9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение АС Иркутской области от

  1. Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 01.11.2018 года.
  2. Решение в полном объеме изготовлено 08.11.2018 года.
  3. Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Дмитриенко Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Столбовой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
  4. АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «АНГАРСКАЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» (ОГРН 1023800520600, ИНН 3801009466, 665800, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД АНГАРСК, НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ ПЕРВЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ, КВАРТАЛ 63-Й, ДОМ 2)
  5. к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ - УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АНГАРСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (ОГРН: 1023800519930, ИНН: 3801060504, адрес: 665821, ОБЛАСТЬ ИРКУТСКАЯ, ГОРОД АНГАРСК, УЛИЦА КОМИНТЕРНА, 46А)
  6. о признании решения № 048V12180000332 от 28.05.2018 незаконным в части
  7. при участи в заседании представителей:
  8. от заявителя – представитель Лазарева М.В., (доверенность от 03.09.2018г. № 554/18 паспорт); представитель Кузьмина Ю.Н., (доверенность от 01.10.2017г. № 592/17, паспорт);
  9. от ответчика – не явились, извещены надлежаще;
  10. Установил:

  11. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АНГАРСКАЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» (далее – Общество, АО «АНХК») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АНГАРСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - учреждение) от 28.05.2018 № 048V12180000332 о привлечении АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «АНГАРСКАЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов в размере 4 495 086 рублей 80 копеек, начисления штрафов в размере 899 017 рублей 36 копеек, начисления пени в размере 637 841 рубль 75 копеек. Так же заявлено о взыскании государственной пошлины в размере 3000 рублей.
  12. Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал.
  13. Представитель Управления пенсионного фонда требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
  14. В судебном заседании 25.10.2018г. в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 09 часов 50 минут 01.11.2018г.
  15. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при участии тех же представителей поддержавших свои доводы и возражения заявленных ранее, дополнительных доказательств не представили.
  16. Дело рассмотрено в порядке статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам, исследовав которые
  17. Суд
  18. Установил:

  19. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АНГАРСКАЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером – 1023800520600.
  20. Как следует из материалов дела, на основании решения о проведении выездной проверки Пенсионным фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком страховых взносов АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «АНГАРСКАЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» за период с 01.01.2015 по 31.12.2016. В ходе проверки Пенсионным фондом сделан вывод в том числе, о нарушении ст.ст. 7, 8, 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования АО «АНГАРСКАЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» занижена база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в результате не отнесения к объекту обложения:
  21. - суммы частичной оплаты организацией проезда к месту работы сотрудников Общества на сумму 103 133,40 руб. Занижение базы для начисления страховых взносов в пределах установленной предельной величины составило 100 326,86 руб., свыше установленной предельной величины 2 086,54 руб.
  22. - суммы вознаграждений в связи с празднованием Международного дня 8 Марта, в соответствии с п. 3.15 Положения ОА «АНХК» № П2-03 Р-0058 ЮЛ-100 (09-И05-03), п. 6.4.5 Коллективного договора и Приказов № 34-А от 02.03.2015 и № 32-А от 19.02.2016 на сумму 10 313 000 руб.
  23. - суммы премий ко Дню защитника Отечества в соответствии с п. 6.4.6 Коллективного договора и Приказов № 23-А от т13.02.2015 и № 23-А от 13.02.2015 от 12.02.2016 на сумму 191 400 руб.
  24. - суммы премий в соответствии с п. 2.2 Стандарта ОА «АНХК» № П2-03 С0012 ЮЛ-100 «Положение о премировании работников» ОА «АНХК», согласно Приказу № 5-А от 23.э03.2016 на общую сумму 1 693 098 руб. Занижение базы для начисления страховых взносов в пределах установленной предельной величины составило 1 650 399, 90 руб., свыше установленной предельной величины 42 698,10 руб.
