9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение АС Республики Саха (Якутия) от

  1. Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Шумского А.В., рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (ИНН 77022351333, ОГРН 1037700013020) к акционерному обществу «Страховая компания «Стерх» (ИНН 1435159327, ОГРН 1051402088242) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
  2. без вызова лиц, участвующих в деле,
  3. Установил:

  4. Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – Национальный банк по РС (Я), административный орган, банк) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества «Страховая компания «Стерх» (далее – АО СК «Стерх», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее, в том числе – КоАП РФ).
  5. Определением арбитражного суда от 24 августа 2018 г. заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле в соответствии со статьёй 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее, в том числе – АПК РФ). Лицам, участвующим в деле, предложено в срок не позднее 18 сентября 2018 г. представить доказательства, на которых они основывают свои требования, обществу – представить отзыв на заявленные требования. Лицам, участвующим в деле, установлен срок для обмена дополнительными документами, содержащими объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и представления их в суд в срок не позднее 08 октября 2018 г.
  6. Копия определения направлялась судом лицам, участвующим в деле, в установленном АПК РФ порядке по всем известным адресам.
  7. Указанное определение, направленное банку по адресу его места нахождения, указанному в едином государственном реестре юридических лиц: 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, а также по адресу места нахождения его отделения: 677027, г. Якутск, ул. Кирова, д. 17, получено им 30 и 31 августа 2018 г. соответственно. Определение суда, направленное по юридическому адресу общества: 677000, г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 152, вручено ему 28 августа 2018 г. Данные обстоятельства подтверждаются почтовым уведомлением о вручении почтового отправления №677000 26 41656 8; сведениями, полученными с сервера отслеживания почтовых отправлений официального сайта Почты России, о вручении почтовых отправлений №677000 26 41657 5, №677000 26 41655 1.
  8. Информация о движении дела размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), а также в общедоступном информационном сервисе «Картотека арбитражных дел» (http://kad.arbitr.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  9. Таким образом, о принятии заявления, возбуждении производства по делу и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства в силу части 1 статьи 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации на сайте суда.
  10. В заявлении банк, ссылаясь на выявленные в ходе проверки жалобы гражданина Савчука А.В. по поводу отсутствия возможности заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с использованием официального сайта АО СК «Стерх» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», нарушения лицензиатом условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), просит привлечь общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
  11. Отзыв на заявление общество не представило.
  12. Поскольку установленные судом сроки для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ истекли, арбитражный суд на основании части 5 статьи 228 АПК РФ 11 октября 2018 г. рассмотрел дело и вынес резолютивную часть решения об удовлетворении заявленных требований.
  13. В соответствии со статьями 226, 227, 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощённого производства без вызова лиц, участвующих в деле, по правилам параграфа 1 главы 25 АПК РФ.
  14. Согласно пункту 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №10 от 18 апреля 2017 г. «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» арбитражный суд вправе изготовить мотивированное решение по своей инициативе. В этом случае решение вступает в законную силу и срок на его обжалование исчисляется со дня принятия решения путем вынесения (подписания) резолютивной части.
  15. При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
  16. АО СК «Стерх» зарегистрировано в качестве юридического лица 04 мая 2005 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия). Основным видом деятельности общества является страхование, кроме страхования жизни.
  17. Общество имеет лицензию на осуществление страхования от 28 мая 2018 г. серии ОС №3983-03 (ранее осуществляло деятельность по лицензии от 22 сентября 2015 г. серии ОС №3983-03) без ограничения срока действия, вид деятельности: обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
  18. Как следует из материалов дела, в адрес Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Дальневосточном федеральном округе Центрального банка Российской Федерации поступило обращения гражданина Савчука А.В. по поводу отсутствия возможности заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с использованием официального сайта АО СК «Стерх» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (вх. от 10 мая 2018 г. №ОЭТ7-1106, №ОЭТ7-1098, от 22.05.2018 № ОЭТ7-1251).
