9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Постановление 13-й ААС от

  1. Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Мельникова Н.А.
  2. рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16619/2018) Первичной профсоюзной организации общероссийского профсоюза авиационных работников Петрозаводского авиапредприятия «Пески» на решение Арбитражного суда Республики Карелия в виде резолютивной части от 05.03.2018 по делу № А26-12136/2017 (судья Богданова О.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
  3. Установил:

  4. первичная профсоюзная организация общероссийского профсоюза авиационных работников Петрозаводского авиапредприятия «Пески» (реорганизовано в Государственное учреждение Республики Карелия «Северо-Западная база авиационной охраны лесов», изменения в наименование не вносилось) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с Министерства по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия в порядке субсидиарной ответственности за счет казны Республики Карелия 129 247 руб. 91 коп. удержанных, но не перечисленных профсоюзных взносов работников Государственного учреждения Республики Карелия «Северо-Западная база авиационной охраны лесов».
  5. Дело судом рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ).
  6. 05.03.2018 арбитражным судом вынесено решение по делу №А26-12136/2017 в виде резолютивной части, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
  7. В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих возражений истец ссылается на то, что денежные выплаты в размере 129 247 руб. 91 коп., предусмотренные Федеральным законом от 12.01.21996 №10-ФЗ «О профсоюзных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и трудовым законодательством, не выплачены, присуждены вступившим в законную силу решением суда по делу №А26-6191/2014, они входят в состав имущества истца, и их утрата (невыплата) в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации представляют собой убытки в виде реального ущерба. По мнению истца, при недостаточности у ликвидируемого бюджетного учреждения имущества, на которое может быть обращено взыскание, для исполнения решения суда, на собственника имущества учреждения должна быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам учреждения в соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  8. В отзыве на апелляционную жалобу, ответчик, указывая на то, что он не является собственником имущества ГУ РК «Северо-Западная авиабаза», а также не осуществляет полномочия собственника, просит решение суда оставить без изменения.
  9. В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
  10. Как следует из материалов дела, в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Карелия от 05.11.2014 по делу № А26-6191/2014 с Государственного учреждения Республики Карелия «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» в пользу первичной профсоюзной организации общероссийского профсоюза авиационных работников Петрозаводского авиапредприятия «Пески» взыскана сумма удержанных, но не перечисленных профсоюзных взносов в размере 129 247 руб. 91 коп., а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4877 руб. 41 коп.
  11. На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Карелия от 05.11.2014 по делу №А26-6191/2014 истцу выдан исполнительный лист серии АС №007218957 от 16.12.2014, который был предъявлен в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия для принудительеого исполнения.
  12. Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия Зябловой С.Н. от 04.02.2015 №10013/15/4206 было отказано в возбуждении исполнительного производства в связи с тем, что указанный исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению ФССП России.
  13. 03.09.2015 истец направил исполнительный лист для принудительного исполнения в Управление федерального казначейства по Республике Карелия (далее - УФК по РК), и возвращен взыскателю без исполнения в связи с ликвидацией учреждения.
  14. В письме УФК по РК от 01.09.2016 №06-17-21/128200 указало, что оснований для взыскания по исполнительному листу не имеется, т.к. при подаче заявления истцом для перечисления денежных средств указан счет ОО «Объединение организаций профсоюзов в Республике Карелия», также на момент подачи заявления в УФК по РК отсутствует лицевой счет должника в связи с его ликвидацией.
  15. В связи с отказом ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов», оплачивать задолженность по исполнительному листу серии АС №007218957 от 16.12.2014, а также отсутствием у ГУ РК "Северо-Западная база авиационной охраны лесов" собственных денежных средств и иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, истец пришел к выводу о наличии основания субсидиарной ответственности Государственного комитета Республики Карелия по дорожному хозяйству, транспорту и связи (правопреемника Государственного комитета Республики Карелия по транспорту, осуществляющего функции и полномочия учредителя ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов») по обязательствам подведомственного учреждения и обратился в арбитражный суд с настоящим исковым требованием.
  16. Суд первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказал.
  17. Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
  18. Во исполнение постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.04.2016 сведения о ликвидации ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» внесены Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводск в Единый государственный реестр юридических лиц.
  19. Организационно-правовая форма ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» - государственное бюджетное учреждение.
  20. В соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на нраве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценною движимою имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