  25. - суммы вознаграждений на общую сумму 3 773 955 руб. Занижение базы для начисления страховых взносов в пределах установленной предельной величины составило 3 742 633,30 руб., свыше установленной предельной величины 31 321,70 руб., которые были выплачены работникам:
  26. из прибыли в соответствии с п. 3.6 Положения АО «АНХК» № П2-03 Р-0058 ЮЛ-100 (09-И05-03) по приказам № 47-А от 23.03.2015, № 150-А от 13.07.2015;
  27. из прибыли социальной направленности согласно приказу №132-А от 16.06.2015;
  28. при поощрении спортсменов, принимающих непосредственное участие в финальных соревнованиях ХI Летней спартакиады ОАО «НК «Роснефть» в составе команды «Ангара», согласно приказу № 207-А от 12.10.2015.
  29. Всего выявлено занижение базы для начисления страховых взносов на общую сумму 16 074 586,40 руб., в том числе, для начисления страховых взносов в пределах установленной предельной величины 15 997 760,06 руб., свыше установленной предельной величины – 76 826,36 руб.
  30. В результате допущенных нарушений обществом не исчислены и не уплачены страховые взносы в сумме 4 495 662,62 руб., в том числе, в пределах установленной предельной величины 4 349 106,11 руб., свыше установленной предельной величины – 7682,63 руб., по дополнительному тарифу в соответствии с ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ на общую суму 57 480,30, ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ на общую сумму 81393,58руб.
  31. Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 23.04.2018 № 04800715АВ0000423, на основании которого Пенсионным фондом 28.05.2018 принято решение № 048V12180000332, которым АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АНГАРСКАЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ», в том числе, привлечено к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в виде начисления штрафа в сумме 899 132,52 руб. (п.1), АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ «АНГАРСКАЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» также предложено уплатить пени по состоянию на 31.12.2016 в общем размере 637 841,75 руб. (п. 2), недоимку в общем размере 4 495 662,62 руб. (п. 3), обязании уплатить штрафы, указанные в пунктах 1, 2 решения (п. 3.2, 3.3), внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета (п. 4), ОА «АНХК» необходимо представить на застрахованных лиц к4оректирующие сведения с доначисленными страховыми взносами по результатам выездной проверки. Представление корректирующих данных за периоды до 01.01.2017 года осуществляется в составе уточненного расчета РСВ-1 за отчетный (расчетный период 2016 года в течение 5 рабочих дней с даты вступления в силу настоящего Решения) (п.5).
  32. Не согласившись с решением Пенсионного фонда в части выводов о занижении облагаемой базы, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «АНГАРСКАЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ», заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, где просит признать незаконным решение ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АНГАРСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов в размере 4 495 086, 80 рублей, начисления штрафа в размере 899 017, 36 рублей, начисления пени в размере 637 841, 75 рублей.
  33. Заявитель в части факта занижения базы для начисления страховых взносов в размере 2124,79 руб. (в том числе за май 2015-609,79 руб.) по сотруднице Териной К.Ю. и за март 2016 в размере 1217,82 руб. по сотруднице Башуровой Ж.С. не оспаривает.
  34. Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
  35. В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  36. Согласно п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  37. В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
  38. В соответствии со статьей 6 Федерального Закона РФ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» (далее – Закон № 167-ФЗ) и статьей 1 Закона № 27-ФЗ АО «АНХК» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В силу статьи 5 Закона № 212-ФЗ общество является плательщиком страховых взносов.
  39. Правовое регулирование отношений, связанных с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ).
  40. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
  41. В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.
  42. В силу части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
  43. На основании пункта 1 статьи 18, подпунктов 1, 2 пункта 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.
  44. Пунктом 3 статьи 8 Закона №212-ФЗ, установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
  45. Как установлено пунктом 3 статьи 15 Закона № 212-ФЗ, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
  46. В силу подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ от обложения страховыми взносами освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
  47. Статья 15 Трудового кодекса РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
  48. В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
  49. В соответствии со статьей 129 Кодекса заработная плата (оплата труда работника) это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
  50. Статья 57 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность включения сторонами в трудовой договор дополнительных положений, в частности, об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи.
  51. Из буквального толкования указанных положений законодательства следует, что объектом обложения страховыми взносами являются выплаты, предусмотренные в трудовом договоре, а также выплаты по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства.
  52. В свою очередь, если эти выплаты установлены коллективным договором, соглашениями или нормативными актами работодателя, они не являются объектом обложения страховыми взносами, так как названные акты в статье 7 Закона № 212-ФЗ не поименованы.