  19. В ходе проведения проверки по жалобе установлено, что 06 и 20 мая 2018 г. на сайте АО СК «Стерх» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществлены действия, направленные на заключение договора ОСАГО в электронном виде. Однако при оформлении заявителем договора ОСАГО на сайте АО СК «Стерх» возникли непредвиденные ошибки, зафиксированные в представленной страховщиком сеансовой информации на этапе расчета страховой премии (06 мая 2018 г. в 10:09:09, 10:09:32, 10:09:48, 10:10:27, 10:10:44, 10:11:01, 10:11:16, 10:11:36, 10:20:48, 10:27:17, 10:27:39, 10:27:57, 10:32:05, 17:30:34, 17:47:12, 20 мая 2018 г. в 11:34:54, 11:35:27, 11:35:41, 11:35:55, 11:36:18, 11:41:37, 11:47:26). В связи с этим сессии на сайте АО СК «Стерх» были закончены, заявителю предложено перейти на сайт другой страховой организации.
  20. Усмотрев в действиях общества признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, административный орган уведомлением от 27 июля 2018 г. №Т798-12-15/7993, направленным телеграммой от 25 июля 2018 г. №Т798-12-15/7924, известил общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (отчет оператора о вручении телеграммы секретарю общества Алексеевой К.В. 26 июля 2018 г.).
  21. По факту выявленных нарушений юрисконсультом 1 категории юридического отдела Отделения – Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации Аммосовой О.П. в отношении общества в отсутствие его законного представителя составлен протокол от 21 августа 2018 г. №ТУ-98-ЮЛ-18-13404/1020-1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол направлен обществу с сопроводительным письмом от 21 августа 2018 г. №Т-798-12-15/8831.
  22. Поскольку привлечение к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ относится к компетенции арбитражных судов, банк обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
  23. Исследовав представленные доказательства, оценив доводы административного органа, арбитражный суд пришёл к следующим выводам.
  24. В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
  25. Согласно части 3 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
  26. Статьей 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. №86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон о Банке России) одной из функций Банка России является осуществление защиты прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемыми таковыми в соответствии со страховым законодательством.
  27. В соответствии со статьей 76.1 Закона о Банке России Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. Некредитными финансовыми организациями признаются, кроме прочих, лица, осуществляющие деятельность субъектов страхового дела.
  28. Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями является, кроме прочего, обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, защита прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством.
  29. Статьёй 83 Закона о Банке России в систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, образовательные и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России. Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России.
  30. Территориальные учреждения Банка России не являются юридическими лицами, не имеют права принимать решения нормативного характера и выдавать без разрешения Совета директоров банковские гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров (статья 84 Закона о Банке России).
  31. Согласно пункту 1.3. Положения о территориальных учреждениях Банка России от 11 апреля 2016 г. №538-П, утвержденного Центральным банком Российской Федерации, территориальными учреждениями являются главные управления Центрального банка Российской Федерации, отделения Центрального банка Российской Федерации, отделения и отделения – национальные банки главных управлений Центрального банка Российской Федерации, за исключением отделений Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу г. Москва, расположенных в городе Москве.
  32. В соответствии с пунктом 1.2 Указания Центрального Банка Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. №4300-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (зарегистрировано Минюстом России 14 апреля 2017 г. за №46375), протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 – 3 статьи 14.1 КоАП РФ, уполномочены составлять, в том числе руководители территориальных учреждений Банка России, их заместители, а также иные должностные лица территориальных учреждений Банка России, уполномоченные приказами руководителей территориальных учреждений Банка России.
  33. Пунктом 2 Приказа Отделения – Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 10 января 2018 г. №ОДТ798-6 «О перечне должностных лиц Отделения – Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» установлено, что составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 – 3 статьи 14.1 КоАП РФ уполномочена, в том числе юрисконсульт 1 категории юридического отдела Отделения – Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации Аммосова О.П.
