9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Постановление 18-й ААС от

  1. Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2018 года.
  2. Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2018 года.
  3. Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
  4. председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
  5. судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
  6. при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Административной комиссии Ленинского района муниципального образования «город Оренбург» на решение Арбитражного суда Оренбургской от 08.10.2018 по делу № А47-5741/2018 (судья Лазебная Г.Н.).
  7. В судебном заседании принял участие представитель:
  8. индивидуального предпринимателя Эроглу Лейлы Арназаровны – Цыбин А.В. (доверенность от 20.11.2018).
  9. Индивидуальный предприниматель Эроглу Лейла Арназаровна (далее –заявитель, ИП Эроглу Л.А., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Административной комиссии Ленинского района муниципального образования «город Оренбург» (далее – заинтересованное лицо, Административная комиссия) об отмене постановления № 412-Л по делу об административном правонарушении от 22.03.2018.
  10. Решением арбитражного суда первой инстанции от 08.10.2018 (резолютивная часть решения объявлена 01.10.2018) заявленные требования удовлетворены: постановление № 412-Л по делу об административном правонарушении от 22.03.2018 признано незаконным и отменено.
  11. Административная комиссия (далее также – податель жалобы) не согласилась с вынесенным решением и обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
  12. В обоснование доводов апелляционной жалобы Административная комиссия указывает, что в рассматриваемом деле об административном правонарушении судом первой инстанции не исследуется и не дается надлежащая оценка тому обстоятельству, что нестационарный торговый объект (далее – НТО), который используется ИП Эроглу Л.А. для реализации хлебобулочных изделий, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга (утв. постановлением администрации города Оренбурга от 28.02.2017 №638-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга») как в редакции, действовавшей на момент составления протокола, вынесения постановления, так и в актуальной редакции, не включен.
  13. Также податель жалобы считает, что вывод суда первой инстанции о законности нахождения НТО, строится исключительно на договоре размещения НТО, заключенного между Администрацией города Оренбурга и Ильинской Н.А., сдавшей впоследствии этот НТО ИП Эроглу Л.А. в аренду. Однако действующим законодательством не предусмотрено исключительное право субъекта правоотношений на занятие части земельного участка общего пользования для размещения НТО только на основании договора.
  14. К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
  15. Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание заинтересованное лицо не явилось. С учетом мнения заявителя в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие заинтересованного лица.
  16. В судебном заседании представитель заявителя, поддержал доводы, изложенные в возражениях апелляционную жалобу.
  17. Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  18. Арбитражный суд апелляционной инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав пояснения представителя заявителя, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
  19. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.02.2018 в 16-40 по адресу г. Оренбург, пр. Гагарина д. 37\6 должностным лицом уполномоченного органа установлено, что с нестационарного торгового объекта осуществляется реализация хлебобулочных изделий, при этом объект не включен в схему дислокации нестационарных объектов на территории города Оренбурга.
  20. 12.03.2018 в отношении заявителя был составлен протокол от № 611 об административном правонарушении (л.д.69).
  21. По результатам рассмотрения указанного протокола 22.03.2018 комиссией вынесено постановление № 412-Л по делу об административном правонарушении, которым ИП Эроглу Л.А. была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17 Закона Оренбургской области от 1 октября 2003 года №№9/55-111-03 «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.29-32).
  22. О времени и месте составления протокола предприниматель уведомлен определением от 20.02.2018 (л.д.37).
  23. Как следует из оспариваемого постановления, ИП Эроглу Л.А. вменяется торговля вне специально установленном для этого органами местного самоуправления месте, с нестационарного торгового объекта, не включенного в схему дислокации нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга.
  24. Полагая, что указанное постановление административной комиссии является незаконным и подлежащим отмене, ИП Эроглу Л.А. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
  25. Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 №489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области».
  26. Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
  27. В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
  28. В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
  29. Соблюдение прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, на всех этапах рассмотрения административного дела является важнейшей гарантией законности вынесенного постановления.
  30. Согласно части 1 статьи 17 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 №489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 17.09.2003 №489) торговля и оказание услуг вне специально установленных для этого органами местного самоуправления местах – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
  31. В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
  32. Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующим с 01.03.2015, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
  33. Таким образом, размещение нестационарного объекта торговли осуществляется без предоставления земельного участка в аренду на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования.
  34. На основании части 3 статьи 17 Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли предусматривают строительство, размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимального обеспечения населения площадью торговых объектов.
