9999
Комментарии
Чувашская Республика
Чувашская Республика
Решение Чувашского УФАС РФ от № 05-04/8900

Решение и предписание Управления в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики

По делу № 09/05-АМЗ-2018
  1. РЕШЕНИЕ
  2. Дело № 09/05-АМЗ-2018 г. Чебоксары
  3. Резолютивная часть решения оглашена 06 декабря 2018 года.
  4. Решение изготовлено в полном объеме 06 декабря 2018 года.
  5. Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
  6. «...»

    при отсутствии на заседании Комиссии заявителя- ИП Ишмуллиной Т.Н.;

    при присутствии на заседании Комиссии ответчика – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики:

    - «...»
  7. , по доверенности от 10.06.2018 № 141,
  8. при отсутствии на заседании Комиссии лица, располагающего сведения относительно рассматриваемого Комиссией вопроса- ИП Софронова Г.Н.,
  9. рассмотрев материалы дела № 09/05-АМЗ-2018, возбужденного в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
  10. Установила:

  11. В Чувашское УФАС России поступило обращение ИП Ишмулинной Тамары Николаевны от 10.07.2017 г. (вх. от 10.07.2017 №05-04/4815, от 14.07.2017 № 05-04/4980), указывающее на наличие в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и ИП Софронова Г.Н. признаков нарушения антимонопольного законодательства, а именно выраженного в выдаче свидетельства на осуществление перевозок без торгов.
  12. В связи с наличием в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в выдаче свидетельства на осуществление перевозок без торгов ИП Софронову Г.Н., Чувашское УФАС России, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рекомендовало прекратить указанные действия в срок до 20 февраля 2018 года, путем прекращения у ИП Софронова Г.Н. права осуществления пассажирских перевозок без надлежащего участия в торгах (по маршруту № 173 «Чебоксары- Цивильск»), аннулировав выданное свидетельство на осуществление пассажирских перевозок по маршруту № 173 «Чебоксары- Цивильск».
  13. Письмом от 20.02.2018 № 05/28-866 (вх. Управления от 22.02.2018 № 05-041194) министерство просило продлить срок исполнения выданного предупреждения в связи с запланированным совещанием с ИП Софроновым Г.Н. по вопросу прекращения права осуществления пассажирских перевозок без надлежащего участия в торгах по маршруту №№ 173 «Чебоксары- Цивильск».
  14. В связи с изложенным, Чувашское УФАС России сообщило, что предупреждение, направленное антимонопольным органом в Ваш адрес по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, со сроком его исполнения до 20 февраля 2018 года продлено на срок- до 27 марта 2018 года.
  15. В ответ на выданное предупреждение, Минтранс Чувашии письмом от 09.04.2018 № 051/11-1598 сообщило о направлении в Арбитражный суд Чувашской Республики искового заявления о признании вышеназванного предупреждения недействительным, что свидетельствует о неисполнении предупреждения.
  16. Статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
  17. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
  18. На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 11.04.2018 возбуждено дело № 09/05-АМЗ-2018 в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  19. Рассмотрев и проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.
  20. В силу части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
  21. Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.
  22. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции (статья 8, часть 1), установление правовых основ единого рынка, включающих вопросы единого экономического пространства и развития конкуренции (статья 71, пункт "ж"). Из этих конституционных положений вытекает обязанность государства по поддержке конкуренции и пресечению монополистической деятельности, исполняя которую оно не должно отступать от требований Конституции Российской Федерации.
  23. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет функции по обеспечению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.
  24. Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, с целью соблюдения антимонопольного законодательства.
  25. В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
  26. Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ), основные положения которого вступили в законную силу с 15.01.2016 г. (180 дней со дня официального опубликования).
  27. Порядок выдачи свидетельств об осуществлении перевозок регламентируется положениями статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 г. №220-ФЗ.
  28. Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 г. №220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок (далее - открытый конкурс) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
  29. 1) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации;
  30. 2) данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок после прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, указанного в пункте 1 части 3 названной статьи;
  31. 3) в случае, если в соответствии со статьей 18 Закона в отношении данного маршрута принято решение о прекращении регулярных перевозок по регулируемым тарифам и начале осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
  32. Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 г. №220-ФЗ предусмотрено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок: 1) после наступления предусмотренных пунктом 1 и 2 части 1 статьи 29 Закона обстоятельств и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса; 2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
  33. В силу части 6 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 г. №220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней, в день наступления обстоятельств, которые явились основанием для их выдачи.