  34. Таким образом, протокол об административном правонарушении от 21 августа 2018 г. №ТУ-98-ЮЛ-18-13404/1020-1, составленный юрисконсультом 1 категории юридического отдела административного органа Аммосовой О.А., составлен уполномоченным должностным лицом.
  35. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещалась заблаговременно телеграммой от 25 июля 2018 г. №Т798-12-15/7924, направленной по адресу места нахождения общества, указанному в едином государственном реестре юридических лиц. Телеграмма получена секретарем общества Алексеевой К.В. 26 июля 2018 г.
  36. Протокол от 21 августа 2018 г. №ТУ-98-ЮЛ-18-13404/1020-1 соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
  37. Копия протокола направлена обществу заказным письмом с уведомлением, о чем свидетельствует имеющийся в материалах дела список внутренних почтовых отправлений с оттиском штампа почтового отделения от 21 августа 2018 г. №114, опись вложений в конверт №000.000.018 и почтовая квитанция от 21 августа 2018 г.
  38. При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу об отсутствии нарушений процессуального порядка составления протокола об административном правонарушении.
  39. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
  40. Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
  41. Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
  42. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляют действия по осуществлению предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
  43. Статьей 938 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требования, которым должны отвечать страховые организации, порядок лицензирования их деятель­ности и осуществления надзора за этой деятельностью определяются законами о страховании.
  44. Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации стра­хового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об организации страхового дела). Дополнительные требования к осуществлению деятельности в сфере страхования также определены Законом об обязательном страховании и Правилами обязательного страхования гражданской ответ­ственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. №431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Правила страхования).
  45. В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона об организации страхового дела лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в каче­стве страхового брокера (далее – лицензия) представляет собой специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
  46. При этом действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) к страховой деятель­ности.
  47. В тоже время в силу подпункта 1 пункта 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела субъекты стра­хового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.
  48. Из совокупного толкования упомянутых норм права следует, что соблюдение страховщиком страхового законодательства, в том числе законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
  49. Условия и порядок осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Законом об обязательном страховании и Правилами страхования.
  50. АО СК «Стерх» осуществляет страховую деятельность в соответствии с лицензией и, являясь субъектом страхового дела, в соответствии с лицензионными требованиями (условиями) обязано соблюдать требования страхового законодательства и правила страхования.
  51. В силу требований пункта 7.2 статьи 15 Закона об обязательном страховании страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
  52. Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Перечень сведений, предоставляемых страхователем с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования.
  53. Пунктом 1.1 статьи 22 Закона об обязательном страховании установлено, что страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, в том числе путем осуществления деятельности, направленной на исключение случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению таких договоров вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем (далее – риски нарушения функционирования информационных систем).
  54. Пунктом 22 Указания Банка России от 14 ноября 2016 г. №4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Указание Банка России от 14 ноября 2016 г. №4190-У) установлена обязанность страховщика обеспечивать бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена в соответствии с Указанием Банка России от 14 ноября 2016 г. №4190-У.
  55. В соответствии с пунктом 28 Указания Банка России от 14 ноября 2016 г. №4190-У страховщик при осуществлении доступа страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) к разделам сайта страховщика, обеспечивающим заключение договоров, осуществляет сплошную непрерывную регистрацию и хранение в течение одного года информации о действиях страхователей (лиц, имеющих намерение заключить договор) и страховщика, выполняемых с использованием данного сайта в соответствии с Указанием Банка России от 14 ноября 2016 г. №4190-У.
