9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение АС Забайкальского края от

  1. Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2018 года
  2. Решение изготовлено в полном объёме 14 сентября 2018 года
  3. Арбитражный суд Забайкальского края
  4. в составе судьи Переваловой Е.А.,
  5. при ведении протокола секретарем судебного заседания Колосовой Л.А.,
  6. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
  7. Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чите (ОГРН 1087536007987, ИНН 7536095110)
  8. к индивидуальному предпринимателю Уколовой Аде Константиновне (ОГРН 305753619600111, ИНН 753702660942)
  9. о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.16 КоАП РФ
  10. при участии в судебном заседании:
  11. от заявителя: представитель не явился (уведомлен);
  12. от лица, привлекаемого к административной ответственности: Уколовой А.К., предпринимателя.
  13. Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Чите (далее- УМВД России по г.Чите, Заявитель, административный орган) обратился с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Уколовой Ады Константиновны (далее- предприниматель Уколова А.К.) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
  14. Заявитель явку представителя в предварительное заседание не обеспечил, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства (телефонограмма в материалах дела).
  15. В заявлении Управление ссылается на то, что собранным административным материалом подтверждается состав и вина предпринимателя во вмененном ему правонарушении.
  16. Уколова А.К. заявленные требования не оспорила, указала, что по невнимательности не проверила наличие товаротранспортной документации на пивные напитки.
  17. Определением суда от 23.08.2018 были определены дата и время судебного заседания 13.09.2018 в 10 часов 10 минут. Сторонам было предложено высказать свои возражения относительно возможности перехода к рассмотрению дела по существу в судебном заседании в указанное время.
  18. Учитывая отсутствие возражений на переход в судебное заседание, суд в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пунктом 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 № 65 завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела по существу в судебном заседании.
  19. Дело рассматривается в порядке ч.3 ст.205 АПК РФ, в отсутствии представителя административного органа, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного разбирательства.
  20. Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
  21. Материалами дела установлено, что УМВД России по г.Чите на основании поступившего телефонного сообщения проведена 08.08.2018 проверка по факту соблюдения требований Федерального закона №171-ФЗ в магазине «Ручейки», расположенном по адресу: г.Чита, ул.Ручейки, д.13, принадлежащем индивидуального предпринимателю Укаловой А.К. (свидетельство о праве собственности от 23.06.2017).
  22. В ходе проверки установлено, что в магазине по адресу: Забайкальский край, г.Чита, ул.Ручейки, д.13, индивидуальным предпринимателем Уколовой А.К. осуществляется реализация и хранение спиртосодержащей продукции, а именно: пивной напиток «Со вкусом Джин-Тоника», емкостью 0,5л., с содержанием алкоголя 6,9%, по цене 65 руб. за 1 бутылку, в количестве 8 штук.
  23. Данная продукция реализуется без товарно-транспортных накладных, справок разделов А и Б, прилагаемых к ТТН, удостоверений о качестве и безопасности продукции.
  24. Данный факт подтверждается протоколом осмотра от 08.08.2018 (л.д.15), с видеофиксацией алкогольной продукции, находящейся в торговом зале с ценниками, объяснениями Уколовой А.К., подтвердившей реализацию и хранение вышеназванной спиртосодержащей продукции.
  25. В ходе проверки вышеназванная продукция была изъята согласно протокола изъятия вещей и документов от 08.08.2018 г. (л.д.16).
  26. По данному факту инспектором ОИАЗ УМВД России по г.Чите майором Чижовым М.В. 13.08.2018, в присутствии предпринимателя Уколовой А.К., составлен протокол 75№ 953014/2429 (л.д.10) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, выразившемся в осуществлении розничной продажи и хранении алкогольной продукции без надлежаще оформленных документов, удостоверяющих легальность ее оборота, в нарушение требований п.1 ст.10.2, п.2 ст.16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
  27. 20.08.2018 г. на основании статьи 202 АПК РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя Уколовой А.К. к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
  28. Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, в том числе для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  29. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, от 23 мая 2013 года N 11-П и от 30 марта 2016 года N 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
  30. Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
  31. Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
  32. Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.
  33. Применительно к розничной продаже алкогольной продукции данный запрет продублирован в подпункте 12 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ.
  34. На основании пунктов 7 и 13.1 статьи 2 Закона N 171-ФЗ пиво и пивные напитки относятся к алкогольной продукции, при этом действующее законодательство не предусматривает исключений из анализируемого запрета для пива и пивных напитков.
