9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Определение от

По делу № 5-20/2018
  1. Пгт. Карымское
  2. Карымского района
  3. Забайкальского края,
  4. ул. Ленинградская, д. 77 17 августа 2018 года
  5. Судья Карымского районного суда Забайкальского края Огурцова О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём Арефьевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании постановление исполняющего обязанности Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края Кулибаба А.Г. от 15.06.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении начальника федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю (далее – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю) Арефьева А.А. (далее – Арефьев А.А.),
  6. Установила:

  7. постановлением исполняющего обязанности Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края Кулибаба А.Г. от 15.06.2018 в отношении начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю Арефьева А.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 КоАП РФ, с передачей его на рассмотрение в Карымский районный суд Забайкальского края.
  8. Вместе с тем, в соответствии со статьёй 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трёх тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
  9. Согласно части 1 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 17.7 КоАП РФ, рассматривают судьи.
  10. По общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путём исключения категорий дел, отнесённых к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (подпункт «г» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», далее - постановление Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5).
  11. Частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 данной статьи, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
  12. Таким образом, указанные в данной норме дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию, подлежат рассмотрению судьями районных судов только в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.
  13. Вместе с тем, ни к одному из приведённых видов должностей должность начальника исправительного учреждения не относится.
  14. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ) государственная служба Российской Федерации (далее - государственная служба) - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
  15. Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу, военную службу, государственную службу иных видов.
  16. В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
  17. Как следует из статьи 8 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ), должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учётом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
  18. В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ должности гражданской службы подразделяются на следующие категории:
  19. 1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определённый срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  20. 2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определённый срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  21. 3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  22. 4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.
  23. Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.
  24. Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» утверждён Реестр должностей Федеральной государственной гражданской службы, не содержащий в себе должности начальника (руководителя) исправительного учреждения.
  25. В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учётом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей в соответствии со статьёй 9 настоящего Федерального закона, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учётом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
  26. Постановлением Законодательного Собрания Забайкальского края от 16.12.2009 № 581 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Забайкальского края» утверждён Реестр должностей государственной гражданской службы Забайкальского края, также не содержащий в себе должности начальника (руководителя) исправительного учреждения.
  27. Наряду с изложенным, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённое Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1, распространяющееся, как следует из статьи 21 Федерального закона от 21.07.1998 № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы», на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, и на лиц, поступающих на такую службу, впредь до принятия закона о службе в уголовно-исполнительной системе, регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации.
  28. В соответствии со статьёй 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
  29. Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» Федеральная служба исполнения наказаний является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осуждённых, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осуждённых и осуждённых, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
  30. Федеральная служба исполнения наказаний подведомственна Министерству юстиции Российской Федерации.
  31. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.04.2018 № 70 утверждён перечень должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий, Приложением № 8 «Перечень должностей, замещаемых лицами среднего и старшего начальствующего состава в исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы, и соответствующих этим должностям специальных званий» к которому предусмотрена должность начальника колонии, занимаемая Арефьевым А.А.
  32. Таким образом, должность начальника (руководителя) исправительного учреждения не относится к должностям государственной гражданской службы.
  33. Одновременно, в силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ) служба в уголовно-исполнительной системе - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система), а также на должностях, не являющихся должностями в уголовно-исполнительной системе, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
  34. Статьёй 5 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ определена взаимосвязь службы в уголовно-исполнительной системе, государственной гражданской службы, военной службы, государственной службы иных видов и муниципальной службы, не предусматривающая возможность отнесения должностей службы в уголовно-исполнительной системе к должностям государственной гражданской службы.