  53. Также в статье 164 Трудового кодекса РФ приведено понятие компенсации, под которой понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных указанным Кодексом и другими федеральными законами.
  54. Таким образом, объектом начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию являются выплаты, произведенные работнику за определенный трудовой результат.
  55. При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, представляют собой оплату их труда.
  56. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 14.05.2013 № 17744/12, выплаты, носящие социальный характер, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
  57. Из материалов дела следует, Управлением пенсионного фонда в отношении заявителя проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
  58. По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 23.04.2018 № 04800715АВ0000423, согласно которому плательщиком страховых взносов занижена база для начисления страховых взносов за 2015-2016 год в отношении выплат: компенсация стоимости проезда к месту работы сотрудников общества на общую сумму 103 133, 40 руб.; вознаграждений в связи с празднованием Международного дня 8 Марта на сумму 10 313 000 руб.; выплат ко Дню защитника Отечества в соответствии с п. 6.4.6 Коллективного договора и Приказов № 23-А от т13.02.2015 и № 23-А от 13.02.2015 от 12.02.2016 на сумму 191 400 руб.; премий в соответствии с п. 2.2 Стандарта ОА «АНХК» № П2-03 С0012 ЮЛ-100 «Положение о премировании работников» ОА «АНХК», согласно Приказу № 5-А от 23.03.2016 на общую сумму 1 693 098 руб.; вознаграждений на общую сумму 3 773 955 руб., которые были выплачены работникам: из прибыли в соответствии с п. 3.6 Положения АО «АНХК» № П2-03 Р-0058 ЮЛ-100 (09-И05-03) по приказам № 47-А от 23.03.2015, № 150-А от 13.07.2015; из прибыли социальной направленности согласно приказу №132-А от 16.06.2015; при поощрении спортсменов, принимающих непосредственное участие в финальных соревнованиях ХI Летней спартакиады ОАО «НК «Роснефть» в составе команды «Ангара», согласно приказу № 207-А от 12.10.2015.
  59. В результате чего, по мнению Управления Пенсионного фонда, сумма неоплаченных страховых взносов составила общую сумму 4 495 662, 62 руб., в том числе:
  60. - за 1 квартал 2015 года в сумме 1786318,70 рублей;
  61. - за 2 квартал 2015 года в сумме 100949,64 рублей;
  62. - за 3 квартал 2015 года в сумме 425173,23 рублей;
  63. - за 4 квартал 2015 года в сумме 152893,00 рублей;
  64. - за 1 квартал 2016 года в сумме 1659394,73 рублей;
  65. - за 2 квартал 2016 года в сумме 214556,94 рублей;
  66. - за 3 квартал 2016 года в сумме 68203,38 рублей;
  67. - за 4 квартал 2016 года в сумме 88173,00 рублей;
  68. Вместе с тем, как следует из материалов дела и установлено судом, в проверяемом периоде работникам общества произведены выплаты расходов на переезд при переводе на работу в ОА «АНХК» из дочерних обществ ОАО «НК «Роснефть», расположенных в другой местности в сумме 103 133,40 руб. на основании приказов № 590 от 087.06.2015, № 592 от 08.06.2015, № 861 от 25.08.2015. Названные выплаты не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными учреждением с конкретными работниками.
  69. В соответствии с положениями статьи 169 Трудового кодекса Российской Федерации при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства.
  70. При этом порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам работодателя, не относящихся к бюджетной сфере, определяются коллективным договором или локальным актом, либо по соглашению сторон трудового договора, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации.
  71. В силу статьи 169 Трудового кодекса Российской Федерации, регулируются вопросы возмещения работнику стоимости переезда на работу в другую местность, данные виды выплат относятся к разделу VII Трудового кодекса Российской Федерации «Гарантии и компенсации».
  72. Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
  73. Перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в силу действующего законодательства, установлен в статье 165 Трудового кодекса.
  74. Различие между гарантиями и компенсациями заключается в том, что гарантии, в отличие от компенсации, представляющей собой возмещение потраченных работником денежных средств, являются механизмом, обеспечивающим соблюдение прав работника, в том числе путем произведения работодателем определенных выплат вместо работника.
