9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Решение от № АК/94386/18

Решение по делу № 3-28-19/00-08-18 в отношении КБ Локо-Банк АО реклама кредита

  1. КБ «Локо-Банк» АО
  2. Ленинградский пр-т, д. 39, стр. 80,
  3. г. Москва, 125167
  4. РЕШЕНИЕ
  5. по делу № 3-28-19/00-08-18
  6. 06 ноября 2018 г. г. Москва
  7. Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
  8. Председатель Комиссии:
  9. – заместитель руководителя ФАС России,
  10. Члены Комиссии:
  11. – заместитель начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
  12. - начальник отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
  13. - консультант отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
  14. рассмотрев материалы о распространении КБ «Локо-Банк» АО рекламы кредита по ставке 10,4%, в июле 2018 года на рекламных конструкциях в г. Москве,
  15. в присутствии лиц, участвующих в деле:
  16. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
  17. КБ «Локо-Банк» АО (адрес: Ленинградский проспект, д. 39, стр. 80, г. Москва, 125167, ОГРН 1057711014195, ИНН 7750003943, КПП 771401001, дата регистрации: 23.11.2005) — не явились, уведомлены надлежащим образом,
  18. Установила:

  19. В ФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на рекламу кредита КБ «Локо-Банк» АО по ставке 10,4%, распространявшуюся в июле 2018 года на рекламной конструкции по адресу г. Москва, Ленинский проспект, пересечение с улицей Лобачевского.
  20. В рекламе крупным шрифтом сообщалось:
  21. КРЕДИТ до 5 000 000 руб.
  22. 10, 4 %
  23. ЛОВИТЕ ЛИМОНЫ
  24. ЛокоБанк».
  25. В рекламе крупным шрифтом указывается привлекательная для потребителя информация о величине процентной ставки по кредиту 10,4 %.
  26. В правой нижней части рекламного плаката расположена сноска, на которой мелким нечитаемым шрифтом на 13% площади рекламного щита указаны иные условия, влияющие на стоимость кредита и возможность его получения:
  27. «10,4 % годовых владельцам недвижимости (в т.ч. апартаментов), построенной застройщиками-партнерами банка/аккредитованными банком строительными компаниями или приобретенной за счет предоставленного банком ипотечного кредита, оформившим полную форму заявки онлайн, при условии внесения платежа не позднее чем за 10 дней до даты его оплаты, наличии личного страхования и залога (иномарки не старше 16 лет к концу срока кредита). С даты выдачи кредита до даты первого платежа ставка увеличивается на 1,5% в мес. Срок от 13 мес. До 7 лет. Сумма от 300 тыс. до 5 млн.руб. Предложение действует с 12.04.2018 до утверждения банком новых условий. Подробнее lockobank.ru 88002505050. В офисах банка. Не публичная оферта. КБ «ЛОКО-БАНК» (АО). Генеральная лицензия Банка России № 2707. Реклама.»
  28. Форма и условия размещения текста сноски не позволяют потребителям воспринять (прочитать) данный текст в отличие от информации о процентной ставке по кредиту, которая в рекламе приводится крупным шрифтом. Соответственно, потребители не получают всю необходимую для осознанного выбора информацию обо всех условиях кредита, влияющих и определяющих стоимость кредита.
  29. В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
  30. В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.
  31. К условиям, определяющим стоимость кредита для заёмщика, относятся сумма кредита, срок кредитного договора, процентная ставка, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также иные условия, если их включение в кредитный договор может повлиять на сумму денежных средств, которую заёмщик должен выплатить кредитору по кредитному договору.
  32. Исходя из понятия рекламы, она предназначается для распространения среди неопределённого круга лиц, в связи с чем вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доступна для потребителей при ознакомлении с рекламой без специальных усилий и применения специальных средств.
  33. То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которая должна быть приведена обязательная в силу закона информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
  34. С учётом изложенного в случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой финансовой услуги, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
  35. Следовательно, выполненные мелким шрифтом сведения об условиях предоставления кредита не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом. В связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию и вводится в заблуждение относительно предлагаемой финансовой услуги.
  36. Формальное присутствие в рекламе обозначенных условий, напечатанных мелким шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие.
  37. Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации – способом, затрудняющим её восприятие (с учётом размера шрифта текста рекламы), свидетельствует о недобросовестности рекламы.
  38. Указание в рекламе лишь отдельного условия (процентная ставка, максимальная сумма кредита) само по себе не позволяет потребителю получить достаточные сведения о данной услуге, что способствует формированию у него неверных представлений о стоимости кредита и сумме расхода, который понесут лица, воспользовавшиеся услугой специального кредитования по ставке 10,4 %.
  39. Таким образом, в указанной рекламе усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
  40. В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе».
  41. Рекламодателем является КБ «Локо-Банк» АО (адрес: Ленинградский проспект, д. 39, стр. 80, г. Москва, 125167, ОГРН 1057711014195, ИНН 7750003943, КПП 771401001, дата регистрации: 23.11.2005).
  42. Руководствуясь частью 7 статьи 5, частью 3 статьи 28, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
  43. Решила:

  44. 1. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5, часть 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», рекламу кредита по ставке 10,4%, распространявшуюся в июле 2018 года на рекламных конструкциях в г. Москве, поскольку в рекламе отсутствует часть существенной информации об остальных условиях кредита, определяющих полную стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, при указании хотя бы одного из таких условий.
  45. 2. Выдать КБ «Локо-Банк» АО (адрес: Ленинградский проспект, д. 39, стр. 80, г. Москва, 125167, ОГРН 1057711014195, ИНН 7750003943, КПП 771401001, дата регистрации: 23.11.2005) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
  46. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении КБ «Локо-Банк» АО.
  47. Решение изготовлено в полном объеме 16 ноября 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  48. Председатель Комиссии
  49. Члены Комиссии

Печать

Печатать