  21. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
  22. В данном случае Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия не является собственником имущества ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов», а также не осуществляет полномочия собственника.
  23. Доказательств обратного истцом не представлено.
  24. Согласно пункту 1.1. Устава ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» учредителем и собственником имущества учреждения является Республика Карелия.
  25. Функции и полномочия учредителя ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» осуществлял Государственный комитет по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия, правопреемником которого является Министерство по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия.
  26. Министерство имущественных и земельных орошении Республики Карелия на основании пункта 5 постановления Правительства Республики Карелии от 26.09.2017 № 326-П является правопреемником Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, который осуществлял от имени Республики Карелии нрава собственника в отношении имущества, закрепленного на кране оперативного управления за ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов».
  27. В соответствии с подпунктом 30 пункта 9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 № 390-П, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет функции главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансировании дефицита бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного распорядителя и получателя средств бюджета Республики Карелия.
  28. На основании статьи 4 Закона Республики Карелия от 06.06.2000 № 414-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственным имуществом Республики Карелия» субъектами управления и распоряжения государственным имуществом Республики Карелия являются: Законодательное Собрание Республики Карелия, орган по управлению государственным имуществом и иные органы исполнительной власти Республики Карелия, в компетенции которых находятся полномочия по координации и регулированию деятельности соответствующих отраслей экономики и социальной сферы республики. Указанные органы осуществляют от имени Республики Карелия права собственника государственного имущества в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации. Конституции Республики Карелия, федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия.
  29. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными-правовыми актами Республики Карелия, по специальному поручению Правительства Республики Карелия от имени Республики Карелия права собственника государственного имущества Республики Карелия могут осуществлять государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, а также иные юридические лица и граждане.
  30. Согласно пункту д) части 1 статьи 8 Закона Республики Карелия от 06.06.2000 № 414-3РK орган по управлению государственным имуществом Республики Карелия обеспечивает защиту имущественных прав и интересов Республики Карелии, в том числе в судебном порядке, как на ее территории, так и за ее пределами.
  31. Таким образом, функции и полномочия собственника в отношении имущества, закрепленного на праве оперативного управления за ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов» от имени Республики Карелия выполняет Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелии.
  32. Применительно к настоящему спору, первичной профсоюзной организацией общероссийского профсоюза авиационных работников Петрозаводского авиапредприятия «Пески» заявлены требования о изыскании удержанных, но не перечисленных профсоюзных взносов ГУ РК «Северо-Западная база авиационной охраны лесов», что не является основанием для возникновения субсидиарной ответственности, в соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ.
  33. Также не обоснована ссылка истца на положения пункта 7 статьи 63 ГК РФ, так как согласно статье 407 ГК РФ обязательство прекращайся полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором.
  34. В силу статьи 419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, к др.),
  35. Из пункта 6 статьи 63 ГК РФ следует, что в данной норме речь идет об удовлетворении требований кредиторов ликвидируемого (то есть находящегося в процессе ликвидации), а не ликвидированного учреждения. В случае предъявления кредитором требования к ликвидируемому юридическому лицу (учреждению) собственник имущества последнего несет субсидиарную ответственность по долгам учреждения. При непредъявлении кредитором соответствующего требования к учреждению, находящемуся в процессе ликвидации, он лишается права на предъявление требования к субсидиарному должнику.
  36. Материалы дела свидетельствовали о том, что истец соответствующее требование в процессе ликвидации учреждения не заявлял, следовательно, он утратил право на взыскание задолженности с собственника имущества учреждения по не заявленным им в процессе ликвидации требованиям.
  37. В связи с этим в силу статьи 419 ГК РФ обязательство учреждения прекратилось с момента его ликвидации.
  38. Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и взыскании в пользу истца в соответствии с пунктом 5 статьи 123.22 ГК РФ денежной суммы в порядке субсидиарной ответственности.
  39. Иное толкование истцом положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает нарушений норм материального права, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется
  40. На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 – 271, 271.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
  41. Постановил:

  42. Решение Арбитражного суда Республики Карелия в виде резолютивной части от 05.03.2018 по делу № А26-12136/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
  43. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
  44. Судья
  45. Н.А. Мельникова

Печать

Печатать