  75. От мер стимулирующего характера гарантии отличаются тем, что они не обусловлены непосредственно характером и качеством выполняемой работником работы и не направлены на поощрение работника за результаты работы.
  76. Из приведенных правовых норм и их толкования следует, что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений.
  77. Выплаты социального характера, основанные на законодательстве Российской Федерации, локальных нормативных актах, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
  78. Следовательно, такие выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в силу иной правовой природы, чем выплаты, связанные с оплатой труда.
  79. Данные выплаты производятся на основании личных заявлениях сотрудников Учреждения о компенсации оплаты стоимости проезда. В рассматриваемом случае оплата расходов на переезд при переводе на работу в ОА «АНХК» из дочерних обществ ОАО «НК «Роснефть», расположенных в другой местности производится не только работникам, состоящим в трудовых отношениях с Учреждением, но и членам их семей, которые в трудовых отношениях с заявителем не состоят.
  80. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорные выплаты не содержат признаков компенсационного и стимулирующего характера за выполнение работником своих трудовых обязанностей, а также не зависят от трудовых успехов работника и не являются средством вознаграждения его за труд, следовательно, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
  81. Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, то есть носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы или трудового вклада работников, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, Пенсионным фондом в порядке части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
  82. Более того, суд учитывает и то обстоятельство, что пенсионный фонд в представленном отзыве от 24.09.2018 № 30/1209 в отношении суммы частичной оплаты организацией проездов к месту работы работников на общую сумму 103 133, 40 руб., включение данной выплаты в базу для начисления страховых взносов, а так же начисления страховых взносов, пени и штрафов оставляет на усмотрение суда, из чего можно сделать вывод, что пенсионный фонд не уверен в достоверности своих выводов изложенных в оспариваемом решении.
  83. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорные выплаты, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в связи с чем, у УПФР в АМО Иркутской области не имелось правовых оснований для включения соответствующих выплат проверяемого периода в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также начисления пеней и штрафных санкций.
  84. Согласно пункту 6.4.5 Коллективного договора (в редакции дополнительного соглашения № 4 от 25.01.2016г. к коллективному договору), пункту 2.2 Положения о премировании работников № П2-03 С-0012 ЮЛ-100 № 09-И05-01 работодатель обязуется выделять денежные средства (в том числе для приобретения подарков) к 8 марта женщинам - работникам Общества в размере 1700 и 1900 руб.
  85. Как следует из материалов дела и установлено судом, в проверяемом периоде обществом на основании Приказов № 34-А от 02.03.2015 и № 32-А от 19.02.2016 своим работникам произведены выплаты в виде вознаграждений женщинам - работникам общества к празднику 8 Марта на общую сумму 10 313 000 руб., которые являлись единовременными выплатами социального характера. Названные выплаты не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными обществом с конкретными работниками; основанием для таких выплат являлся коллективный договор.
  86. Вознаграждения к Международному женскому дню 8 Марта носили разовый характер, не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей, выплачены всем женщинам - работникам общества в равной сумме вне зависимости от трудового результата, сложности, количества и качества выполненной работы, не рассчитаны исходя из тарифов, окладов работников, условие о выплате вознаграждений к дню 8 Марта не включено в систему оплаты труда.
  87. Следовательно, выплаты вознаграждений женщинам – работникам общества к празднику 8 Марта не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
  88. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.02.2016г. по делу А19-12458/2015, в котором рассматривались те же обстоятельства за предыдущий период (с 01.01.2012 по 31.12.2014). В частности установлено, что основанием для осуществления указанных выплат являлись положения коллективного договора, положение о выплате работникам ОАО «АНХК» вознаграждений. Названые выплаты являлись единовременными выплатами социального характера, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
  89. Так же согласно пункту 6.4.6 Коллективного договора (в редакции дополнительного соглашения № 4 от 25.01.2016г. к коллективному договору), пункту 2.2 Положения о премировании работников № П2-03 С-0012 ЮЛ-100 № 09-И05-01 работодатель обязуется выделять денежные средства (в том числе для приобретения подарков) ко Дню защитника Отечества работникам - участникам войны (локальных конфликтов) Общества в размере 1700 и 1900 руб.
