9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение АС Омской области от

  1. Город Омск
  2. 05 декабря 2018 года
  3. № дела
  4. А46-16408/2018
  5. Арбитражный суд Омской области в составе судьи Ярковой С.В., рассмотрев в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный научно-производственный центр «Прогресс» (ИНН 5506010517, ОГРН 1025501249883) к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу (ИНН 5406541225, ОГРН 1095406025428) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 06.09.2018 № 6-09-20/457ю-2018, без вызова сторон, без вызова сторон,
  6. Установил:

  7. Федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный научно-производственный центр «Прогресс» (далее – ФГУП «ФНПЦ «Прогресс», заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее – МРУ Росалкогольрегулирования по Сибирскому федеральному округу, заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответствен­ности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
  8. В заявлении об оспаривании постановления предприятие указывает на отсутствие события правонарушения.
  9. Определением арбитражного суда от 25.09.2018 заявление ФГУП «ФНПЦ «Прогресс» было назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства.
  10. Заинтересованным лицом в материалы дела представлен отзыв на заявление совместно с материалами административного производства.
  11. Из содержания письменных пояснений следует, что административный орган возражает против удовлетворения требований предприятия.
  12. Предприятием заявлено ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам административного производства, однако, это ходатайство не содержало доводов, обосновывающих объективную необходимость этого.
  13. Рассмотрев заявленное ходатайство суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения ввиду того, что все пред­ставленные материалы дела у заявителя имеются, кроме того размещены в электронном виде на сайте суда, каких-либо дополнительных доказательств ФГУП «ФНПЦ «Прогресс» не представлено (ни в ходе административного расследования, ни в пределах сроков установленных определением суда), все обстоятель­ства дела были установлены Управлением в ходе административного расследования и от­ражены в процессуальных документах. Каких-либо доводов, требующих дополнительного выяснения обстоятельств, предприятием не заявлено. Ходатайство заявителя о привлечении у участию в деле Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка в качестве не заявляющего самостоятельные требования третьего лица судом отклонено ввиду отсутствия предусмотренных для этого ч.1 ст. 51 АПК РФ оснований.
  14. Безосновательный переход к рассмотрению дела по общим правилам административного производства повлек бы затягивание судебного разбирательства, и потому не соответствует целям эффективного правосудия.
  15. Рассмотрев материалы дела в порядке упрощённого производства без вызова сторон в соответствии с положениями статьи 228 АПК РФ
  16. Арбитражный суд
  17. Установил:

  18. Согласно сведениям Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота и оборота этилового, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее – ЕГАИС), зафиксирована поставка этилового спита в адрес ФГУП «ФНПЦ «Прогресс» в 1 квартале 2018 года от ООО «Кировский Биохемический завод» в общем объеме 15,6 дал.
  19. ФГУП «ФНПЦ «Прогресс» обязано было предоставить в срок не позднее 20.04.2018, декларации по формам приложений №№ 2,7 к Правилам за 1 квартал 2018 в целом по организации, включая ее обособленные подразделения, в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в утвержденном формате через Интернет-сервис «Личный кабинет», доступ к которому осуществляется через Интернет – сайт www.fsrar.ru (страница «Приемная»).
  20. Согласно данным, сформированным в автоматизированной системе «Электронный паспорт предприятия», ФГУП «ФНПЦ «Прогресс» представило в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка декларации по формам приложений №№ 2,7 к Правилам за 1 квартал 2018 года 09.07.2018, с нарушением установленного законодательством срока на 80 дней.
  21. Административным органом установлено, что ФГУП «ФНПЦ «Прогресс» нарушило порядок и сроки представления деклараций по формам приложений №№ 2,7 к Правилам предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда (далее – деклараций), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 (далее – Правила) при декларировании оборота (закупки) и использования этилового спирта за 1 квартал 2018 года, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
  22. По факту выявленного правонарушения 26.07.2018 должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении.
  23. 06.09.2018 заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу Курочкиной О.А. было вынесено постановление № 6-09-20/457ю-2018 о привлечении предприятия к административной ответственности в виде штрафа в сумме 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
  24. Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о его отмене.
  25. Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд не находит требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
  26. В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
  27. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
  28. Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
  29. Статьей 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
  30. Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ).
  31. Согласно пункту 2 статьи 1 указанного закона его действие распространяется на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и физические лица, состоящие с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в трудовых отношениях и непосредственно осуществляющие отпуск алкогольной продукции покупателям по договорам розничной купли-продажи (продавцы), а также на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
  32. Из обстоятельств дела следует, что ФГУП «ФНПЦ «Прогресс» в 1 квартале 2018 года осуществляло закупку этилового спирта на технические или иные цели,
  33. В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закон № 171-ФЗ, организации, осуществляющие закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обязаны осуществлять декларирование объема закупки этилового спирта.
  34. Пункт 1 указанной статьи применяется к отношениям по декларированию объемов оборота и использования этилового спирта начиная с 1 квартала 2018 года.
  35. Следовательно, с 01.01.2018 данные организации вне зависимости от объема закупленного спирта, обязаны декларировать закупки этилового спирта.
  36. Форма деклараций, порядок и сроки их представления регламентированы Правилами.
  37. В соответствии с пунктами 2, 4, 9, 15 Правил, организации, осуществляющие закупку этилового спирта в объеме более 200 дал в год, в целях его использования на технические или иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, представляют декларации по формам приложений №№ 2, 7 к Правилам ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
  38. Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, в случае противоречий между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
  39. Таким образом, Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815, подлежат применению, в части не противоречащей Федеральному закону № 171-ФЗ, а, следовательно, пункт 2 Правил в части объема закупаемого этилового спирта (более 200 дал в год) не применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2018.
  40. Согласно пунктам 16, 17 Правил, декларации представляются только в электронном виде. Организации представляют декларации в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (далее - Служба) по телекоммуникационным каналам связи в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой выдан любым удостоверяющим центром, аккредитованным в порядке, установленном Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
  41. Порядок заполнения деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 № 231 (далее - Порядок).
  42. Формат представления в электронном виде деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка 05.08.2013 № 198.
  43. В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей,
  44. Вышеуказанные нормативные правовые акты определяют порядок декларирования объемов производства и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, носят обязательный характер и распространяются на неопределенный круг лиц.
  45. Согласно сведениям Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), зафиксирована поставка этилового спирта в адрес ФГУП «ФНГЩ «Прогресс» (ИНН 5506010517) в 1 квартале 2018 году от ООО «Кировский Биохимический завод» (ИНН 4345304991) в общем объеме 15,6 дал.
  46. Следовательно, ФГУП «ФНГЩ «Прогресс» обязано было представить в срок, не позднее 20.04.2018, декларации по формам приложений №№ 2, 7 к Правилам за 1 квартал 2018 года в целом по организации, включая ее обособленные подразделения, в электронном виде в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в утвержденном формате через Интернет-сервис «Личный кабинет».
  47. Таким образом, ФГУП «ФНПЦ «Прогресс» нарушило порядок и сроки представления деклараций по формам приложений №№ 2, 7 к Правилам при декларировании оборота (закупки) и использования этилового спирта за 1 квартал 2018 года, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ.