  34. Таким образом, из приведенных положений названной нормы следует, что открытый конкурс не проводится в случаях, когда выдача свидетельства об осуществлении регулярных перевозок и карты маршрута имеет временный характер. Такой временный характер связан с конкретными обстоятельствами: наличие чрезвычайной ситуации, либо аннулирование лицензии перевозчика или прекращение действия ранее выданного свидетельства в силу решения суда.
  35. Во всех остальных случаях, когда свидетельство и карта выдаются для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту регулярных перевозок, или после прекращения действия вышеуказанных обстоятельств, или при смене на маршруте регулируемых тарифов на нерегулируемые, такие документы выдаются только по результатам открытого конкурса.
  36. Федеральный закон от 13.07.2015 г. №220-ФЗ предусматривает выдачу свидетельства об осуществлении перевозок и карт маршрута по итогам проведения открытого конкурса сроком на 5 лет с возможностью продления, то есть в силу части 2 статьи 17 вышеуказанного закона право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок теперь подтверждается не договором, а свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута.
  37. Указанные свидетельства, а также карты маршрута в соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 г. №220-ФЗ выдаются по результатам открытого конкурса, то есть по Чувашской Республике, как и ранее, законодательство предусматривает конкурсный отбор претендентов на получение права осуществления регулярных перевозок в условиях конкуренции.
  38. При этом части 3 и 6 статьи 19 Закона № 220-ФЗ предусматривают возможность выдачи свидетельства об осуществлении регулярных перевозок (ранее - заключение договора) без проведения открытого конкурса один раз на срок, не превышающий 180 дней, в день наступления обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 г. №220-ФЗ, а также в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.
  39. Такие свидетельства и карты маршрута действуют либо на срок до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством, выданным новому перевозчику по результатам проведения открытого конкурса, либо до окончания условий чрезвычайной ситуации, но в любом случае, не более 180 дней.
  40. Так, в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом Чувашской Республики» (далее –Закон Чувашской Республики № 48) в редакции, действовавшей на момент заключения между Министерством и предпринимателем Софроновым Г.Н. договора от 22.06.2015 № 133 на осуществление регулярных пассажирских перевозок по маршруту № 173, договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом заключается по результатам конкурса, за исключением случаев, установленных частью 5 настоящей статьи.
  41. Согласно части 5 статьи 4 названного Закона, заключение договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом без проведения конкурса допускается на период до проведения очередного либо повторного конкурса, но не более чем на 6 месяцев, с любым лицензированным перевозчиком в следующих случаях: если потребность в регулярных пассажирских перевозках автомобильным транспортом по маршруту обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер (вследствие действия непреодолимой силы); досрочного прекращения регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на существующем маршруте, включая отказ от исполнения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и (или) досрочного расторжения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, а также истечения срока договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом; признания конкурса на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах несостоявшимся; приостановления действия или аннулирования лицензии перевозчика, обязанного осуществлять транспортное обслуживание по конкретному маршруту; возникновения потребности в открытии, изменении регулярного автобусного маршрута в связи с вводом в эксплуатацию автомобильной дороги или строительством новых объектов общественной инфраструктуры.
  42. Именно на основании части 5 статьи 4 Закона Чувашской Республики № 48, то есть как исключение из общего правила, и был заключен договор между Министерством и предпринимателем Софроновым Г.Н., на что указано в преамбуле к договору.
  43. В пункте 5.4 договора прямо указано, что он действует на период до проведения очередного конкурса, но не более чем на 6 месяцев.
  44. То есть срок действия договора истёк 22 декабря 2015 года.
  45. Между тем, 16 июля 2016 года Министерство выдало предпринимателю Софронову Г.Н. свидетельство серии 21ЧР № 000007 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок № 173 «Чебоксары (Речной порт) –Цивильск» сроком на 5 лет, по 15 июля 2021 года.
  46. Конкурсных процедур при этом проведено не было.
  47. Таким образом, Минтранс Чувашии выдал краткосрочному перевозчику ИП Софронову Г.Н., имеющему краткосрочный договор, заключенный без конкурентных процедур пятилетнее свидетельство по маршруту № 173 с возможностью неоднократного продления, поставив его в одинаковое положение с перевозчиками, получившими такое право по итогам конкурсного отбора. Эти действия фактически исключил возможность проведения открытого конкурса по данному маршруту, допустил ИП Софронова Г.Н. на конкурентный рынок пассажирских перевозок, минуя обязательный конкурсный отбор, предоставив ему необоснованное преимущество без участия в открытом конкурсе получить право осуществления перевозок, лишив других перевозчиков в возможности получить это право в ходе открытого конкурса.
  48. Согласно пункту 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть, заключен путем проведения, торгов.
  49. В соответствии с пунктом 4 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
  50. Организация конкурса и заключение в последующем договора на осуществление регулярных маршрутных перевозок не направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Конкурс носит открытый характер, не содержит каких-либо дискриминационных условий для претендентов либо ограничений для участия в нем.
