9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение от

По делу № 2-51/2019,2-967/2018
  1. Кимовский городской суд Тульской области в составе:
  2. председательствующего судьи Останиной Е.А.
  3. при ведении протокола секретарем Черных М.А.,
  4. с участием представителя ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» по доверенности Мельниковой А.В.,
  5. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-51/2019 по иску Шилкиной Елены Николаевны к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» о признании права на получение мер социальной поддержки и возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату,
  6. Установил:

  7. Шилкина Е.Н. обратилась в суд с иском, в котором просила признать за ней право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной ст.7 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» и обязать ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить как ветерану труда ежемесячную денежную выплату начиная с 18.07.2016.
  8. В обоснование заявленных требований указала, что она (истец) является ветераном труда, имеет удостоверение «Ветеран труда» серии Т-1 № от 11.07.2016. 18.07.2016 она (истец) обратилась в филиал Отдел социальной защиты населения по Кимовскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о назначении ей (истцу) в соответствии с Законом Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» №493-ЗТО от 28.12.2004 ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда. Решением филиала Отдел социальной защиты населения по Кимовскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области №1/111 от 21.07.2016 ей (истцу) было отказано в назначении ежемесячных выплат. С таким решением она (истец) не согласна по следующим основаниям. В соответствии со ст.7 Закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» возможно только по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, то есть 55 лет для женщин, при этом применяется снижение возраста (до 50 лет) выхода на пенсию по старости в порядке, предусмотренном Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Поскольку она (истец) не достигла указанного возраста, о право на данные меры социальной поддержки не имеет. В соответствии с п.п. «ж» ч.1 ст.72,76 конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству. Согласно ст.22 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 №5-ФЗ (в редакции от 22.08.2004 №122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения труда Тульской областной думой был принят закон тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей тульской области». Ст.1 закона Тульской области от 28.12.2004 №493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей тульской области» определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004. В силу ст.7 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» возникновение права на получение ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 не связано с условием достижения какого-либо возраста, факта выхода на пенсию или продолжения трудовой деятельности – для получения данный выплаты требуется только наличие статуса ветерана труда, который подтверждается удостоверением ветерана труда. Порядок назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области утвержден постановление Администрации Тульской области «О мерах по реализации Закона Тульской области» от 15.03.2005 №201 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области». Согласно п.8 Порядка ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
  9. Истец Шилкина Е.Н. в суд не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена, представила в адрес суда заявление о рассмотрении дела без своего участия в связи с занятостью на работе, настаивала на удовлетворении исковых требований.
  10. Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» по доверенности Мельникова А.В. в судебном заседании пояснила, что исковые требования не признает, поскольку, считает, что в соответствии со ст.3 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» меры социальной поддержки представляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004, при достижении возраста, дающего право на назначение им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На основании ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Поэтому определенные законом меры социальной поддержки истец может реализовать по достижении ею возраста, дающего право на трудовую пенсию.
  11. Представитель третьего лица министерства труда и социальной защиты Тульской области в суд не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела без его участия.
  12. Представитель третьего лица Отдела социальной защиты населения по Кимовскому району - филиала ГУ ТО УСЗН Тульской области в суд не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела без его участия.
  13. В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
  14. Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
  15. В соответствии с пп. «ж» ч.1 ст.72 и ст.76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
  16. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
  17. На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом «О ветеранах» №5-ФЗ от 12.01.1995.
  18. Согласно ст.22 данного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  19. Как следует из преамбулы и ст.153 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31.12.2004), а при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; в случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31.12.2004 (например, замена отдельных льгот на денежные компенсации), субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
  20. Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  21. При этом Федеральный закон №122-ФЗ от 22.08.2004 не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.
  22. В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» №493-ЗТО от 28.12.2004, ст.1 которого установлены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004.
  23. Согласно ст.13 Федерального закона «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
  24. Статья 7 Закона Тульской области №493-ЗТО в качестве меры социальной поддержки предусматривает ежемесячную денежную выплату, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним, по состоянию на 31.12.2004.
  25. Разрешая требование Шилкиной Е.Н. о предоставлении мер социальной поддержки по ст.7 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004, установив, что законодатель при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в виде получения льгот, замененных денежной компенсацией (ст.7 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования истца в этой части.
  26. В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области №201 от 15.03.2005, право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31.12.2004.
  27. При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
  28. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплатой считается день приема органом социального развития заявления со всеми необходимыми документами.
  29. По данному делу установлено:
  30. Из представленного истцом удостоверения серии Т-I № с отметкой «Ветеран труда», выданного 11.07.2016 отделом социальной защиты населения по Кимовскому району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» следует, что Шилкина Е.Н. имеет права и льготы, предоставленные на условиях и в порядке, установленных статьями 22 и 23 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.13).
  31. 18.07.2016 Шилкина Е.Н. обратилась в ОСЗН по Кимовскому району ГУ ТО УСЗН Тульской области с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда (л.д.37).
  32. Решением №1/111 от 21.07.2016 отдел социальной защиты населения по Кимовскому району – филиал ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» отказал Шилкиной Е.Н. в назначении ЕДВ ветерану труда в соответствии со ст.3 Закона Тульской области №493-ЗТО от 28.12.2004 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» (л.д.14).
  33. Из копии трудовой книжки Шилкиной Е.Н. серия АТ-V № усматривается, что она официально трудоустроена с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.16-23).
  34. Согласно сообщению отдела социальной защиты населения по Кимовскому району – филиала ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Кимовского района» №13/3175 от 26.12.2018 Шилкина Е.Н. <данные изъяты> (л.д.34).
  35. Из сообщения УПФР в г.Донском Тульской области (межрайонное) №5056/19 от 10.01.2019 усматривается, что Шилкина Е.Н. <данные изъяты> (л.д.40).
  36. Доказательств обратного суду не представлено.
  37. Установив, что Шилкина Е.Н., имеющая удостоверение «Ветеран труда», 18.07.2016 обратилась в ОСЗН по Кимовскому району ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты, суд приходит к выводу об обязании ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» назначить Шилкиной Е.Н. как ветерану труда ежемесячную денежную выплату, начиная с 18.07.2016.
  38. Таким образом, из приведенных выше обстоятельств следует, что основанием к отказу органами социальной защиты населения в предоставлении истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты послужил тот факт, что истец не достиг возраста 55 лет, при наличии которого, по мнению ответчика, Закон Тульской области предусматривает право на получение указанных льгот.
  39. Между тем, суд считает, что указанная позиция не согласуется с положениями Закона Тульской области №493-ЗТО, поскольку данный закон сам по себе не связывает право на получение указанных выше мер социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст.7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»), то есть 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
  40. Изложенное свидетельствует о том, что стороной ответчика по делу ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению их прав, гарантированных законом, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законом Тульской области и иными нормативно правовыми актами Тульской области.
  41. Исходя из приведенных выше обстоятельств, требования истца Шилкиной Е.Н. в данной части подлежат удовлетворению.
  42. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
  43. Решил:

  44. исковые требования Шилкиной Елены Николаевны удовлетворить полностью.
  45. Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Кимовского района» назначить и выплачивать Шилкиной Елене Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ежемесячную денежную выплату, предусмотренную для ветеранов труда ст.7 Закона Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» №493-ЗТО от 28.12.2004, с 18.07.2016.
  46. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Кимовский городской суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
  47. Председательствующий

Печать

Печатать