  90. Судом установлено, что в проверяемом периоде обществом на основании Приказов № 23-А от 13.02.2015 и №23-А от 12.02.2016 своим работникам произведены выплаты в виде вознаграждений мужчинам - работникам общества ко Дню защитника Отечества на общую сумму 191 400 руб., которые являлись единовременными выплатами социального характера. Названные выплаты не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными обществом с конкретными работниками; основанием для таких выплат являлся коллективный договор.
  91. Вознаграждения ко Дню защитника Отечества носили разовый характер, не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей, выплачены всем работникам - участникам войны (локальных конфликтов) Общества в равной сумме вне зависимости от трудового результата, сложности, количества и качества выполненной работы, не рассчитаны исходя из тарифов, окладов работников, условие о выплате вознаграждений ко Дню защитника Отечества не включено в систему оплаты труда.
  92. При таких обстоятельствах, выплаты вознаграждений работникам - участникам войны (локальных конфликтов) Общества ко Дню защитника Отечества не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
  93. Помимо вышеуказанного, по результатам выездной проверки Пенсионный фонд пришел к выводу о том, что общество необоснованно не отнесло к объекту обложения страховыми взносами и не включило в базу для начисления страховых взносов суммы вознаграждений, выплаченных работникам в проверяемом периоде в соответствии:
  94. - с пунктом 2.2 Стандарта АО «АНХК» № П2-03 С0012 ЮЛ-100 «Положение о премировании работников ОАО «АНХК» на общую сумму 1 693 098 руб. на основании приказов: № 55-А от 23.03.2016, № 132-А от 08.07.2016, № 203-А от 12.10.2016, № 106-А от 27.05.2016;
  95. - с пунктом 3.6 Положения АО «АНХК» № П2-03 Р-0058 ЮЛ-100 (09-И05-03) на общую сумму 3 773 955 руб. на основании приказов: № 207-А от 12.10.2015, № 47-А от 23.03.2015, № 132-А от 16.06.2015, № 150-А от 13.07.2015.
  96. В пункте 2.2 Стандарта АО «АНХК» «Положение о премировании работников ОАО «АНХК» № П2-03 С0012 ЮЛ-100 разработанного в соответствии с действующим в ОАО «АНХК» коллективным договором, предусмотрены порядок и условия вознаграждений отдельным работникам за достижение высоких результатов в конкурсах, смотрах, соревнованиях и др., проводимых ОАО «АНХК» или при участии ОАО «АНХК».
  97. Размер и условия установления вознаграждений определены Положениями АО «АНХК»: № П3-09 Р-0058 ЮЛ-100» «Проведение Спартакиады ОАО «НК «Роснефть» № П3-09 Р-0058 ЮЛ-100» и № П3-01.06 Р-0007 ЮЛ-100 «Подготовка и проведение корпоративного фестиваля «Роснефть Зажигает звезды».
  98. На основании приказов № 207-А от 12.10.2015, № 47-А от 23.03.2015, № 132-А от 16.06.2015, № 150-А от 13.07.2015, № 55-А от 23.03.2016, № 132-А от 08.07.2016, № 203-А от 12.10.2016, № 106-А от 27.05.2016 работникам общества выплачены вознаграждения, при этом в приказах имеется ссылка на пункт 3.6 Положения «О выплате работникам ОАО «АНХК» вознаграждений» и содержится ссылка на соответствующие служебные записки, составленные заместителем и и.о. заместителя генерального директора по управлению персоналом – директора по управлению персоналом.
  99. Из представленных в материалы дела приказов усматривается, что вознаграждение:
  100. - по приказу № 47-А от 23.03.2015 было выплачено работникам, проявивших хорошую физическую подготовку в лыжной эстафете и хоккее в V Зимней Спартакиаде ПАО «НК «Роснефть», посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;
  101. - по приказу № 55-А от 23.03.2016 было выплачено работникам – победителям VI Зимней Спартакиаде ОАО «НК «Роснефть»;
  102. - по приказам № 207-А от 12.10.2015, № 203-А от 12.10.2016, № 132-А от 08.07.2016, № 132-А от 16.06.2015 выплачено работникам, принявшим участие в Летних Спартакиадах ПАО «НК «Роснефть»;
  103. - по приказам № 150-А от 13.07.2015, № 106-А от 27.05.2016 было выплачено вознаграждение участникам и родителям участников корпоративного фестиваля «Роснефть Зажигает звезды».
