9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение АС г. Москвы от

  1. Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2018 года
  2. Решение в полном объеме изготовлено 29 декабря 2018 года
  3. Арбитражный суд в составе:
  4. Председательствующего
  5. Буниной О.П.,
  6. членов суда: единолично, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зайцевой Н.С.,
  7. В заседании приняли участие:
  8. от заявителя - Кизельбаш И.В. – представитель, по доверенности от 01.04.2018г.
  9. рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда по адресу: г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 17, зал 5072 дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Антарес» (ОГРН 1157746040968; ИНН 7716172645; 129336, г.Москва, ул.Стартовая, д.1, стр.1, комн.2; дата регистрации: 21.01.2015г.) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822; ИНН 7726639745; 115191, Москва, ул. Б. Тульская, д.15; дата регистрации: 03.11.2009г.)
  10. Третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы; ЗАО «РСУ Лосинка»
  11. О признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности, оформленного сообщением от 26.10.2017г. №77/002/237/2017-984
  12. Установил:

  13. Общество с ограниченной ответственностью Антарес» обратилось в суд с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным отказа от 26.10.2017г. №77/002/237/2017-984 в государственной регистрации права общей долевой собственности.
  14. Определением от 12.04.2018г. судом к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора привлечены ЗАО «РСУ Лосинка» Департамент городского имущества города Москвы.
  15. Свои требования заявитель мотивирует, тем, что отказывает в государственной регистрации общей долевой собственности, Управление Росреестра по Москве нарушает его права и законные интересы.
  16. В судебном заседании заявитель свои требования поддержал.
  17. Управление Росреестра по Москве, извещенное о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в суд не явилось, заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление.
  18. Третьи лица, извещенные о месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом, в суд не явились.
  19. Заслушав в открытом судебном заседании доводы и пояснения представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
  20. В ходе судебного разбирательства установлено, что 26.10.2017 уведомлением №77/002/237/2017-984 обществу «Антарес» было отказано в государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: Москва, ул. Стартовая, д. 1, стр. 4.
  21. В обоснование отказа регистратор указал не устранение причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации прав согласно уведомлению от 14.07.2017г. № 77/002/237/2017-984.
  22. Заявитель считает данный отказ Управления Росреестра незаконным, поскольку все необходимые документы необходимые для регистрации были представлены.
  23. Оценивая представленные по делу доказательства, суд считает оспариваемый отказ Управления Росреестра по Москве, оформленный уведомлением от 26.10.2017г. №77/002/237/2017-984 соответствующим нормам действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы заявителя, ввиду следующего:
  24. В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
  25. Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
  26. В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Пунктом 3 части 1 статьи 199 АПК РФ установлено, что в заявлении о признании ненормативного правового акта недействительным, в том числе, должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом.
  27. В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
  28. В силу пункта 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
  29. Судом установлено, что заявление подано с соблюдением установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока.
  30. Статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
  31. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
  32. Статьей 218 ГК РФ предусмотрены основания возникновения права собственности на недвижимое имущество. Перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации предусмотрен также пунктом 2 ст. 14 Закона о недвижимости, в частности установлено, что такими снованиями являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в Безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
  33. Статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
  34. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
  35. Таким образом, в качестве основания для государственной регистрации решение третейского суда может быть рассмотрено при условии исполнительного листа, выданного в соответствии со вступившим в силу судебным актом суда общей юрисдикции или арбитражного суд.
  36. В соответствии с п.9 Закона о недвижимости в случае, если осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостановлено по основанию, указанному в пункте 6 части 1 статьи 26 Закона, государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
  37. Согласно п.1 ст.21 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и изменение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
  38. В соответствии с п.2 ст.7 Закона Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из: 1) реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости); 2) реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость).
  39. Таким образом, кадастр недвижимости является неотъемлемой частью ЕГРН.
  40. При этом, согласно п.4 ст.1 Закона государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.
  41. Согласно п.7 ст.1 Закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
  42. В силу ст.5 Закона каждый объект недвижимости, гния о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации.
  43. Из материалов дела усматривается, что 14.07.2017 ООО «Антарес» обратилось за государственной регистрацией общей долевой собственности на 3/10 доли на недвижимое имущество по адресу: г. Москва, ул. Стартовая, д.1, стр.4 общей площадью 717,9 кв.м.
