9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Приморского края

Решение от

По делу № А51-15064/2018
  1. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Е.М.Попова,
  2. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.С.Деруновой, с использованием средств аудиофиксации,
  3. рассмотрев в открытом судебном заседании 10 сентября 2018 года дело по заявлению Администрации Ольгинского муниципального района (ИНН 2523001210, ОГРН 1032500971645, дата регистрации 12.10.2000)
  4. к Государственному учреждению - Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №9 (ИНН 2536035577, ОГРН 1022501281439, дата регистрации 28.06.2002)
  5. о признании незаконным и отмене решений от 26.06.2018 №4 «о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и №6 «о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»,
  6. при участии в заседании:
  7. от заявителя – не явились, извещены
  8. от ответчика - Панфилова Е.В.
  9. Установил:

  10. Администрация Ольгинского муниципального района (далее – заявитель, администрация, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственному учреждению – Приморское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №9 (далее по тексту – ответчик, Фонд) о признании незаконным и отмене решений от 26.06.2018 №4 «о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и №6 «о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  11. Заявитель, извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в связи с чем суд, руководствуясь частью 2 статьи 200 АПК РФ, проводит судебное заседание в отсутствие заявителя по имеющимся материалам дела.
  12. В обоснование заявленных требований, по тексту заявления администрация указывает на то, основанием для принятия оспариваемых решений послужили не правомерные выводы Фонда о назначении, исчислении и выплате пособий по уходу за ребенком до полутора лет работникам (застрахованным лицам) Капустиной Н.О. и Литвиновой М.Н., исполнявшим трудовые обязанности на условиях недостаточно, по мнению Фонда, неполного рабочего дня, в результате чего, заработная плата, исчисленная из установленного для этих работников шестичасового рабочего дня, и указанное пособие в размере 40 среднего заработка в сумме составили свыше 100:
  13. среднего заработка каждого из указанных работников (застрахованных лиц).
  14. В судебном заседании представитель фонда по предъявленным требованиям возражает, по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, считает оспариваемые решения законными и обоснованными, поскольку, основанием для непринятия к зачету расходов и негативных последствий для страхователя, выразившиеся в начислении недоимки, пени, штрафов, послужили неправомерные выплаты пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Капустиной Н.О. и Литвиновой М.Н., поскольку пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.
  15. Исследовав материалы дела
  16. Суд
  17. Установил:

  18. Государственным учреждением – Приморским региональным отделением фонда социального страхования Российской Федерации Филиалом №9 была проведена выездная проверка в отношении Администрации Ольгинского муниципального района по вопросу правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации; начисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, результаты которой оформлены актами от 17.05.2018 №7 и №8.
  19. В ходе указанной проверки фондом установлено, что назначение и выплата ежемесячных пособий по уходу за ребенком производились с нарушением части 2 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1012 н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей». В ходе проведения проверки правильности и обоснованности назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком Капустиной Н.О. и Литвиновой М.Н. установлено, что режим работы указанных сотрудников установлен в виде сокращения продолжительности ежедневной работы на один час, что не позволяет матери фактически осуществлять уход за ребенком в полном объеме.
  20. По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений учреждения фондом было вынесено решение от 26.06.2018 №4 «о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
  21. Согласно данному решению фондом не приняты к зачету расходы страхователя на выплату на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 43781,21 руб., (в части выплаты пособия по уходу за ребенком Капустиной Н.О. и Литвиновой М.Н.).
  22. Также фондом было вынесено решение от 26.06.2018 №5 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах», согласно которому Администрация Ольгинского муниципального района привлечена к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ в виде штрафа в размере 876,11 руб., начислены пени – 968,75 руб. и предложено уплатить страховые взносы в сумме 4 380,57 руб.
  23. Кроме того, решением от 26.06.2018 №6 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» Администрация Ольгинского муниципального района была привлечена к ответственности по пункту 1 статьи 26,29 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ в идее штрафа в размере 111,05 руб., начислены пени – 284,61 руб., предложено уплатить страховые взносы в сумме 555,26 руб.
  24. Администрация Ольгинского муниципального района полагая, что решения от 26.06.2018 №4 и №6 не отвечают требованиям закона и нарушают ее права, обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
  25. Исследовав материалы дела, выслушав пояснения сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства по существу спора, суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
  26. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
  27. Согласно пункту 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства лица, работающие по трудовым договорам.
  28. В силу пункта 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
  29. Согласно статье 4.4 указанного закона правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
  30. В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
  31. В силу статьи 20.1 Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Федерального закона.
  32. Из материалов дела следует, что в рамках проведенной проверки Фондом установлено, что Капустиной Н.О. согласно приказу Администрации Ольгинского муниципального района от 02.03.2015 №52 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет с 02 марта 2015 года. На основании распоряжения Администрации Ольгинского муниципального района от 15.02.2016 №15-рл по заявлению Капустиной Нины Олеговны ей установлен режим работы на условиях неполного рабочего времени в виде сокращения продолжительности ежедневной работы на 1 (один) час с 01.03.2016. Рассчитанное пособие составляет 11346,38 рублей.
  33. Литвиновой М.Н. согласно приказу Администрации Ольгинского муниципального района от 26.07.2016 №240 предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижении им возраста полутора лет с 28 июля 2016 года. На основании распоряжения Администрации Ольгинского муниципального района от 16.12.2016 № 106-рл по заявлению Литвиновой Марины Николаевны ей установлен режим работы на условиях неполного рабочего времени в виде сокращения продолжительности ежедневной работы на 1 (один) час с 19.12.2016. Рассчитанное пособие составляет 10604,62 рублей.
  34. Полагая, что уменьшение продолжительности рабочего дня на 1 час не позволяет матери фактически осуществлять уход за ребенком в полном объеме, фонд пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации, пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.
  35. Целью назначения и выплаты пособия по уходу за ребенком является частичная компенсация утраченного заработка в связи с необходимостью ухода за ребенком. Право на пособие сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.
  36. В соответствии со ст. 91,93,100 Трудового кодекса РФ под неполным рабочим временем понимается как неполный рабочий день, так и неполная рабочая неделя. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Однако, понятий «неполный рабочий день» и «неполная рабочая неделя» в TK РФ не содержится, законодательно ни минимальный, ни максимальный пределы продолжительности неполного рабочего времени не установлены. Из смысла законодательства следует, что продолжительность неполного рабочего времени определяется по соглашению между работником и работодателем и должна быть меньше, чем нормальная продолжительность рабочего времени.
  37. Кроме того, одним из основополагающих принципов правового регулирования трудовых отношений, закрепленных в статье 2 TK РФ, является равенство прав и возможностей работников. Искусственное увеличение дохода работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком и работающих на условиях неполного рабочего времени, нарушает указанный принцип в отношении других работников. Пособие выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного законом. Следовательно, остается 60% заработка для установления равенства прав и возможностей работников.
  38. Установление неполного рабочего времени продолжительностью 6 часов (при продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю для женщин, работающих в районах приравненных к Крайнему Северу) является злоупотреблением дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств Фонда социального страхования.
  39. В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.05.1995 №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и пунктом 43 Приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1012н "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2009 № 15909) право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.
  40. Часть 2 статьи 11.1 Федерального закона № 255-ФЗ также предусматривает, что право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.
  41. Анализ названных норм позволяет суду прийти к выводу о том, что законодателем предусмотрено два необходимых условий для выплаты пособия по уходу за ребенком:
  42. 1) лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому;
  43. 2) лицо продолжает осуществлять уход за ребенком.
  44. Суд соглашается с Фондом, что выплата пособия при минимальном сокращении продолжительности рабочего дня противоречит целям установления и назначения самого пособия.
  45. Как разъяснил Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 06.02.2009 № 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 5 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" в связи с запросом Автозаводского районного суда города Тольятти Самарской области" осуществление ухода за малолетним ребенком - самостоятельный страховой случай, представляющий собой реализацию такого социального страхового риска, как материнство, который охватывает также беременность и рождение ребенка и которому, согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования" (подпункт 4 пункта 1 статьи 7, подпункты 7, 8, 10 и 11 пункта 2 статьи 8), соответствуют следующие виды обеспечения по обязательному социальному страхованию: пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
  46. Порядок предоставления этих пособий урегулирован Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" и Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", закрепляющим в статьях 13 и 14 право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет как матерью ребенка, так и его отцом либо другим родственником, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, на который эти лица имеют право в силу статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации.
  47. Таким образом, законодательством предусмотрено право лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, на освобождение от выполнения трудовых обязанностей в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим полутора лет, и право на социальное обеспечение в этот период.
  48. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что формальное снижение рабочего времени на 1 час в день, не может свидетельствовать об осуществлении работающим родителям фактического ежедневного ухода за ребенком и не может расцениваться как работа на условиях неполного рабочего дня.
  49. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности принятого Фондом решения от 26.06.2018 №4 «о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и решение от 26.06.2018 №6 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
  50. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не относит расходы по уплате государственной пошлины ни на одну из сторон, учитывая освобождение обеих сторон от уплаты госпошлины в силу п.п.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ.
  51. Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
  52. Решил:

  53. В удовлетворении заявления Администрации Ольгинского муниципального района отказать.
  54. Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
  55. Судья Попов Е.М.

Печать

Печатать