  35. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
  36. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  37. На основании указанных полномочий на территории города Оренбурга принято постановление администрации города Оренбурга от 28.02.2017 №638-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга» (далее – Постановление №638-п).
  38. В указанной схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга определено местонахождение объекта (адрес) и специализация ассортимент реализуемых товаров.
  39. В соответствии с постановлением администрации города Оренбурга от 06.10.2016 №3060-п «Об утверждении Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург» не допускается размещение НТО в местах, не включенных в схему (п. 2.14.).
  40. Нестационарный торговый объект (НТО) - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение, объект, в котором осуществлялась деятельность, является нестационарным объектом.
  41. Таким образом, размещения нестационарных торговых объектов определяется и устанавливается органом местного самоуправления, так как их размещение происходит на землях муниципальной собственности, нарушение порядка и места размещения НТО влечет за собой административную ответственность.
  42. После утверждения схемы в установленном порядке размещение НТО осуществляется путем проведения аукциона на предоставление права на размещение НТО с последующим заключением договора на предоставление права на размещение НТО (далее - договор) в порядке, установленном приложением 1 разделом 4 настоящего положения. При этом договор заключается отдельно на каждый нестационарный торговый объект.
  43. Судом первой инстанции на основании материалов дела установлено, что заявитель использует часть земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с кадастровым номером 56:44:0229001:00, расположенного относительного ориентира: г. Оренбург, пр. Гагарина, 37/6, в кадастровом квартале 56:44:0229001 согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной Постановлением № 638-п для размещения торгового тонара по продаже хлебобулочных изделий.
  44. При этом из материалов дела усматривается, что 13.10.2017 между ИП Ильинской Н.А. и ИП Эроглу Л.А. заключен договор аренды нестационарного торгового объекта сроком с 13.10.2017 по 30.06.2019 включительно.
  45. Согласно пункту 1.1 договора аренды нестационарного торгового объекта арендодатель (ИП Ильинская Н.А.) сдает, а арендатор (ИП Эроглу Л.А.) принимает во временное владение и пользование объект нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 8 кв.м, с кадастровым номером: 56:44:0229001:00 расположенном относительно ориентира: г. Оренбург, пр. Гагарина, 37/6, в кадастровом квартале 56:44:0229301, согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной Постановлением № 638-п.
  46. Тип и наименование объекта: тонар по продаже хлебобулочных изделии; специализация объекта: хлебобулочные изделия; перечень реализуемого товара: хлебобулочные изделия.
  47. В свою очередь, в соответствии с пунктом 1.2. указанного договора земельный участок, на котором расположен указанный выше объект, находится в пользовании и владении арендодателя в соответствии с договором № 283-Л от 12.10.2017 на размещение нестационарного торгового объекта заключенный между Администрацией г. Оренбурга и Ильинской Н.А.
  48. Раздел 5 постановления от 28.02.2017 № 638-п «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга» предусматривает, что в переходный период без проведения аукциона по продаже права на размещение НТО осуществляется заключение договора со следующими категориями хозяйствующих субъектов:
  49. -имеющими действующие договор(ы) аренды о предоставлении земельного(ых) участка(ов), продолжающими ими пользоваться и оплачивающими это пользование;
  50. -имеющими договор(ы) аренды о предоставлении земельного(ых) участка(ов), срок действия которого(ых) истек, продолжающими ими пользоваться и оплачивающими это пользование, а также имеющими оплаченные соглашения о фактическом использовании земельных участков, действовавшие в 2016 году;
  51. -не имеющими заключенного(ых) договора(ов) аренды о предоставлении земельного(ых) участка(ов) и пользующихся им(ими) и оплачивающими это пользование по соглашениям о фактическом использовании земельного(ых) участка(ов), действовавшим в 2016 году (в течение более 1-го года).
  52. Как следует из материалов дела, договор на размещение нестационарного торгового объекта от 12.10.2017 № 283-2 заключен между Администрацией города Оренбурга и Ильинской Н.А. без проведения торгов в форме аукциона в соответствии с разделом 5 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург», утвержденного постановлением администрации города от 06.10.2016 № 3060-п.
  53. Согласно пункту 1.1. договора от 12.10.2017 № 283-2 Администрация предоставляет предпринимателю право на размещение нестационарного торгового объекта на земельном участке площадью 8 кв. м, с кадастровый номером: 56:44:0229001:00 расположенном относительно ориентира: г. Оренбург, пр. Гагарина 37/6, в кадастровом квартале 56:44:0229001, согласно схемы размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной Постановлением №638-п, плану размещения объекта, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора, а предприниматель обязуется разместить и обеспечить в течение всего срока действия настоящего договора функционирование объекта на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим договором и требованиями действующего законодательства.