  35. Не следует возможность отнесения должности начальника (руководителя) исправительного учреждения к должностям государственной гражданской службы и из Приказа Федеральной службы исполнения наказаний от 13.06.2013 № 306 «Об утверждении примерных должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы исполнения наказаний», поскольку таковой содержит в себе примерные должностные регламенты начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний, заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний, советника директора Федеральной службы исполнения наказаний, помощника директора Федеральной службы исполнения наказаний, начальника отдела Федеральной службы исполнения наказаний, заместителя начальника отдела Федеральной службы исполнения наказаний, советника Федеральной службы исполнения наказаний, ведущего консультанта Федеральной службы исполнения наказаний, консультанта Федеральной службы исполнения наказаний, главного специалиста – эксперта Федеральной службы исполнения наказаний, ведущего специалиста – эксперта Федеральной службы исполнения наказаний, специалиста – эксперта Федеральной службы исполнения наказаний, ведущего специалиста 3 разряда Федеральной службы исполнения наказаний, старшего специалиста 1 разряда Федеральной службы исполнения наказаний Федеральной службы исполнения наказаний, старшего специалиста 2 разряда Федеральной службы исполнения наказаний, старшего специалиста 3 разряда Федеральной службы исполнения наказаний, специалиста 1 разряда Федеральной службы исполнения наказаний, специалиста 2 разряда Федеральной службы исполнения наказаний, но не начальника (руководителя) исправительного учреждения.
  36. Учитывая изложенное, постановление исполняющего обязанности Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края Кулибаба А.Г. от 15.06.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 КоАП РФ, в отношении начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю Арефьева А.А. не подлежит рассмотрению судьёй районного суда, поскольку таковое возбуждено не в отношении лица, замечающего должность федеральной государственной гражданской службы, должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или, должность муниципальной службы, судьёй же районного суда, исходя из буквального толкования положений частей 1 и 3 статьи 23.1 КоАП РФ, подлежат рассмотрению только те дела об административных правонарушениях, которые влекут дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию иных лиц из числа лиц, указанных в части 3 статьи 3.11 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.
  37. Как следует из пункта 2 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
  38. В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом.
  39. Согласно части 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
  40. В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» деятельность мировых судей осуществляется в пределах судебного района на судебных участках.
  41. Аналогичное положение закреплено в части 3 статьи 3 Закона Забайкальского края от 28.07.2014 № 1026-ЗЗК «О мировых судьях Забайкальского края и судебных участках в Забайкальском крае» (далее – Закон Забайкальского края от 28.07.2014 № 1026-ЗЗК).
  42. Как следует из положений Закона Забайкальского края от 28.07.2014 № 1026-ЗЗК, место совершения административного правонарушения – место нахождения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю – с. Шара-Горохон Карымского р-на Забайкальского края относится к подсудности мирового судьи судебного участка № 30 Карымского района Забайкальского края.
  43. При этом срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 КоАП РФ, не истёк ввиду следующего.
  44. Санкцией статьи 17.7 КоАП РФ для должностных лиц предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей либо дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года.
  45. В соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
  46. Таким образом, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 КоАП РФ, составляет один год со дня его совершения.
  47. Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5, срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днём совершения административного правонарушения (за днём обнаружения правонарушения). Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определённому сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
  48. В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
  49. Как следует из Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является протест прокурора.
  50. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.
  51. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.
  52. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
  53. Таким образом, датой совершения административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 КоАП РФ, является день, следующий за окончанием десятидневного срока с момента поступления протеста прокурора лицу, которому принесён протест, если сокращённый срок рассмотрения протеста не установлен прокурором.
  54. Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 30.01.2018 за исх. № № Читинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю Арефьеву А.А. внесён протест на постановление начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю Арефьева А.А. от 21.04.2017 о переводе осуждённого Н.В.В. из облегчённых условий содержания в строгие условия содержания.
  55. При этом указания на сокращённый срок рассмотрения указанный протест, поступивший в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю 21.02.2018, не содержит.
  56. Следовательно, последний день рассмотрения протеста Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края от 30.01.2018 № № выпадает на 02.03.2018, датой совершения административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 КоАП РФ, выразившегося в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, является, с учётом выпадения 03.03.2018 и 04.03.2018 на выходные дни, - 05.03.2018, срок давности привлечения к административной ответственности истекает 05.03.2019.
  57. В свою очередь, участники производства по делу об административном правонарушении – заместитель прокурора Карымского района Забайкальского края Круликовский М.О., действующий на основании поручения Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края от 15.08.2018 № №, лицо, в отношении которого вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, - начальник ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю Арефьев А.А. не возражали против передачи дела об административном правонарушении мировому судье судебного участка № 30 Карымского района Забайкальского края для рассмотрения по подведомственности.
  58. Учитывая изложенное, дело об административном правонарушении подлежит такой передаче.
  59. Руководствуясь статьями 29.9, 29.12 КоАП РФ, судья
  60. Определила:

  61. передать постановление исполняющего обязанности Читинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Забайкальского края Кулибаба А.Г. от 15.06.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 2» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю Арефьева А.А. с приложенными материалами мировому судье судебного участка № 30 Карымского района Забайкальского края для рассмотрения по подведомственности.
  62. Определение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 (десяти) суток со дня получения его копии.
  63. Судья О.В. Огурцова

Печать

Печатать