  56. В силу пункта 1 Указания Банка России от 14 ноября 2016 г. №4191-У «О требованиях к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов» (далее – Указание Банка России от 14 ноября 2016 г. №4191-У) страховщики, профессиональное объединение страховщиков для обеспечения бесперебойности и непрерывности функционирования сайтов (далее – БФС) в целях заключения договоров обязаны, в том числе:
  57. - иметь резервные технологические и операционные средства, обладающие необходимым для заключения договоров функционалом, и обеспечивать их надлежащее функционирование;
  58. - не допускать суммарную длительность перерывов в работе своих сайтов более 30 минут в сутки;
  59. - принимать иные меры, в том числе направленные на недопущение возникновения условий, при которых возможно необеспечение страховщиком и (или) профессиональным объединением страховщиков функционирования их сайтов, информационных систем, приведшее к невозможности заключения договора в течение 30 минут с момента направления через сайт страховщика и (или) профессионального объединения страховщиков надлежащим образом оформленного заявления о заключении договора (независимо от того, на какой из указанных сайтов пользователь направил соответствующее заявление о заключении договора) и (или) невозможности надлежащим образом заполнить и направить заявление о заключении договора и (или) получить ключ простой электронной подписи, получение которого предусмотрено Указанием Банка России от 14 ноября 2016 г. №4190-У, а также проводить и документировать на постоянной основе анализ произошедших нарушений БФС и прогнозирование вероятности наступления нарушений БФС, выработку и реализацию мер по устранению причин данных нарушений.
  60. Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
  61. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).
  62. Факт нарушения обществом названных выше лицензионных требований и условий, страхового законодательства подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе сеансовой информацией, предоставленной обществом, протоколом об административном правонарушении от 21 августа 2018 г. №ТУ-98-ЮЛ-18-13404/1020-1, из которых следует, что 06 и 20 мая 2018 г. на сайте АО СК «Стерх» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществлены действия, направленные на заключение договора ОСАГО в электронном виде. Однако при оформлении заявителем договора ОСАГО на сайте АО СК «Стерх» возникли непредвиденные ошибки, зафиксированные в сеансовой информации, представленной страховщиком, на этапе расчета страховой премии (06 мая 2018 г в 10:09:09, 10:09:32, 10:09:48, 10:10:27, 10:10:44, 10:11:01, 10:11:16, 10:11:36, 10:20:48, 10:27:17, 10:27:39, 10:27:57, 10:32:05, 17:30:34, 17:47:12, 20 мая 2018 г. в 11:34:54, 11:35:27, 11:35:41, 11:35:55, 11:36:18, 11:41:37, 11:47:26). В связи с этим сессии на сайте АО СК «Стерх» были закончены, заявителю предложено перейти на сайт другой страховой организации.
  63. Таким образом, в нарушение пункта 1.1 статьи 22 Закона об обязательном страховании, пунктов 22, 28 Указания Банка России от 14 ноября 2016 г. №4190-У, пункта 1 Указания Банка России от 14 ноября 2016 г. №4191-У АО СК «Стерх» 06 и 20 мая 2018 г. не обеспечено бесперебойное функционирование своих информационных систем и средств связи для информационного обмена, что привело к невозможности заключить договор ОСАГО в виде электронного документа на сайте страховщика, обществом не соблюден порядок сплошной непрерывной регистрации информации о действиях страхователя и страховщика, выполняемых с использованием сайта АО СК «Стерх».
  64. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
  65. В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
  66. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
  67. Выдача лицензии означает возложение на лицензиата повышенных требований государства к определенному виду деятельности, выраженных в виде лицензионных требований и условий, излагаемых в законе, положениях о лицензировании или в условиях самой лицензии. Получая лицензию, юридическое лицо принимает на себя ответственность за соблюдение лицензионных требований и по смыслу законодательства о лицензировании не может не знать о таких требованиях.
  68. Вина общества выражается в том что, вступая в правоотношения, регулируемые лицензионным законодательством, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение. То есть, в данном случае, использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.
  69. Поскольку общество имело возможность соблюдения страхового законодательства, лицензионных условий и иных обязательных требований при оказании страхования, однако, не предприняло всех зависящих от него мер, вину общества в совершении указанного правонарушения следует признать установленной.
  70. Учитывая вышеизложенное, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
  71. Годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
  72. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
  73. В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – постановление Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 г. №10) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
  74. В соответствии с пунктом 18.1 названного постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 г. №10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
  75. Таким образом, малозначительность может иметь место только в исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений.
