9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение АС Липецкой области от

  1. Резолютивная часть решения объявлена 12.09.2018 г.
  2. Полный текст решения изготовлен 14.09.2018 г.
  3. г. Липецк Дело № А36-9229/2018 «14» сентября 2018 года
  4. Судья Арбитражного суда Липецкой области Дружинин А.В.
  5. при участии в рассмотрении дела и ведении протокола судебного заседания помощником судьи Майоровой Т.С.
  6. рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Публичного акционерного общества «Новолипецкий металлургический комбинат» г. Липецк
  7. о признании недействительным приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области №70-0 от 01.08.2018 г., «Об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» с момента его издания – 01.08.2018 года и обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества «Новолипецкий металлургический комбинат»
  8. заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области г. Липецк
  9. при участии в заседании:
  10. от заявителя: Поляков С.Е. (доверенность от 02.08.2018 года), Коробейников И.С. (доверенность от 18.07.2018 года); Крамаров И.А. (доверенность от 18.07.2018 года), Христофорова Г.И. (доверенность от 02.08.2018 года);
  11. от заинтересованного лица: Прасолов Д.А. (доверенность №81 от 11.01.2018 года), Наговицын А.О. (доверенность №2656 от 18.06.2018 года);
  12. Установил:

  13. Заявитель (далее общество) обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным приказа Управления Росприроднадзора по Липецкой области (далее Управление) №70-0 от 01.08.2018 г. об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и об обязании Управления Росприроднадзора по Липецкой области выдать документы об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с 01.08.2018г.
  14. Представитель заявителя в судебном заседании 12.09.2018 года поддержал заявленные требования в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении от 02.08.2018 года и письменных пояснениях от 22.08.2018 года. Кроме того, в порядке части 1 ст. 49 АПК РФ заявил ходатайство об уточнении заявленных требований и просил суд:
  15. - признать недействительным приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области №70-0 от 01.08.2018 г., «Об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» с момента его издания – 01.08.2018 года;
  16. - обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества «Новолипецкий металлургический комбинат».
  17. Представитель заинтересованного лица в судебном заседании и в отзыве на заявление от 16.08.2018 года возразил против удовлетворения требования заявителя и не возразил против ходатайства заявителя об уточнении заявленных требований.
  18. Уточнённые требования заявителя приняты судом к рассмотрению по существу.
  19. С учетом совокупности исследованных судом доказательств и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора суд пришел к следующему выводу:
  20. Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  21. Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконным необходимо наличие обоих условий - не соответствие их закону и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.
  22. Как следует из оспариваемого приказа от 01.08.2018 №70-0, обществу отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение без указания причин и оснований отказа (т. 1 л.д. 21).
  23. По утверждению заявителя приказом №70-0 от 01.08.2018 года (приложение №3) заинтересованное лицо (Управление) отказало обществу в утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) по основаниям абзаца 3 п. 11 «Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», утверждённого приказом Минприроды России от 25.02.2010 года №50, ввиду наличия недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, утверждёнными приказом Минприроды России от 05.08.2014 года №349.
  24. Недостоверность информации, по утверждению заинтересованного лица, обусловлена отсутствием в разделах представленного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение расчётов нормативного количества образования и обоснования предлагаемого обращения по отходу основного производства «шлак конверторный/код ФККО 3 51 21002 20 4».
  25. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
  26. Регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
  27. Статьей 18 Закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и настоящим Федеральным законом.
  28. Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
  29. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
  30. Во исполнение указанной нормы Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ от 25.02.2010 N 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее - Порядок), вступивший в силу 24.02.2011 и отменивший ранее действующее Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
  31. Пунктом 2 указанного Порядка определено, что Порядок предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства.
  32. В соответствии с пунктом 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Для утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещением с приложением документов, указанных в пункте 7 Порядка.
  33. В соответствии с пунктом 11 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Технический отчет представляется юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Положения аналогичные указанным, содержало и действовавшее до 24.02.2011 Постановление Правительства N 461 от 16.06.2000.
  34. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 (далее - Методические указания N 349), согласно пункту 7 которых технический отчет по обращению с отходами составляется и представляется в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора ежегодно в уведомительном порядке хозяйствующими субъектами в целях подтверждения соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образовавшихся за отчетный период.
  35. В пункте 11 Порядка № 50 указаны основания для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение: наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка; отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов (далее - ГРОРО), формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком N 792; превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).
