9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Постановление 5-й ААС от

  1. Арбитражного суда апелляционной инстанции
  2. г. Владивосток Дело
  3. № А51-898/2018
  4. 14 сентября 2018 года
  5. Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2018 года.
  6. Постановление в полном объеме изготовлено 14 сентября 2018 года.
  7. Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
  8. председательствующего Е.Н. Номоконовой,
  9. судей С.Н. Горбачевой, Л.Ю. Ротко,
  10. при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
  11. рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Дальневосточные коммунальные системы»,
  12. апелляционное производство № 05АП-5981/2018
  13. на решение от 26.06.2018
  14. судьи Н.А. Мамаевой
  15. по делу № А51-898/2018 Арбитражного суда Приморского края
  16. по иску акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769, дата государственной регистрации 19.12.2005) к обществу с ограниченной ответственностью «Дальневосточные коммунальные системы» (ИНН 2537068720, ОГРН 1032501814223, дата государственной регистрации 26.11.2003)
  17. о взыскании 129 370 рублей 52 копейки,
  18. при участии:
  19. от истца: Кабановская Ю.В., по доверенности от 29.2018 сроком действия по 30.08.2022, паспорт;
  20. от ответчика: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
  21. Установил:

  22. Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – истец, АО «ДГК») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Дальневосточные коммунальные системы» (далее – ответчик, ООО «ДВКС») о взыскании 129 370 рублей 52 копеек долга за коммунальные услуги, потреблённые на общедомовые нужды.
  23. Решением арбитражного суда от 26.06.2018 исковые требования удовлетворены.
  24. Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь в обоснование жалобы на то, что он не может считаться исполнителем коммунальной услуги до момента заключения договора о поставке коммунального ресурса с ресурсоснабжающей организацией и начала поставки этого коммунального ресурса. Указывает, что истцом не представлено доказательств внесения потребителями оплаты за поставленную в спорный период энергию, а также доказательств предъявления ответчиком счетов собственникам помещений на оплату общедомовых нужд. Полагает недоказанным сам факт наличия сверхнормативного потребления коммунальных услуг на ОДН.
  25. От истца в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая протии её удовлетворения, истец указал, что ответчик как управляющая организация обязан был заключить договор ресурсоснабжения с истцом, однако не сделал этого, несмотря на направленную ему оферту, в связи с фактическим получением и потреблением поставленного истцом ресурса отношения между сторонами надлежит квалифицировать как договорные. Считает, что поскольку решения о распределении сверхнормативно потреблённого объёма коммунального ресурса между собственниками помещений в доме общим их собранием не принято, такой объём оплачивается за счёт ответчика, который является управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг.
  26. В судебном заседании представитель истца поддержала возражения против апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на неё.
  27. Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанного лица.
  28. Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
  29. Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
  30. АО «ДГК» (ресурсоснабжающая организация, РСО) в адрес ООО «ДВКС» (потребитель) направлен проект договора теплоснабжения жилого фонда управляющей организации №5/1/07314/8035, который ответчиком подписан не был. В адрес истца ответчиком направлялись протоколы общих собраний собственников помещений МКД о переходе на прямые расчёты с РСО, в том числе и в отношении услуг по на ОДН.
  31. Истцом выставлены счета-фактуры на стоимость сверхнормативно потреблённого горячего водоснабжения на ОДН в сумме 129 370 рублей 52 копейки за период с марта по май и с октября по декабрь 2016 года по дому № 14 по ул. Вилкова, с ноября 2015 года по март 2016 года по адресу: ул. Калинина, д.43А; за февраль, май, ноябрь 2016 года по адресу: ул. Пихтовая, д.21; за март 2016 года по адресу: ул. Пихтовая, д.21А.
  32. Расчёт объёма долга ответчика за горячую воду на нужды ОДН в объёме, превышающем нормативное потребление, определён в виде разницы между количеством отпущенной в МКД горячей воды (установленной по показаниям общедомового прибора учёта) и суммарным количеством горячей воды, потребленной собственниками и нанимателями жилых помещений в МКД (по индивидуальным приборам учета и по нормативу) в соответствии с применимыми тарифами и нормативами, установленными постановлениями Департамента по тарифам Приморского края.
  33. Ответчик оплату не произвел, в связи с чем истец обратился с нему претензией, оставление которой без удовлетворения послужило основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
  34. Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на неё, заслушав представителя истца, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
  35. В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
  36. Отношения по поставке электрической, тепловой и иных видов энергии в целях содержания многоквартирных домов регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах, специальными нормами об энергоснабжении (§ 6 главы 30 ГК РФ), а также жилищным законодательством (Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 (далее – Правила №354).
  37. Пунктом 1 статьи 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