  51. Правила организации и проведения торгов регламентированы статьями 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  52. ИП Ишмуллина Т.Н. указала, что подавала заявку на участие в конкурсе, объявленном Министерством 24.02.2015, на право осуществления пассажирских перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 173 «Чебоксары (Речной порт)– Цивильск».
  53. Последний этап конкурса, включающий 46 лотов с 71 по 117, объявлен приказом №02/03/74 от 03.11.2015. На спорный лот №103 на маршрут 173 «Чебоксары (Пригородный автовокзал-Цивильск» подана одна заявка ИП Ишмуллиной Т.Н.
  54. До проведения открытого конкурса перевозку по указанному маршруту осуществлял предприниматель Софронов Г.Н., заключивший с министерством краткосрочный договор до проведения конкурса.
  55. На данный момент, открытый конкурс по маршруту №173 на новых условиях с новым предметом в соответствии с 220-ФЗ не объявлен, соответственно ИП Ишмуллина Т.Н. не имеет возможности участвовать в конкурсном отборе на право обслуживания данного маршрута, а ИП Софронов Г.Н. по соглашению с Минтрансом Чувашии, получил необоснованное преимущество перед иными перевозчиками осуществлять долгосрочную перевозку, минуя конкурсные процедуры.
  56. Как указывалось ранее, в связи с наличием в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики признаков нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в выдаче свидетельства на осуществление перевозок без торгов ИП Софронову Г.Н., Чувашское УФАС России, на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рекомендовало прекратить указанные действия в срок до 20 февраля 2018 года, путем прекращения у ИП Софронова Г.Н. права осуществления пассажирских перевозок без надлежащего участия в торгах (по маршруту № 173 «Чебоксары- Цивильск»), аннулировав выданное свидетельство на осуществление пассажирских перевозок по маршруту № 173 «Чебоксары- Цивильск».
  57. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 10.07.2018 по делу № А79-3648/2018 в удовлетворении заявления Минтранса Чувашии к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 05.02.2018 № 05-04/704 отказано.
  58. Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2018 по делу № А79-3648/2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ИП Софронова Г.Н. – без удовлетворения.
  59. В настоящее время межмуниципальный маршрут регулярных перевозок №173 «Чебоксары (Пригородный автовокзал) - Цивильск» обслуживается индивидуальным предпринимателем Софроновым Г.Н. в соответствии со свидетельством об осуществлении регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута, выданными в соответствии со статьей 39 Федерального закона (перевозка пассажиров и багажа осуществляется по нерегулируемым тарифам).
  60. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности или целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами.
  61. В соответствии с пунктом 3.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 (далее- Порядок) процедура выявления товара включает, в том числе предварительное определение товара.
  62. Предварительное определение товара проводится на основе, в том числе условий договора, заключенного в отношении товара; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность.
  63. Рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом является высококонкурентным. Под товаром здесь понимается услуга по перевозке пассажиров на маршрутах регулярного сообщения.
  64. Товарные границы рынка определяются также исходя из характеристики и свойств товара (услуги), в том числе устанавливаемые в соответствии с Общероссийским классификаторам по видам экономической деятельности (ОКВЭД). Определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров потребителем или готовности потребителя заменить один товар другим, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.
  65. Товар, исследуемый на данном товарном рынке, определен в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2007 в разделе I – «Транспорт и связь»; подраздел IА – «транспорт и связь»; класс 60 – «деятельность сухопутного транспорта»; подкласс 60.2 – «деятельность прочего сухопутного транспорта»; группа 60.21 – «деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию»; подгруппа 60.21.1 – «деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию».
  66. Таким образом, продуктовые границы товарного рынка определены как рынок перевозок автомобильным транспортом по междугородним маршрутам.
  67. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции географические границы рынка определяются как границы территории, на которой исходя из экономической, технологической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести услугу, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
  68. Одним из методов определения географических границ товарного рынка в соответствии с Порядком является метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке.
  69. В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", объекты транспортной инфраструктуры - сооружения, производственно-технологические комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров, фрахтователей, грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков и фрахтовщиков, а также для обеспечения работы транспортных средств.
  70. В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 14 августа 2003 г. N 178 "Об утверждении Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации", открытие регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации производится по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов РФ. В случае получения согласия на открытие маршрута от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого начинается маршрут, паспорт маршрута направляется в субъекты Российской Федерации, на территории которых будет проходить или заканчиваться открываемый маршрут. Согласованные документы на открытие регулярного автобусного маршрута между субъектами Российской Федерации направляются перевозчику. Один экземпляр паспорта маршрута представляется в Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. Управление автомобильного и электрического пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации вносит утвержденный паспорт маршрута в общий реестр регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