  36. На основании статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (абзац 2); обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (абзац 4); размещение отходов - хранение и захоронение отходов (абзац 5); хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования (абзац 6); захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (абзац 7).
  37. В силу Закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
  38. Таким образом, отходами являются материалы, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
  39. Поэтому, хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определить, что именно в результате деятельности предприятия (исходя из требований законодательства, проектных материалов, информации из ФККО, государственных стандартов, технологических регламентов и стандартов предприятия) является отходом, а что вторичным сырьём или продукцией предназначенной для дальнейшего использования.
  40. В лицензии на обращении с отходами №ОТ-13-000393(48) выданной заявителю Росприроднадзором шлак конверторный отсутствует. Приказом Росприроднадзора от 02.02.2018 года №6-л отход «Шлак конвертерный» был исключён из вышеуказанной лицензии на основании заявления общества. На момент подачи заявителем ПНООЛР (17 июля 2018 года) на утверждение заинтересованному лицу, лицензия на обращение с отходами не содержала в перечне отходов такого отхода как шлак конверторный, в связи с тем что в настоящее время в хозяйственной деятельности общества в процессе выплавки стали в конвертерном производстве такой отход не образуется.
  41. Шлак сталеплавильный получаемый в конвертерном производстве, обладает потребительскими свойствами, используется как для собственных нужд, так и для реализации сторонним потребителям, является попутной продукцией предприятия, поскольку составляет неотъемлемую часть единого технологического процесса по производству непрерывных слябов из конвертерной стали.
  42. После определённого технологического цикла сталеплавильный шлак перерабатывают на дробильно-сортировочном комплексе во фракционный щебень, который соответствует требованиям ГОСТ 3344-83. «Межгосударственный стандарт. Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия и Стандарту предприятия СТО 05757665-020-2014 «Щебень шлаковый для производства цемента».
  43. Наличие паспорта отхода «Шлак конвертерный», утверждённого должностным лицом ПАО «НЛМК» 24.06.2016 года не является подтверждением, что в настоящее время в условиях конвертерного производства образуется такой вид отхода. Кроме того, заявитель издал распоряжение от 16.07.2018 года №132-24/00015 об аннулировании паспорта отхода «Шлак конвертерный» и не применении его в условиях ПАО «НЛМК» с 17.04.2018 года. Заинтересованное лицо было уведомлено о данном факте письмом от 17.07.2018 года №130/01101. Вышеуказанные обстоятельства представителем заинтересованного лица ни в судебном заседании, ни в отзыве на заявление от 16.08.2018 года не опровергнуты.
  44. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный Приказом Минприроды России от 25.02.2010 №50 не содержат прямого запрета на возможность утвердить нормативы образования отходов и лимитов на их размещение в отношении отходов, по которым нет замечаний у административного органа.
  45. В соответствии с Порядком №50, Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349, субъект предпринимательской деятельности вправе разработать самостоятельные отдельные проекты на каждый конкретный вид отходов либо класс опасности отходов.
  46. Факт обращения общества с заявлением об утверждении Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, по результатам рассмотрения которого управлением сделан вывод, что представленная информация по части объектов размещения отходов (шлак конвертерный) недостоверна, не препятствовал управлению произвести утверждение лимитов размещения той части отходов, по которой у него не имелось замечаний. (Определение Верховного суда Российской Федерации от 18.01.2016 года №309-КГ15-17474).
  47. С учётом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ПАО «НЛМК» на основании заявления об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 17 июля 2018 года у заинтересованного лица не было.
  48. Таким образом, исходя из логического и системного толкования вышеуказанных норм, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заявителя в полном объёме.
  49. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определёнными доказательствами, не могут подтверждаться в Арбитражном суде иными доказательствами (ст. 68 АПК РФ).
  50. Иные доводы заинтересованного лица не принимаются судом во внимание в силу вышеизложенных обстоятельств.
  51. В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
  52. Поскольку в рассматриваемом деле требования заявителя удовлетворены, судебные расходы по уплате государственной пошлины (платёжное поручение №112189 от 26.07.2018 года) понесённые им при обращении в суд в сумме 3000 руб., суд относит на заинтересованное лицо.
  53. Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 112, 167-171, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
  54. Решил:

  55. Признать недействительным и не подлежащим применению с момента принятия приказ руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области Рощупкиной Г.П. №70-0 от 01.08.2018 года «Об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», как противоречащий Федеральному закону от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №50 от 25 февраля 2010 года «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
  56. Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Публичного акционерного общества «Новолипецкий металлургический комбинат» в течении 5 (пяти) дней с момента вступления настоящего решения в законную силу.
  57. Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Липецкой области (ОГРН 1044800195472, ИНН 4826044009) в пользу Публичного акционерного общества «Новолипецкий металлургический комбинат» (ОГРН 1024800823123, ИНН 4823006703) г. Липецк государственную пошлину в сумме 3000 руб.
  58. Исполнительные листы выдать после вступления решения суда в законную силу.
  59. Решение суда может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области в месячный срок со дня принятия.
  60. Дата изготовления решения суда в полном объеме считается датой принятия решения.
  61. Судья А.В. Дружинин

Печать

Печатать