  38. Как предусмотрено пунктом 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
  39. В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
  40. Согласно пунктам 1, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
  41. Частью 1 статьи 157 ЖК РФ, пунктом 42 Правил № 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из формул расчета, приведённых в приложениях № 2 к данным Правилам.
  42. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12). Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15).
  43. В соответствии с пунктом 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
  44. Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (пункт 2 Правил №354).
  45. Таким образом, ответчик как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении энергоресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты «а», «б» пункта 31, подпункт «а» пункта 32 Правил № 354).
  46. В соответствии с пунктом 17 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях). В остальных случаях согласно пунктам 8, 9 Правил №354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
  47. Из приведенных правовых норм следует, что при наличии в МКД товарищества собственников жилья, управляющей организации, жилищного кооператива, именно они участвуют в правоотношениях с ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунальных ресурсов в этот дом. Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и поставки горячей воды и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы ресурсоснабжающей организации являются такие товарищество собственников жилья, управляющая организация, жилищный кооператив.
  48. Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком сложились фактические договорные отношения по поставке ресурсов в целях оказания коммунальных услуг гражданам, в связи с чем ответчик является исполнителем коммунальных услуг и несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг, что соответствует разъяснениям, данным в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 №14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров», в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2014), утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014.
  49. Не мотивированное должным уклонение ответчика от заключения с РСО договора о поставке коммунальных ресурсов в контексте вышеизложенного и с учётом возлагающихся на управляющую компанию обязанностей свидетельствует о недобросовестном поведении ответчика, направленном на уклонение от заключения соответствующего договора, и не может расцениваться как обстоятельство, освобождающее ответчика от статуса исполнителя коммунальных услуг и связанных этим статусом обязательств.
  50. Согласно пункту 44 Правил №354 размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
  51. Тем самым, в силу пункта 44 Правил № 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать, объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
  52. По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель коммунальных услуг оплачивает за счет собственных средств.
  53. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 №603 дополнены пунктом 21(1) Правила №124, который обязывает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды.
  54. Управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21(1) Правилах № 124 случаях, именуются для целей Правил № 124 исполнителями коммунальной услуги.
  55. Отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации, товариществ или кооперативов к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
  56. Исходя из положений части 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении и пункта 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 №1075, тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
  57. Расчёт истца в отношении домов, в которых отсутствовали общедомовые приборы учета, судом проверен и признан соответствующим законодательству, в том числе по методике расчёта.
  58. Доказательства того, что общим собранием собственников многоквартирного дома приняты решения о распределении сверхнормативного объема на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения, ответчиком суду не представлены.
  59. В свою очередь, доказательства обоснованности исковых требований и сведения о потреблении энергии ответчиком не опровергнуты по существу.
  60. В этой связи доводы апеллянта об обратном подлежат отклонению как ошибочные и не свидетельствующие об отсутствии факт поставки сверхнормативно потреблённого объёма энергии.
  61. Поскольку ответчиком в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об оплате объема сверхнормативного потребления ОДН за спорный период, представленный истцом расчет задолженности судом обоснованно признан верным, что привело к к удовлетворению иска в полном объёме.
  62. Прочие доводы апеллянта отклоняются как не влияющие на правовую квалификацию спорных правоотношений.
  63. Таким образом, доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
  64. Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
  65. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
  66. При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
  67. На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на апеллянта.
  68. Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
  69. Постановил:

  70. Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.06.2018 по делу №А51-898/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
  71. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
  72. Председательствующий
  73. Е.Н. Номоконова
  74. Судьи
  75. С.Н. Горбачева
  76. Л.Ю. Ротко

Печать

Печатать