  54. Тип и наименование объекта: тонар по продаже хлебобулочных изделий, специализация объекта: хлебобулочные изделия, перечень реализуемого товара: хлебобулочные изделия (пункты 1.2-1.4 договора от 12.10.2017 № 283-2).
  55. Период размещения нестационарного торгового объекта устанавливается сроком 2 года с 01.07.2017 по 30.06.2019 включительно (пункт 2.1 договора от 12.10.2017).
  56. Доводы заинтересованного лица относительно отсутствия у комитета потребительского рынка правовых оснований к заключению договора № 283-Л от 12.10.2017 суд первой инстанции правомерно отклонил, исходя из следующего.
  57. В силу положений частей 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором. При существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных настоящим кодексом, другими законами или договором договор может быть изменен или расторгнут по требованию одной из сторон по решению суда.
  58. Договор от 12.10.2017 № 283-2 является действующим, он не расторгнут в установленном порядке, в частности, соглашение о расторжении договора сторонами заключено не было, судебных актов, которыми он был бы расторгнут также не имеется, уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора отсутствует, срок действия договора, исходя из текста самого договора, не истек.
  59. Таким образом, договор на размещение нестационарного торгового объекта является подтверждением права субъекта предпринимательской деятельности на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в установленном месте, определенном схемой размещения нестационарных торговых объектов.
  60. Доказательств обратного, заинтересованным лицом не представлено.
  61. Также суд первой инстанции принял во внимание письмо Комитета потребительского рынка, услуг и развития предпринимательства Администрации города Оренбурга от 20.07.2018 № 1-39/1854 из которого следует, что согласно разделу 5 Положения о порядке размещения НТО на территории МО «город Оренбург», утвержденного постановлением Администрации города Оренбурга от 06.10.2016 № 3060-п, в установленный переходный период при условии отсутствия привлечения к административной ответственности осуществляется заключение договоров с хозяйствующими субъектами, имеющими договоры аренды (соглашения о фактическом использовании) земельных участков и оплачивающими это пользование более года.
  62. Договоры на размещение нестационарных торговых объектов по продаже хлебобулочных изделий с ИП Эроглу Л.А. № 458-Л по пр. Гагарина, д. 48/5 и № 454-Л по ул. Центральной, д. 14, а также № 283-Л с ИП Ильинской Н.А. по пр. Гагарина, д. 37/6 были заключены на основании указанных представленных документов. Одновременно были поданы заявления о включении в схему размещения НТО обозначенных тонаров, где учитывались социальная значимость объектов данной специализации и ценовая доступность для малообеспеченных слоев населения, в частности, пенсионеров.
  63. С учетом изложенного, ссылка заинтересованного лица на отсутствие документов, подтверждающих размещения нестационарного торгового объект и отсутствие действующего договора на размещение НТО обоснованно отклонена судом первой инстанции, как несостоятельная.
  64. В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
  65. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
  66. В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
  67. Частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ установлены требования о внесении в постановление по делу об административном правонарушении данных, обязательных для каждого официального документа; конструкция нормы предполагает отражение в постановлении по делу об административном правонарушении полной и достоверной информации о событии административного правонарушения.
  68. Судом первой инстанции установлено, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, однако, вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения ответчиком не исследовался.
  69. В нарушение статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обжалуемом постановлении административного органа не указано, в чем конкретно состоит вина предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 №489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области».
  70. В частности в оспариваемом постановлении не указано, какие действия (бездействия) предпринимателя повлекли нарушение части 1 статьи 17 Закона Оренбургской области от 01.10.2003 №489/55-III-ОЗ «Об административных правонарушениях в Оренбургской области».
  71. Данные обстоятельства не нашли своего отражения в оспариваемом постановлении и в материалах административного дела в целом. Административный орган ограничился узким кругом доказательств, сводящимся к констатации выявленного нарушения.
  72. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
  73. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
  74. При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.
  75. Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
  76. Постановил:

  77. решение Арбитражного суда Оренбургской от 08.10.2018 по делу № А47-5741/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Административной комиссии Ленинского района муниципального образования «город Оренбург» – без удовлетворения.
  78. Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
  79. Председательствующий судья
  80. Н.А. Иванова
  81. Судьи:
  82. Е.В. Бояршинова
  83. А.П. Скобелкин

Печать

Печатать