9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Камчатского края

Решение от

По делу № А24-1826/2018
  1. Резолютивная часть решения объявлена 12 сентября 2018 года.
  2. Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2018 года.
  3. Арбитражный суд Камчатского края в составе судьи Копыловой А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рыкиной А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
  4. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» (ИНН 4101122429, ОГРН 1084101001203)
  5. к Контрольному управлению Администрации Петропавловск – Камчатского городского округа – муниципальное учреждение (ИНН 4101172701, ОГРН 1154101004683)
  6. третье лицо: Государственное унитарное предприятие Камчатского края «Спецтранс» (ИНН 4101111674, ОГРН 1064101065005)
  7. о признании недействительным предписания от 13.02.2018 № 152
  8. при участии:
  9. от лиц, участвующих в деле:
  10. не явились,
  11. Установил:

  12. общество с ограниченной ответственностью «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Петропавловска-Камчатского» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Контрольного управления администрации Петропавловск - Камчатского городского округа - муниципальное учреждение (далее – заинтересованное лицо, Управление) от 13.02.2018 № 152.
  13. Ссылаясь в обоснование заявленных требований на положения статей 382, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 26 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124, Общество полагает правомерным заключение управляющей компанией по согласованию с ресурсоснабжающей организацией договора цессии, на основании которого платежи за коммунальные услуги могут быть направлены напрямую в ресурсоснабжающую организацию.
  14. По мнению заявителя, наличие такого договора не нарушает законные права и интересы собственников многоквартирного дома.
  15. Определением суда от 25.06.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие Камчатского края «Спецтранс» (далее – третье лицо, ГУП «Спецтранс»).
  16. Лица, участвующие в деле явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
  17. Исследовав материалы дела, и оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ
  18. Суд
  19. Установил:

  20. Как следует из материалов дела, ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» на основании договора от 01.06.2010 № 222-ДУ-10 осуществляет управление многоквартирным домом № 39/2 по улице Академика Королева в городе Петропавловске-Камчатском.
  21. 13.02.2018 на основании приказа начальника Контрольного управления администрации Петропавловск - Камчатского городского округа от 05.02.2018 № 152/ЛК в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка в рамках лицензионного контроля с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений жилищного законодательства, указанных в обращении Беляевой В.И., проживающей по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак. Королева, д. 39/2, кв. 67.
  22. В ходе проведенной проверки установлено, что между ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» и ГУП «Спецтранс» заключен договор от 17.03.2016 № 26/16 на оказание услуг по содержанию контейнерных площадок. Соглашением от 01.06.2016 определен порядок оплаты, в том числе услуг по санитарному содержанию контейнерных площадок, путем уступки права требования с граждан, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении лицензиата.
  23. Кроме того, установлено, что с 01.11.2017 между Обществом и ГУП «Спецтранс» заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 26/17.
  24. В рамках указанных договоров ГУП «Спецтранс» самостоятельно предъявляет платежные документы на оплату коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и услуг по содержанию контейнерных площадок. При этом собственниками помещений дома № 39/2 по улице Ак. Королева решение об оплате коммунальных услуг напрямую в ресурсоснабжающую организацию не принималось.
  25. Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 13.02.2018 № 152.
  26. По результатам проверки 13.02.2018 должностным лицом Управления выдано предписание № 152, которым на Общество возложена обязанность в срок до 30.03.2018 осуществить следующие действия:
  27. - привести договорные отношения в отношении дома № 39/2 по улице Ак. Королева с ГУП «Спецтранс» в соответствие с требованиями жилищного законодательства: исключив условия об уступке прав требования;
  28. - привести договорные отношения между ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» и ГУП «Спецтранс» по договору на оказание услуг по содержанию контейнерных площадок в соответствие с требованиями жилищного законодательства;
  29. - произвести перерасчет платы, предъявленной на имя граждан, проживающих по адресу: ул. Ак. Королева, д. 39/2, кв. 67, в части предъявления к оплате услуг по содержанию контейнерных площадок.
  30. Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
  31. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  32. Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  33. В силу пункта 8 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу управления многоквартирными домами.
  34. Частью 1 статьи 161 ЖК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на дату вынесения оспариваемого предписания) установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
  35. В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
  36. В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за коммунальные услуги.
  37. Обращение с твердыми коммунальными отходами отнесено к коммунальным услугам (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
  38. На основании части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляет расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
  39. Часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ предусматривала, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
  40. Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
  41. Согласно пункту 148 (1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) настоящих Правил.
  42. Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (подпункт «б» пункт 148 (22) Правил № 354).
  43. Пунктом 148 (7) Правил № 354 установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 148 (5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
  44. В силу пункта 1 статьи 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. При этом переход права требования не означает прекращение первоначального обязательства. При такой передаче прав собственники и наниматели не становятся стороной в договоре энергоснабжения.
  45. В соответствии с пунктом 26 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила № 124), в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
  46. Возможность и условия уступки прав требования исполнителя коммунальных услуг к потребителям в адрес ресурсоснабжающей организации рассмотрена Верховным Судом Российской Федерации в Определении от 27.01.2015 № 310-КГ14-9029.
  47. Из данного Определения следует, что такая уступка предусмотрена действующим законодательством; при этом цессия не должна приводить к подмене исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией без соответствующего волеизъявления собственников и нанимателей жилых помещений в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ, а также не может распространяться на права требования оплаты коммунальных услуг, срок обязательства по оплате которых не наступил.
  48. Таким образом, оплата коммунальных услуг собственниками помещений в многоквартирном жилом доме ресурсоснабжающей организации возможна в двух случаях: при принятии общим собранием собственников помещений в таком доме решения об оплате коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающей организации, либо при уступке прав требования исполнителем в пользу ресурсоснабжающей организации, при условии, что такая уступка:
  49. - предусмотрена договором о поставке коммунального ресурса между исполнителем услуг и ресурсоснабжающей организацией (пункт 26 Правил № 124);
  50. - соответствует требованиям закона и не приводит к подмене исполнителя коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией;
  51. - не распространяется на права требования с не наступившим сроком исполнения обязательств.
  52. Вместе с тем, проанализировав условия договора от 01.11.2017 № 26/17 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 3.5), дополнительного соглашения к данному договору от 01.11.2017, квитанции ГУП «Спецтранс» на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора) и содержанию контейнерных площадок, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае Общество уступило ГУП «Спецтранс» права требования с собственников помещений в многоквартирном доме оплаты поставленного коммунального ресурса и оказанных услуг по содержанию контейнерных площадок в полном объеме, включая текущие платежи, что не соответствует пункту 26 Правил № 124 и вышеуказанной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации.
  53. Принимая во внимание, что по отношению к собственникам помещений в многоквартирном доме Общество является исполнителем коммунальных услуг, в том числе по обращению с твердыми коммунальными отходами, решение о внесении платы за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающим организациям собственники не принимали, суд приходит к выводу, что ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» своими действиями фактически подменило волю собственников (нанимателей) помещений в многоквартирном доме, самостоятельно приняв решение о способе исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг путем внесения платы за обращение с твердыми коммунальными отходами и содержание контейнерных площадок непосредственно ресурсоснабжающей организации, не являющейся стороной управления многоквартирным домом.
  54. Пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») установлено, что Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.
  55. Вместе с тем, из имеющегося в материалах дела приложения № 3 к договору управления многоквартирным домом от 01.06.2010 № 222-ДУ-10 не следует, что в состав общего имущества собственников многоквартирного дома № 39/2 по улице Ак. Королева в городе Петропавловска-Камчатского входит контейнерная площадка для складирования и накопления коммунальных отходов.
  56. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о неправомерном возложении на собственников помещений многоквартирного дома № 39/2 по улице Ак. Королева в городе Петропавловске-Камчатском расходов по содержанию контейнерных площадок.
  57. Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
  58. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что установив при проведении проверки факт уступки Обществом права требования с собственников помещений в многоквартирном доме оплаты поставленного коммунального ресурса и оказанных услуг по содержанию контейнерных площадок в полном объеме, включая текущие платежи, при отсутствии соответствующего волеизъявления собственников, а также факт возложения на собственников бремени содержания контейнерной площадки, не входящей в состав общего имущества многоквартирного дома, Контрольное управление правомерно, в пределах предоставленных ему полномочий (Постановление администрации Петропавловск - Камчатского городского округа от 30.03.2016 № 406) выдало оспариваемое предписание, в связи, с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
  59. Государственная пошлина по заявленным требованиям составляет 3 000 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ относится на заявителя.
  60. Руководствуясь статьями 1–3, 17, 27, 110, 167–170, 176, 197–201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  61. Решил:

  62. в удовлетворении заявленных требований отказать.
  63. Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Камчатского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, а также в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
  64. Судья А.А. Копылова

Печать

Печатать