  104. Из Приложений к служебным запискам указанных приказов следует, что выплаты произведены либо в пользу работников-родителей, чьи дети учувствовали в конкурсах, либо в пользу работников, принявших участие в таких творческих конкурсах, не связанных с исполнением трудовых обязанностей.
  105. Для отнесения выплат в пользу работников к объекту обложения страховыми взносами в соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ они должны быть квалифицированы как оплата труда работников, то есть, как указывалось ранее, носить систематический характер, зависеть от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчисляться исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.
  106. На основании исследованных доказательств судом установлено и Пенсионным фондом не оспорено, что выплата вознаграждений на основании приказов № 207-А от 12.10.2015, № 47-А от 23.03.2015, № 132-А от 16.06.2015, № 150-А от 13.07.2015, № 55-А от 23.03.2016, № 132-А от 08.07.2016, № 203-А от 12.10.2016, № 106-А от 27.05.2016 была обусловлена участием работников общества, а также членов их семей в спортивных соревнованиях. Данные выплаты не связаны с трудовой деятельностью сотрудников общества, с выполнением ими трудовых обязанностей, не являются компенсирующими или стимулирующими, не носят обязательного характера и не зависят от результатов и качества труда работников общества.
  107. Сам по себе факт наличия трудовых отношений не является основанием для вывода о том, что указанные выплаты представляют собой оплату труда.
  108. Вознаграждения выплачивались не за определенный результат работы, а за достижения в области спорта как самих работников, так и членов их семей.
  109. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорные выплаты в виде вознаграждений за участие в спортивных соревнованиях, произведенные на основании пункта 2.2 Стандарта и пункта 3.6 Положения, в силу Закона № 212-ФЗ не подлежали обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
  110. Таким образом, у Фонда не имелось правовых оснований для включения соответствующих выплат проверяемого периода (компенсация стоимости проезда к месту работы сотрудников общества, вознаграждений в связи с празднованием Международного дня 8 Марта, выплат ко Дню защитника Отечества, премии в соответствии с п. 2.2 Стандарта, вознаграждения в соответствии с п. 3.6 Положения) в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также начисления пеней и штрафных санкций. В связи с чем, оспариваемое решение от 28.05.2018г. № 048V12180000332 не соответствует Закону № 212-ФЗ, нарушает права и законные интересы заявителя, необоснованно возлагая на него обязанность по уплате страховых взносов, пени и штрафных санкций.
  111. Доначисленный размер недоимки, пени, штрафа по указанному основанию и оспариваемый учреждением, подтвержден УПФ представленными расчетами.
  112. Все доводы сторон судом рассмотрены и оценены, иные доводы и пояснения судом рассмотрены и на выводы суда не влияют.
  113. В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
  114. С учетом изложенного, заявленные АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ «АНГАРСКАЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» требования подлежат удовлетворению, а решение от 28.05.2018г. № 048V12180000332 признанию незаконным в оспариваемой части, как не соответствующее Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  115. В соответствии со статьями 101, 110 АПК РФ судебные расходы в виде уплаченной при подаче заявления в суд государственной пошлины по платежному поручению от 22.08.2018 № 159977 в размере 3000 руб. подлежат взысканию в пользу заявителя с ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АНГАРСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.
  116. Руководствуясь статьями 167 – 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  117. Решил:

  118. Заявленные требования удовлетворить.
  119. Признать незаконным решение ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АНГАРСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.05.2018г. № 048V12180000332 в части привлечения АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «АНГАРСКАЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов в размере 4 495 086 рублей 80 копеек, начисления штрафов в размере 899 017 рублей 36 копеек, начисления пени в размере 637 841 рубль 75 копеек.
  120. Обязать ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АНГАРСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «АНГАРСКАЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» в соответствии с нормами действующего законодательства.
  121. Взыскать с ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – УПРАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В АНГАРСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ в пользу АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «АНГАРСКАЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
  122. Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
  123. Судья Е.В. Дмитриенко

Печать

Печатать