  35. В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, в том числе: товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированной алкогольной продукции, за исключением алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для алкогольной продукции, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированной алкогольной продукции, являющейся товаром Таможенного союза).
  36. В развитие приведенной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864 "О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию" утверждены форма справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (далее - Правила N 864).
  37. Справка заполняется в соответствии с данными ТТН и (или) международной ТТН при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции, а также при внутреннем перемещении продукции между обособленными подразделениями организации или сельскохозяйственных товаропроизводителей, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства", имеющими разные места нахождения и (или) адреса осуществления деятельности (пункт 2 Правил N 864).
  38. Пунктом 3 Правил N 864 предусмотрено, что организация или сельскохозяйственный товаропроизводитель, осуществляющие производство продукции на территории Российской Федерации и являющиеся продавцом продукции, заполняют при отгрузке продукции разделы "А" и "Б" справки, за исключением указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица покупателя, и заверяют данные, указанные в разделе "А" и левой части раздела "Б" справки, подписью уполномоченного лица и своей печатью.
  39. Организация (индивидуальный предприниматель), осуществляющая производство продукции на территориях других государств - членов Таможенного союза, или организация (индивидуальный предприниматель) других государств - членов Таможенного союза, осуществляющая ввоз продукции на таможенную территорию Таможенного союза, которая приобрела статус товара Таможенного союза, и являющаяся ее продавцом, при поставке продукции в Российскую Федерацию заполняет раздел "А" и левую часть раздела "Б" справки, за исключением пункта 12 раздела "А" и указания фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица покупателя (получателя).
  40. Организация-покупатель (получатель) при поступлении продукции от производителя заверяет относящиеся к этой организации данные в обоих разделах справки подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. Индивидуальный предприниматель - покупатель (получатель) при поступлении пива и пивных напитков от производителя заверяет относящиеся к этому индивидуальному предпринимателю данные в обоих разделах справки своей подписью (пункт 4 Правил N 864).
  41. При каждой последующей реализации (передаче, внутреннем перемещении между обособленными подразделениями организации) продукции продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель (получатель) заверяет данные, указанные в правовой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. Индивидуальный предприниматель - покупатель (получатель) при получении пива и пивных напитков от производителя заверяет относящиеся к этому индивидуальному предпринимателю данные, указанные в правой части раздела "Б" справки своей подписью (пункт 5 Правил N 864).
  42. В силу пункта 2 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, оборот которой осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 данной статьи, считается продукцией, находящейся в незаконном обороте.
  43. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота алкогольной продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит алкогольная продукция, если ее оборот осуществляется без документов, подтверждающих легальность производства и (или) оборота такой продукции.
  44. Таким образом, исходя из приведенных взаимосвязанных положений статей 10.2, 16, 25 и 26 Закона N 171-ФЗ, для признания алкогольной продукции находящейся в незаконном обороте достаточно установления одного лишь обстоятельства полного или частичного отсутствия названных выше сопроводительных документов.
  45. Приведенные требования Закона N 171-ФЗ находятся во взаимной связи с законодательством о защите прав потребителей.
  46. Например, пунктами 11 и 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила продажи товаров), определено, что продавец обязан своевременно в наглядной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров. Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).
  47. Согласно пункту 33 Правил продажи товаров до подачи товаров в торговый зал или иное место продажи продавец обязан произвести проверку их качества, в том числе проверить наличие необходимой документации и информации.
  48. Юридические лица и должностные лица (индивидуальные предприниматели), нарушающие указанные требования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 26 Закона N 171-ФЗ).
  49. Так, частью 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
  50. При этом согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа данной продукции.
  51. Следовательно, объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует, в том числе, розничная продажа и хранение розничным продавцом алкогольной продукции (включая пиво и пивные напитки) без документов, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции.
  52. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 15206/06 указано, что квалификация административного правонарушения по части 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации может иметь место в случае отсутствия документов, свидетельствующих о легальности алкогольной продукции, находящейся на реализации, либо их непредставления суду, органу, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. Представление необходимых документов лишь на момент составления протокола об административном правонарушении подтверждает нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.
  53. Аналогичная правовая позиция изложена также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июня 2007 года N 2375/07.