  44. На государственную регистрацию заявителем были представлены следующие документы: решение Тверского областного арбитража (Третейского суда) по делу №2-15/2017 от 26.06.2017г.; Определение Центрального районного суда г. Твери от 12.07.2017г.; Исполнительный лист Центрального районного суда г.Твери по делу №13-451/2017 от 12.07.2017г.
  45. В адрес Центрального районного суда г. Твери и Тверского областного арбитража был направлен запрос о подтверждении подлинности представленных судебных актов.
  46. Согласно п.1 ст.21 Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и изменение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
  47. В материалы регистрационного дела представлено определение от 12.07.2017г/д №1-15/2017 Центрального районного суда г. Твери без отметки о вступлении в законную силу, а также ксерокопия исполнительного листа от 12.07.2017 №1/15-2017, что противоречит ч.1 ст.21 Закона.
  48. В соответствии с п.3 ст.3 Закона к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
  49. В рамках поступившего заявления Управлением были направлены запросы в адрес Центрального районного суда г. Твери (исх. № 15-1807/2017 от 04.08.2017), Тверского областного арбитража (исх.№ 15-1806/2017 от 04.08.2017) о подтверждении подлинности представленных судебных актов. В ответ на указанные запросы поступило письмо Тверского областного арбитража от 28.08.2017 (вх. № 77/015/015/2017-2535), письмо Центрального районного суда город Твери от 30.08.2017 (вх. № 77/015/015/2017-2663), которые подтверждают подлинность представленных в регистрационное дело судебных актов.
  50. Дополнительными документами от 09.08.2017 (вх. № 77/002/237/2017-1280) представлен подлинник Исполнительного листа по делу № 13-451/2017 от 12.07.2017 по делу № 13-451/2017, выдавший орган: Центральный районный суд г. Твери, судья Булыгина Н.В.
  51. По сведениям ЕГРН в Государственном кадастре недвижимости имеется информация об учете двух объектов недвижимости по одному адресу: 1) нежилое здание по адресу: г. Москва, ул. Стартовая, д. 1, стр. 4, общей площадью 717,9 кв.м., кадастровый №77:02:0012002:1098; 2) нежилое здание по адресу: г. Москва, ул. Стартовая, д. 1, стр. 4, общей площадью 528,6кв.м. в Государственном кадастре недвижимости с кадастровым номером №77:02:0012002:4729.
  52. С целью получения соответствующих разъяснений, в порядке пункта 3 статьи 8 Закона о регистрации, а также с учетом пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Управлением был направлен соответствующий запрос в адрес ГБУ МосгорБТИ.
  53. В ответ на запрос в адрес Управления поступило письмо ГУП МосгорБТИ (№012-2832/2016 от 05.12.2016), согласно которому по адресу: г. Москва, ул. Стартовая, д. 1, стр. 4 на дату первичной технической инвентаризации 15.12.1992г., учтено одноэтажное нежилое здание, 1983 года постройки с назначением «гараж», общей площадью 528,6кв.м. По данным технического учета, на дату проведения последнего обследования 14.07.2005 года, общая площадь запрашиваемого объекта составляет 717,9 кв.м., кроме того по помещениям, не входящим в общую площадь здания 24,9 кв.м. изменение площади произошло в результате учета текущих изменений, устройства антресоли первого этажа и возведения второго этажа. Документы, подтверждающие правомерность произведенных изменений в ТБТИ не предоставлены. В связи с наличием разночтений в площади и этажности объекта недвижимости, в проведении регистрационных действий по заявлениям ООО «Антарес», ООО «Аффинор» и ЗАО «РСУ Лосинка» было отказано (08.12.2016 №77/002/003/2016-1434).
  54. Информация об обжаловании данного отказа в государственной регистрации №77/002/003/2016-1434 в Управлении отсутствует.
  55. Истцом - ООО «Антарес» заявлено требование об обязании Управления провести регистрацию права долевой собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 77:02:0012002:1098.
  56. Согласно ч.1 ст.66 Закона орган регистрации прав несет ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  57. Для регистрации права собственности на объект недвижимости, созданный в результате реконструкции, исходя из положений ст.52, ст.55 ГрК РФ, необходимо представить разрешительную документацию на проведение реконструкции, документы, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию, и документы, подтверждающие отведение земельного участка под проведение реконструктивных работ.
  58. Сведения о законности произведенной реконструкции ни в Управление, ни в суд не представлено.
  59. Согласно ст.27 Закона в осуществлении государственной регистрации прав отказывается в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав.
  60. Рассматривая заявленные требования, суд также отмечает, что ранее в рамках дела №А40-164876/2017-148-398 Арбитражным судом г. Москвы рассматривались требования заявителя об обжаловании действий по приостановлению (решение от 27.07.2017г. №77/002/237/2017-984) и в удовлетворении заявленных требований было отказано (решение от 23.11.2017г. по делу А40-164876/2017-148-398, в апелляционном и кассационном порядке не обжаловалось).
  61. Исследовав и оценив доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд полагает законным оспариваемый отказ, изложенный в уведомлении от 26.10.2017г. №77/002/237/2017-984.
  62. Согласно статье 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
  63. Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, предусмотрено статьей 110 АПК РФ. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
  64. Расходы по госпошлине возлагаются на истца в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
  65. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 8, 11, 12 ГК РФ, и ст.ст.4, 51, 65, 71, 75, 101-103, 110, 112, 123, 156, 167-170, 176, 199, 201 АПК РФ, суд
  66. Решил:

  67. В удовлетворении требований отказать полностью.
  68. Проверено на соответствие Федеральному закону от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
  69. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
  70. Судья О.П. Бунина

Печать

Печатать