  48. Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 171-ФЗ определено, что государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
  49. Нарушение порядка и сроков представления деклараций организацией препятствует осуществлению своевременного контроля со стороны административного органа за закупкой и использованием этилового спирта.
  50. Довод Общества об отсутствии обязанности представления деклараций по формам приложений №№ 2,7 к Правилам судом отклоняется исходя из следующего.
  51. В редакции Федерального закона № 171-ФЗ действующей до 29.12.2017 года в ее взаимосвязанном прочтении с Правилами отсутствовало противоречие в части необходимости представления деклараций об объемах закупленного этилового спирта менее 200 дал и организации не представляли декларации.
  52. Федеральным законом от 29.07.2017 № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 278-ФЗ) в Федеральный закон № 171-ФЗ были внесены изменения и пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ был изложен в новой редакции, согласно которой организации, осуществляющие закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обязаны осуществлять декларирование объема закупки этилового спирта.
  53. В указанной редакции Федеральный закон № 171-ФЗ не устанавливает объемы закупки этилового спирта, при которых у организаций возникает обязанность декларировать объемы закупок.
  54. При этом изменения, приводящие нормы постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 № 815 в соответствие с нормами Федерального закона № 171-ФЗ, пока не внесены.
  55. Следовательно, с 01.01.2018 вышеуказанные организации вне зависимости от объема закупленного спирта, обязаны декларировать закупки этилового спирта.
  56. Как указывалось выше, согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, в случае противоречий между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон, следовательно, Правила, подлежат применению, в части не противоречащей Федеральному закону № 171-ФЗ, а, следовательно, пункт 2 Правил в части объема закупаемого этилового спирта (более 200 дал в год) не применяется к правоотношениям, возникшим с 01.01.2018.
  57. Таким образом, ФГУП «ФНПЦ «Прогресс» осуществив в 1 квартале 2018 года закупку этилового спирта обязано было представить декларации по формам приложений №№ 2, 7 к Правилам за 1 квартал 2018 года. Однако указанные декларации представлены были только 09.07.2018.
  58. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
  59. Соответственно, вступая в правоотношения в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организации должны не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
  60. ФГУП «ФНПЦ «Прогресс», осуществляя деятельность по обороту (закупке) и использованию этилового спирта, должно было знать о необходимости выполнения требований нормативных правовых актов, в части соблюдения порядка и сроков представления деклараций об объеме закупке и использования этилового спирта за 1 квартал 2018 года и, имело возможность для своевременного представления деклараций, но не приняло для этого необходимых мер, что свидетельствует о вине организации.
  61. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель предпринял исчерпывающие меры для соблюдения требований действующего законодательства об обороте алкогольной продукции в Российской Федерации в материалы дела не представлено.
  62. Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии вины предприятия в совершении административных правонарушений, выразившихся в нарушении срока предоставления декларации, в связи с чем, бездействие заявителя образуют состав административного правонарушения, предусмотренных статьей 15.13 КоАП РФ.
  63. Аналогичные правовые выводы при рассмотрении дела со схожими обстоятельствами, содержатся в решении Арбитражного суда Омской области от 17.10.2018 по делу № А46-13458/2018.
  64. Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не допущено. Административное наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 15.13 КоАП РФ.
  65. Оснований для применения в рассматриваемом случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ не имеется. Отсутствуют и основания для признания совершенного предприятием правонарушения в качестве малозначительного (статья 2.9 КоАП РФ).
  66. В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
  67. На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-171, 211, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
  68. Решил:

  69. в удовлетворении заявления Федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный научно-производственный центр «Прогресс» отказать.
  70. По делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений и рассматриваемым арбитражными судами в порядке упрощённого производства, решение принимается путём подписания его резолютивной части.
  71. По рассматриваемым в порядке упрощённого производства делам о привлечении к административной ответственности, об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принудительное исполнение производится на основании решения, принятого путём подписания резолютивной части, поскольку исполнительный лист на основании судебных актов по данным делам не выдаётся (часть 4.2 статьи 206, часть 5.2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (пункты 37, 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве».
  72. По заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощённого производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
  73. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощённого производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.
  74. Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
  75. Решение подлежит немедленному исполнению.
  76. Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
  77. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы.
  78. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
  79. Решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощённого производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объёме.
  80. Это решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  81. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.
  82. Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  83. Судья С.В. Ярковой

Печать

Печатать