  54. В рассматриваемом случае противоправные действия предпринимателя Уколовой А.К. правильно квалифицированы административным органом именно по части 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, поскольку содержащие соответствующие действительности сведения сопроводительные документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ и подтверждающие легальность производства и оборота спорной алкогольной продукции (пива) не были представлены ни при проведении осмотра, ни при составлении протокола об административном правонарушении, ни при рассмотрении настоящего дела судом.
  55. Факт принадлежности магазина, расположенного по адресу: Забайкальский край, г.Чита, ул.Ручейки, д.13, подтверждена выпиской из ЕГРП (л.д.19).
  56. Факт осуществления, Уколовой А.К. в магазине, розничной продажи и хранения алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность оборота указанной алкогольной продукции, материалами дела установлен и предпринимателем подтвержден.
  57. В объяснениях, отобранных административным органом у предпринимателя Уколовой А.К., последняя пояснила, что поставщики алкогольной продукции (пиво) не представили товаросопроводительные документы.
  58. С учетом изложенного, оценив по правилам статьи 71 АПК Российской Федерации упомянутые выше доказательства (в том числе протокол осмотра, протокол об административном правонарушении, письменные объяснения), суд приходит к выводу о доказанности вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации.
  59. Частью 2 статьи 2.1 КоАПФ установлено, что лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
  60. В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
  61. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
  62. Суд считает, что совокупностью имеющихся в деле доказательств подтверждается вина индивидуального предпринимателя в совершении вменяемого правонарушения, обратного не имеется.
  63. При назначении административного наказания арбитражный суд учитывает характер совершенного предпринимателем административного правонарушения, отсутствие доказательств повторности совершенного правонарушения, постделиктное поведение лица, признавшего факт выявленного нарушения и указавшего не недопустимость впредь подобных нарушений и назначает наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном ч.2 ст.14.16 КоАП РФ.
  64. Согласно части 2 статьи 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного наказания.
  65. По данному административному правонарушению конфискация имущества является дополнительной мерой наказания, в связи с чем, изъятая и арестованная алкогольная продукция, согласно протокола изъятия от 08.08.2018, подлежит конфискации.
  66. Нарушений процессуального законодательства при административном производстве, имеющих неустранимый характер, не установлено. Протокол по делу об административном правонарушении составлен в присутствии предпринимателя Уколовой А.К.
  67. Оснований для назначения административного наказания ниже низшего предела (части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации) либо для признания совершенного предпринимателем правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП Российской Федерации) суд не усматривает.
  68. Допущенное предпринимателем административное правонарушение представляет угрозу, не только жизни и здоровью граждан, но и экономическим интересам Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности указанной продукции.
  69. Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
  70. Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
  71. С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает оснований для применения в данном случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку из материалов дела не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, поскольку оборот алкогольной продукции, включая хранение, в отсутствии документов, подтверждающих ее легальность, уже само по себе создает угрозу жизни и здоровью людей.
  72. Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 383-ФЗ) административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
  73. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167, 168, 169, 170, 171, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
  74. Решил:

  75. Привлечь индивидуального предпринимателя Уколову Аду Константиновну, дата рождения 17.02.1968, место рождения г.Чита, проживающей по адресу: Забайкальский край, г.Чита, НП Ивановка, ул.Светлая, д.25 (ОГРН 305753619600111, ИНН 753702660942), зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по г.Чите, 11.11.2015, к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.16 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. с конфискацией спиртосодержащей продукции, согласно протокола изъятия от 08.08.2018 г.
  76. Реквизиты для перечисления штрафа: получатель: УФК по Забайкальскому краю (УМВД России по Забайкальскому краю), ИНН 7536093338, КПП 753601001, р/счет 40101810200000010001 в Отделение по Забайкальскому краю Сибирского главного управления центрального банка, БИК 047601001, ОКТМО 76701000, КБК 18811608010016000140, УИН 18880475180759530149.
  77. Спиртосодержащую продукцию, изъятую на основании протокола изъятия от 08.08.2018 года, а именно: пивной напиток «Со вкусом Джин-Тоника», емкостью 0,5л., с содержанием алкоголя 6,9%, по цене 65 руб. за 1 бутылку, в количестве 8 штук, направить на переработку или уничтожение в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
  78. Штраф в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления решения в законную силу.
  79. Квитанция об уплате штрафа (её копия) подлежит направлению (представлению) в Арбитражный суд Забайкальского края с обязательным указанием номера дела.
  80. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней.
  81. Судья Е.А. Перевалова

Печать

Печатать