9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Приморского края

Определение от

По делу № А51-20687/2018
  1. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Сеитова Э.М., рассмотрев заявление взыскателя: Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г.Владивостока Приморского края (ИНН 2536119435, ОГРН 1022501303516, дата государственной регистрации: 13.12.2002, место нахождения: 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Светланская, 51А) к должнику: индивидуальному предпринимателю Кривец Сергею Николаевичу (ИНН 253900917000, ОГРН 315253600001871, дата государственной регистрации 09.04.2015, дата рождения: 12.08.1954, место рождения: г. Владивосток, место рождения: 690001, г. Владивосток, ул. Фонтанная, д. 47 А) о выдаче судебного приказа о взыскании 500,00 рублей финансовых санкций за непредставление в срок сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за август 2017 года
  2. Установил:

  3. Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г.Владивостока Приморского края (далее – взыскатель, Пенсионный фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с индивидуального предпринимателя Кривец Сергея Николаевича (далее – должник, страхователь) финансовых санкций в сумме 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за август 2017 года.
  4. В соответствии с частью 3 статьи 229.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает сто тысяч рублей, рассматриваются судом в порядке приказного производства.
  5. Статьей 229.2 АПК РФ установлен ограниченный перечень требований, по которым применяются правила приказного производства в порядке главы 29.1 АПК РФ.
  6. По смыслу указанной нормы и в силу содержащейся в пунктах 2, 4 Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» правовой позиции к числу основных требований к реализации взыскателем права на обращение в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа является бесспорность содержащегося в нем требования и соблюдение условия об отсутствии в представленных в суд документах сведений о несогласия последнего с таким требованием.
  7. Требования взыскателя основаны на реализации положений пункта 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закона № 27-ФЗ), предусматривающей ответственность страхователя в том числе за представление неполных или недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного закона, в виде финансовой санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
  8. В заявлении Пенсионный фонд указал, что просит выдать судебный приказ о взыскании со страхователя финансовых санкций в сумме 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за август 2017 года.
  9. Вместе с тем, в акте от 20.02.2018 и решении о привлечении страхователя к ответственности от 23.03.2018, положенных в основу заявленных Пенсионным фондом требований, а также в тексте заявления указано, что сведения по форме СЗВ-М (исходная) за август 2017 были представлены страхователем 12.09.2018, то есть своевременно, а допущенное им нарушение выразилось в том, что дополняющие сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) в отношении одного застрахованного лица, не указанного в исходных формах, представлены несвоевременно. Данный вывод сделан в связи с получением от страхователя 19.01.2018 сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за август 2017 года в отношении одного застрахованного лица.
  10. Исходя из правового смысла пункта 3 статьи 229.2 АПК РФ в порядке приказного производства подлежат рассмотрению требования о взыскании обязательных платежей и санкций, обладающих признаками индивидуальной безвозмездности для их плательщиков, подлежащих перечислению в бюджет соответствующего фонда и предназначенных для обеспечения прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения (по обязательному пенсионному страхованию, медицинскому страхованию и др.), то есть имеющих публично-правовую природу.
  11. Судебный приказ может быть выдан только по бесспорным требованиям, не предполагающим какого-либо спора о праве, поскольку бесспорность требований является основной предпосылкой осуществления приказного производства.
  12. Следовательно, заявление о выдаче судебного приказа должно быть надлежащим образом обосновано с тем, чтобы арбитражный суд при решении вопроса о выдаче судебного приказа мог установить бесспорность требования взыскателя, которая является необходимым условием осуществления приказного производства.
  13. В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд, представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения, а также выполнять требования территориальных органов страховщика об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
  14. Частью 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ установлено, что страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице перечисленные в законе сведения.
  15. За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, статьей 17 указанного закона предусмотрена ответственность в виде применения финансовых санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
  16. Вместе с тем, на основании статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
  17. Представление корректирующих сведений также предусмотрено положениями Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н.
  18. Пункт 39 Инструкции № 766н также предусматривает право страхователя при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
  19. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 № 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
  20. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
  21. Анализ изложенных положений позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит привлечению лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлены обстоятельства, исключающие вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок, недочетов в предоставленных сведениях в установленный срок.
  22. Вывод о том, что в случае самостоятельного выявления страхователем ошибки в представленной форме СЗВ-М до ее обнаружения пенсионным фондом и корректировки представленных сведений путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за соответствующий период закон допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017.
  23. Таким образом, при установленных обстоятельствах бесспорность взыскания со страхователя штрафных санкций не усматривается, имеются признаки наличия спора о праве.
  24. В силу пункта 3 части 3 статьи 229.4 АПК РФ арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 127.1 Кодекса, а также в случае, если из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов усматривается наличие спора о праве.
  25. Руководствуясь статьями 127.1, 184, 185, 229.4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  26. Определил:

  27. отказать Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ленинскому району г.Владивостока Приморского края в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с индивидуального предпринимателя Кривец Сергея Николаевича финансовых санкций в сумме 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за август 2017 года.
  28. Разъяснить, что отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей, арбитражным судом по основаниям, указанным в части 3 статьи 229.4 АПК РФ, препятствует повторному обращению с таким же заявлением о выдаче судебного приказа (часть 4 статьи 127.1 АПК РФ). В этих случаях лицо вправе обратиться в суд в порядке искового производства либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с указанием на то, что в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано (пункты 21, 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62).
  29. Определение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение пятнадцати дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
  30. Судья Сеитов Э.М.

Печать

Печатать