 27.08.2018 и 28.08.2018 (л.д. 35, 37).
  55. Данный электронный адрес принадлежит сотруднику Учреждения Ларионовой Юлии Константиновны, что подтверждается приказами о прекращении действия трудового договора (контракта) с работником от 15.06.2018 № 102-ЛС и о принятии на работу от 18.06.2018 № 104-ЛС (л.д.103-104).
  56. Данные обстоятельства представитель ответчика не опроверг.
  57. Относительно представления исходных данных, начиная с 10.07.2018, представители истца в судебном заседании подтвердили и пояснили, что между сторонами велась постоянная электронная переписка и переговоры по телефону. В материалы дела истцом представлены скриншоты страниц, из которых усматривается, что истец действительно направлял ответчику запросы об отсутствии полных исходных данных, представлении недостающих данных и т.д. (л.д. 57-88).
  58. Разработанные проекты нормативов предельно допустивых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ПДФ) и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), разработанные согласно государственному контракту № Ф.2018.330485 от 12.07.2018 вручены заказчику 18.09.2018, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции ответчика (л.д.42).
  59. Ссылаясь на положения статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и непредставление проекта в установленный контрактом срок оказания услуг (с момента заключения контракта по 31.08.2018), ответчик решением (в виде письма) от 08.10.2018 № 2108 отказался в одностороннем порядке от исполнения контракта.
  60. При этом подрядчик 04.09.2018 вручил заказчику претензию от 03.09.2018 № 2081-Э (л.д. 39), в которой, указал на неоднократные переговоры и направленные в адрес Учреждения писем о предоставлении исходных данных, сообщил о приостановлении разработки нормативной экологической документации.
  61. Факт получения вышеуказанного решения истец не опроверг. Указанные обстоятельства отражены в ответе Общества от 16.10.2018 № 2105-Э (л.д.91).
  62. Данное решение послужило основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
  63. В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательств допускается в исключительных случаях, прямо указанных в законе.
  64. Статьями 758, 759 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации, принять и оплатить результат работ. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
  65. В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
  66. Статьей 715 ГК РФ предусмотрено: если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
  67. В силу статьи 717 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.
  68. Согласно пункту 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
  69. В части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом.
  70. Право заказчика на односторонний отказ исполнения контракта установлено в пункте 8.6 контракта.
  71. По мнению ответчика, Заказчик отказался от контракта в связи с виновными действиями Исполнителя, выразившимися в неоднократном нарушении сроков оказания услуг, а также неоднократном нарушение условий контракта (п.8.6 Контракта), а именно: нарушение установленного договором срока (до 31.08.2018) исполнения обязательств по договору, а также нарушение срока передачи результата работ, установленного в претензии № 1920 от 12.09.2018.
  72. Вместе с тем, материалами дела подтверждено и сторонами не оспорено, что решение об одностороннем расторжении контракта принято заказчиком 08.10.2018, тогда как срок исполнения контракта согласован сторонами 31.08.2018.
  73. В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
  74. Исследовав и оценив представленные в дело доказательства с учетом статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что согласно вышеуказанной переписке сторон по контракту заказчик не представил своевременно исходные данные для оказания услуг по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязненных) веществ в атмосферный воздух (ПДВ), проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), своевременно не утвердил разработанные проекты на основании несвоевременно представленных им исходных данных, а также не возвратил до настоящего времени проекты Исполнителю, что свидетельствует о наличия препятствий, послуживших основанием для нарушения истцом своих обязательств по контракту.
  75. Таким образом, суд признает, что истцом в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представлены в материалы дела доказательства того, что сроки выполнения работ нарушены именно по вине ответчика (заказчика).
  76. Более того, как следует из материалов дела, до вынесения решения заказчика от 08.10.2018 № 2108 об отказе от исполнения контракта, а также до истечения установленного в претензии заказчика от 12.09.2018 № 1920 о предоставлении Обществом отчетных материалов семидневного срока с даты получения настоящей претензии, истцом 18.09.2018 были переданы на утверждение проекты заказчику, о чем свидетельствует письмо от 18.09.2018 № 2085-Э (л.д. 42).
  77. Однако данные действия не повлекли надлежащей приемки выполненных услуг со стороны заказчика либо направления документов на доработку, а также отмены не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
  78. На основании изложенного, суд признает решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта недействительным, поскольку из имеющихся в материалах дела документов не установлено наличие прямого умысла Исполнителя, направленного на неисполнение контракта. При таких обстоятельствах признание контракта действующим не требуется.
  79. В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются судом на ответчика.
  80. Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
  81. Решил:

  82. Признать решение Государственного казенного учреждения «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта №2108 от 08 октября 2018 года недействительным.
  83. В остальной части иска отказать.
  84. Взыскать с Государственного казенного учреждения «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края (ОГРН 1037550001719, ИНН 7536053695) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ЗабайкалЭкоЭксперт» (ОГРН 1167536058689, ИНН 7536163137) 6000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
  85. Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ЗабайкалЭкоЭксперт» (ОГРН 1167536058689, ИНН 7536163137) из федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины.
  86. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвёртый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня принятия.
  87. Судья Л.В. Бочкарникова

Печать

Печатать