9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Решение от № АК/73256/18

Решение по делу № 3-5-6/00-08-18 по презервативам Дюрекс

  1. ООО «Рекитт Бенкизер»
  2. Космодомианская наб, д.52/1,
  3. г. Москва, 115054.
  4. ул. Шлюзовая наб., д.4,
  5. г. Москва, 115114.
  6. РЕШЕНИЕ
  7. по делу № 3-5-6/00-08-18
  8. 31 августа 2018 г. г. Москва
  9. Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
  10. Председатель Комиссии
  11. Кашеваров А.Б. - заместителя руководителя ФАС России
  12. Члены Комиссии:
  13. Никитина Т.Е. - начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции;
  14. Ларина В.В. – начальник отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
  15. Сиразутдинова А.Ф. - консультант отдела контроля законодательства о рекламе Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции,
  16. рассмотрев материалы о распространении рекламы презервативов «Durex», в эфире федеральных телеканалов в 2017 году,
  17. в присутствии лица, участвующего в деле:
  18. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
  19. ООО «Рекитт Бенкизер.» (адрес: ул. Шлюзовая наб., д.4, г. Москва, 115114, ОГРН 1037705023300, ИНН 7705495411, КПП 770501001; дата регистрации: 28.03.2003) — [...];
  20. Установила:

  21. В ФАС России поступили многочисленные обращения граждан о факте распространения в эфире федеральных телеканалов рекламы презервативов «Durex», под условными наименованиями «Social-STI Kate» и «Social-STI Tom» (далее- «Ролик 1» и «Ролик 2»), в 2017 году.
  22. Данная реклама представляет собой два видео ролика в которых сообщается:
  23. Ролик 1: «Хочешь познакомиться с девушкой? Как тебе Вика? Очаровательная. Романтичная. Весёлая. И у неё сифилис...Она не знает об этом... Когда тебе нравится девушка, ты об этом не думаешь. Практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией. Ходи на свидание с Дюрекс».
  24. Ролик 2: ««Хочешь познакомиться с парнем? Как тебе Руслан? Спортивный. Харизматичный. Уверен в себе. И у него гонорея...Он не знает об этом... Когда тебе нравится парень, ты об этом не думаешь. Практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией. Ходи на свидание с Дюрекс».
  25. При этом утверждение «Практически каждый второй россиянин был заражён половой инфекцией» сопровождается сноской: «*Методические рекомендации № 33 «Как родить здорового ребёнка»/Департамент здравоохранения г. Москвы. — М.:2014.-С.9».
  26. В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
  27. Согласно пункту 11 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о результатах исследований и испытаний.
  28. Из смысла рекламы презервативов «Durex» вытекает, что примерно 50% населения России было заражено заболеванием, передающимся половым путем, что противоречит официальной статистике Минздрава России.
  29. В обоснование содержащейся в рекламе информации ООО «Рекитт Бенкизер» представлены «Методические рекомендации № 33 «Как родить здорового ребёнка»/Департамент здравоохранения г. Москвы». Указанные Методические рекомендации не содержат статистических данных о заболеваемости, передаваемой преимущественно половым путем.
  30. Также ООО «Рекитт Бенкизер» в обоснование использования ссылок на «Методические рекомендации № 33 «Как родить здорового ребёнка» как о результатах проведенных исследований в рекламе презервативов «Durex» («Ролик 1» и «Ролик 2») в эфире федеральных телеканалов в 2017 году представлены следующие документы:
  31. - письмо Департамента здравоохранения города Москвы №10-15-41747/18ДСП от 28.08.2018 содержащее информацию об инфекциях, инфекционных заболеваниях, способах инфицирования и их последствиях для человека. Последний абзац данного письма Департамента здравоохранения города Москвы содержит вывод, что методические рекомендации сформированы на основе результатов научных исследований, решений научных конференций, научно-практических семинаров, методических советов и т. п. По вопросам научной деятельности, носят исключительно рекомендательный характер, и не являются нормативным актом в сфере здравоохранения, а также федеральной формой статистической отчетности;
  32. письмо Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы» исх.№1319И-18 от 24.08.2018г., из которого следует, что Методические рекомендации Департамента здравоохранения города Москвы хоть и не являются закрытым документом, но ориентированы прежде всего на врачей-специалистов столичной медицинской сети, и не предполагают использования текста в рекламных и коммерческих целях. Как любой научно-методический труд они могут рассматриваться только в контексте всего произведения целиком, и лишаются смысловой полноты при вырывании отдельных фраз из контекста.
  33. Доводы ООО «Рекитт Бенкизер», изложенные в пояснениях к делу №3-5-6/00-08-18, с ссылками на указанные выше письма Департамента здравоохранения города Москвы, Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы», Комиссией приняты во внимание, но не являются подтверждением использования ООО «Рекитт Бенкизер» статистических данных о заболеваемости населения, передаваемыми преимущественно половым путем, обосновывающие утверждение «Практически каждый второй россиянин был заражен половой инфекцией», содержащееся в рекламе презервативов «Durex».
  34. Согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации показатель первичной заболеваемости, передаваемой преимущественно половым путем (далее – ЗППП) имеет стойкую тенденцию к снижению. По данным федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения за 2007 г. указанный показатель составлял 649 952 случая (457,3 на 100 тыс. населения), в 2017 г. – 206 963 случая (141,0 на 100 тыс. населения) или 0,1% населения Российской Федерации (вх.№70326/18 от 07.05.2018).
  35. Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или сведениях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые факты/сведения.
  36. Таким образом реклама презервативов «Durex», размещенная в эфире федеральных каналов в 2017 году, содержит нарушение пункта 11 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», в части содержания не соответствующих действительности сведений о результатах исследований и испытаний.
  37. Согласно пункту 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.
  38. В поступивших в ФАС России многочисленных обращениях граждане возмущены информацией, содержащейся в рекламе презервативов «Durex», и указывают, что она оскорбляет и уничижает их достоинство, как граждан Российской Федерации, поскольку из рекламы презервативов «Durex» можно сделать вывод, что в России отсутствует система медицинского обслуживания населения, пропаганда здорового образа жизни, что россияне безответственно относятся к здоровью своему и окружающих, что в России низкая система организации здравоохранения.
  39. ООО «Рекитт Бенкизер» с указанной позицией не согласно и представило в материалы дела №3-5-6/00-08-18 Лингвистическое заключение, подготовленное Старшим научным сотрудником отдела культуры русской речи Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института русского языка им. В.В. Виноградова Российской академии наук, а также исследование, проведенное Фондом содействия изучению общественного мнения «ВЦИОМ» по восприятию рекламных роликов презервативом «Durex».
  40. Исходя из результатов проведенных лингвистического и социологического исследований, следует вывод об отсутствии в рекламных роликах презервативов «Durex» сведений/смыслового содержания, порочащего честь, достоинство или деловую репутацию третьих лиц.
  41. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в телевизионной рекламе презервативов «Durex», распространявшейся в эфире федеральных телеканалов в 2017 году, отсутствует нарушение пункта 2 части 2 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
  42. В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 11 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».
  43. Согласно Договору №РНРА-161226-0015Ф от 26.12.2016, заключенному между ООО «Национальный рекламный альянс» (Компания) и ООО «Рекитт Бенкизер» (Заказчик), Заказчик обязуется заказать услуги по проведению рекламных компаний путем размещения в эфире одного или нескольких телеканалов общероссийской (федеральной) и/или орбитальной региональной рекламы согласно одному или нескольким типам размещения.
  44. Таким образом, рекламодателем указанной рекламы презервативов «Durex» является ООО «Рекитт Бенкизер». (юридический адрес: ул. Шлюзовая наб., д.4, г. Москва, 115114, ОГРН 1037705023300, ИНН 7705495411, КПП 770501001; дата регистрации: 28.03.2003).
  45. На основании пункта 11 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
  46. Решила:

  47. 1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 11 часть 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», рекламу презервативов «Durex», распространявшуюся на федеральных телевизионных каналах в 2017-18 гг., поскольку в рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения о результатах исследований и испытаний.
  48. 2. Выдать ООО «Рекитт Бенкизер» (адрес: ул. Шлюзовая наб., д.4, г. Москва, 115114, ОГРН 1037705023300, ИНН 7705495411, КПП 770501001; дата регистрации: 28.03.2003) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
  49. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Рекитт Бенкизер» (адрес: ул. Шлюзовая наб., д.4, г. Москва, 115114, ОГРН 1037705023300, ИНН 7705495411, КПП 770501001; дата регистрации: 28.03.2003).
  50. Решение изготовлено в полном объеме 11 сентября 2018 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  51. Председатель Комиссии А.Б. Кашеваров
  52. Члены Комиссии Т.Е. Никитина
  53. В. В Ларина
  54. А.Ф. Сиразутдинова
  55. 2018-109970(1)
  56. 2018-109970(1)

Печать

Печатать