  71. В соответствии со статьей 1 Закона Чувашской Республики от 29 декабря 2003 г. № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике», пассажир - физическое лицо, перевозка которого транспортным средством осуществляется на основании договора перевозки пассажира; перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения и выдать багаж управомоченному на его получение лицу.
  72. Поскольку у приобретателей товара (граждан гг. Чебоксары и Цивильск Чувашской Республики), ввиду особенностей рассматриваемого рынка, отсутствует экономическая целесообразность приобретать товар (услугу по пригородной перевозке) в ином месте, а также ввиду особого порядка открытия и обслуживания пригородных регулярных перевозок пассажиров автобусным транспортом, географическими границами рынка услуг по перевозке на междугородных маршрутах совпадают с границами г. Чебоксары- г. Цивильск Чувашской Республики.
  73. Согласно п. 2.1 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.04.2005г. № 594 «Об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике», организация регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на междугородных маршрутах в Чувашской Республике осуществляется в соответствии с заключенными с уполномоченным органом договорами на осуществление регулярных пассажирских перевозок (далее - договор) и согласованными уполномоченным органом расписаниями движения автобусов. Уполномоченным органом по согласованию междугородного маршрута, путь следования которого не выходит за границы Чувашской Республики, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
  74. Таким образом, за географические границы рынка перевозок автомобильным транспортом по междугородним маршрутам были приняты административные границы - г. Чебоксары- г. Цивильск Чувашской Республики.
  75. В соответствии ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
  76. Из данного положения следует, что органам исполнительной власти запрещено принимать не только акты и совершать действия, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, но и те из них, которые могут привести к таким последствиям, поскольку достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
  77. При этом под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
  78. Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются, в том, числе, любые обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
  79. Статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 –ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются, том числе, создание возможности для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
  80. В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
  81. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25).
  82. Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
  83. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 N 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
  84. Ограничение конкуренции выразилось в ущемлении прав и интересов других участников конкурса по рассматриваемому маршруту- маршруту № 173 «Чебоксары- Цивильск», которые также претендовали на победу в конкурсе, на условиях объявленных Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики.
  85. Причинно-следственная связь заключается в выдаче свидетельства на осуществление пассажирских перевозок ИП Софронову Г.Н. без участия в торгах, на срок, превышающий 180 дней, что запрещено в силу действующего законодательства (статья 19 Закона № 220-ФЗ).
  86. Учитывая вышеизложенное следует, что Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики совершены действия, которые привели либо могли привести к недопущению, ограничению конкуренции потенциальных участников, которые могли бы претендовать на право получения перевозочной деятельности.
  87. С учетом изложенного, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики нарушено требование части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  88. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
  89. В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает ответчику предписание, которое, в силу пункта 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, направлено на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
  90. Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено полномочие антимонопольного органа выдавать органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания, в том числе об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
  91. Из содержания данных норм следует, что антимонопольный орган самостоятельно определяет меры, которые необходимо применить для прекращения нарушений антимонопольного законодательства.
  92. Применяя данные правовые нормы в совокупности, в связи с тем, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.
  93. Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,
  94. Решила:

  95. 1. Признать совершенные Министерством транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (Чувашская Республика, г. Чебоксары, пл. Республики, д. 2, ИНН 2130104830, КПП 213001001, ОГРН 1122130007438) действия нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  96. 2. Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики предписание о нарушении антимонопольного законодательства.
  97. Председатель Комиссии «...»
  98. Члены Комиссии «...»
  99. Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.
  100. 06.12.2018 № 05-04/8901

Печать

Печатать