  76. По смыслу норм статьи 14.1 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный порядок осуществления лицензируемой деятельности. Состав данного административного правонарушения является формальным, следовательно, наличие (отсутствие) существенной угрозы охраняемым общественным отношениям может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.
  77. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям по указанному правонарушению заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
  78. Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный государством порядок, который должен носить устойчивый характер, его соблюдение является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
  79. Данные обстоятельства не позволяют признать совершенное обществом правонарушение малозначительным.
  80. Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
  81. При назначении административного наказания подлежат учету характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к ответственности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (часть 2 и часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
  82. Таким образом, вопрос о применении конкретной санкции в каждом случае рассматривается судом применительно к конкретным обстоятельствам спора.
  83. В силу статьи 3.1 КоАП РФ целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
  84. Виды административных наказаний установлены в статье 3.2 КоАП РФ, при этом к юридическому лицу могут быть применены такие наказания, как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное приостановление деятельности.
  85. Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц наказание в виде предупреждения либо административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
  86. В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждением признается мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (часть 1). Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2).
  87. Таким образом, применение административного наказания в виде предупреждения невозможно при повторном совершении административного правонарушения и при наличии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также причинении имущественного ущерба.
  88. Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 апреля 2018 г. по делам №А58-10547/2017, № А58-10546/2017, от 06 апреля 2018 г. по делу №А58-292/2018, от 26 апреля 2018 г. по делу №А58-484/2018, от 19 декабря 2017 г. по делу №А58-9337/2017 общество ранее привлекалось к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
  89. Указанные обстоятельства свидетельствуют о фактах систематического пренебрежения лицом, привлекаемым к административной ответственности, требованиями закона, повторности однородных правонарушений, наличия определенных дезорганизационных последствий для государственного контроля, и рассматриваются судом в качестве отягчающих административную ответственность.
  90. Доказательств, подтверждающих наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, не представлено, об их наличии не заявлено и судом не установлено.
  91. По совокупности изложенных обстоятельств, принимая во внимание характер совершенного обществом правонарушения, неоднократность его совершения, назначение обществу наказания трижды в минимальном размере, арбитражный суд приходит к выводу об удовлетворении заявления административного органа о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначении обществу наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
  92. Назначенное обществу наказание соразмерно совершенному правонарушению, основано на принципе справедливости и обеспечивает достижение целей, предусмотренных статьей 3.1 КоАП РФ.
  93. Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
  94. Руководствуясь статьями 167 – 170, 180, 181, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  95. Решил:

  96. 1. Удовлетворить заявление Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Саха (Якутия) Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации.
  97. 2. Привлечь акционерное общество «Страховая компания «Стерх», зарегистрированное в качестве юридического лица 04 мая 2005 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия), находящееся по адресу: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 152, к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  98. 3. Назначить акционерному обществу «Страховая компания «Стерх», зарегистрированному в качестве юридического лица 04 мая 2005 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №5 по Республике Саха (Якутия), находящемуся по адресу: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 152, административное наказание в виде штрафа в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей.
  99. 4. Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Уплата административного штрафа производится по следующим реквизитам:
  100. Расчетный счет: 40101810500000001901;
  101. Банк: Операционный департамент Банка России г. Москва 701;
  102. БИК: 044501002;
  103. Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Банк России);
  104. ИНН: 7702235133;
  105. КПП: 770201001;
  106. ОКТМО: 45379000;
  107. КБК: 999 116 900 100 16000 140;
  108. ИП: 21435159327143501001;
  109. УИН: 0355276609812210818134042.
  110. В графе «назначение платежа» указать: административный штраф по решению арбитражного суда по делу №А58-7643/2018.
  111. Заверенную копию документа об уплате административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
  112. Решение арбитражного суда принято путем подписания резолютивной части.
  113. Настоящее решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней после его принятия путём подачи апелляционной жалобы в Четвертый арбитражный апелляционный суд (г. Чита), а в случае составления по заявлению мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме. Апелляционная жалоба подаётся через Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
  114. Судья А.В. Шумский

Печать

Печатать