9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Самарской области

Решение от

По делу № А55-5575/2018
  1. Резолютивная часть решения объявлена 03 июля 2018 года
  2. Полный текст решения изготовлен 10 июля 2018 года
  3. Арбитражный суд Самарской области
  4. в составе
  5. судьи Балькиной Л.С.
  6. при ведении протокола судебного заседания
  7. секретарем судебного заседания Колесовой М.С.,
  8. рассмотрев в судебном заседании 03 июля 2018 года дело по иску, заявлению
  9. Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
  10. к Открытому акционерному обществу "Радуга"
  11. о взыскании 89742 руб. 58 коп.
  12. при участии в заседании
  13. от истца – представитель Морозова Т.А.,
  14. от ответчика – не участвовали,
  15. Установил:

  16. Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" обратилась в Арбитражный суд Самарской области с иском к Открытому акционерному обществу "Радуга" о взыскании долга 60 000 руб. по уплате взносов на капитальный ремонт за период с 01.08.2014 по 30.11.2017 и пени 29 742 руб. 58 коп. за период с 11.09.2014 по 12.02.2018 (с учетом частичного отказа истца от иска, принятого определением от 03.0.52018). Истец поддержал исковые требования.
  17. Ответчик явку представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 61).
  18. На основании частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело без участия в судебном заседании представителя ответчика по имеющимся в деле документам.
  19. Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, заслушав пояснения представителя истца, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
  20. Некоммерческая организация «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (НО «ФКР») создана в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, законом Самарской области от 21.06.2013 №60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» (далее -Закон №60ТД) и постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 №247 «О создании некоммерческой организации - фонда «Фонд капитального ремонта» как не имеющая членства некоммерческая организация, преследующая общественно полезные цели, предусмотренные действующим законодательством, и является специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность в качестве регионального оператора, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также на реализацию иных функций в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Самарской области, предусмотренных действующим законодательством, действует на основании Устава, утвержденного приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 20.03.2017 года № 79, приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29.03.2017 года № 357.
  21. Одной из функций регионального оператора в соответствии с ч.1 ст. 180 ЖК РФ, ч.2 ст.28 Закона № 60-ГД, является функция по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора.
  22. Согласно ч. 4 ст. 181 ЖК РФ региональный оператор применяет установленные законодательством меры, включая начисление пеней, установленных частью 14.1 статьи 155 ЖК РФ, в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в случае несвоевременной и (или) неполной уплаты ими взносов на капитальный ремонт.
  23. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в осуществлении издержек по его содержанию и сохранению (ст. 249. ГК РФ). Эти положения гражданского законодательства корреспондируют нормам ЖК РФ (ст. ст. 36, 37, 39, 155, 158), которые предусматривают участие в несении расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество всех собственников помещений в многоквартирных домах независимо от статуса помещения и способа управления домом.
  24. Согласно ч.1 ч. 3 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
  25. Статьями 296, 298 Гражданского кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на учреждение и обязанности по его содержанию.
  26. Таким образом, обладатели права оперативного управления с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
  27. В соответствии ч. 1, ч. 3 ст. 169 ЖК РФ, ч. 2, ч. 3 ст. 7 Закона №60-ГД собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области утверждена 29.11.2013 Постановлением правительства № 707 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области» (далее -Региональная программа).
  28. Для собственников помещений в многоквартирных домах, которые были включены в Региональную программу обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникла с августа 2014 года.
  29. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт. Согласно ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ст. 171 ЖК РФ, ч.1 ст.9 Закона 60-ГД в ред. закона Самарской области от 07.04.2014 № 32-ГД). Согласно ч.1 ст.9 в ред. закона Самарской области от 11.07.2016 № 98-ГД собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором в срок не позднее десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
  30. Расчет суммы взносов на капитальный ремонт за 2014, 2015,; 2016, 2017 гг. производится на основании Постановлений Правительства Самарской области № 654 от 22.11.2013г., № 784 от 17.12.2014г., № 333 от 11,06.2015г., № 293 от 08.06.2016г., которыми установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014, 2015, 2016, 2017, на территории Самарской области в расчете на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащей собственнику такого помещения, в месяц: для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,07 рубля; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 5,84 рубля, На 2017 год установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Самарской области для многоквартирных домов, имеющих этажность до 5 этажей включительно - 5,45 рублей; для многоквартирных домов, имеющих этажность 6 этажей и выше, в том числе переменную этажность с одной из частей дома 6 этажей и выше - 6,27 рублей.
  31. Собственники помещений в многоквартирном доме по адресу: г.Сызрань, ул.Степана Разина, д. 28 формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора НО «ФКР». Ответчику в данном многоквартирном доме на праве собственности принадлежит нежилое помещение (732,7 кв.м нежилое помещение, 1 этаж, комнаты №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,1), что подтверждается выпиской из ЕГРН № 99/2018/82765913 от 19.02.2018.
  32. Ответчик 15.09.2017 произвел частичную оплату задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 62 979,20 руб., что подтверждается платёжным поручением №506 от 15.09.2017.
  33. 09.10.2017 ответчик также произвел частичную оплату задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 1829,59 руб., что подтверждается платёжным поручением №570 от 09.10.2017.
  34. Однако ответчиком не исполнена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт в полном объеме. Задолженность ответчика перед истцом за период с 01.08.2014 по 30.11.2017 составила 111706,03 руб.
  35. Истцом в адрес ответчика была направлена претензия с требованием оплаты задолженности 111706,03 руб., которая получена 18.01.2018, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении почтового отправления.
  36. Однако требования, изложенные в данной претензии, ответчиком не исполнены, что послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
  37. В ходе рассмотрения дела истцом заявлен частичный отказ от иска: в части требования о взыскании долга в размере 51 706 руб. 03 коп., который принят судом определением от 03.05.2018. Производство по делу в указанной части прекращено.
  38. Частью 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
  39. Ответчик возражений против предъявленных требований не заявил, доказательств оплаты долга 60 000 руб. в материалы дела не представил, в связи с чем оценка требований истца была осуществлена судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 того же Кодекса).
  40. На основании вышеизложенного требование истца о взыскании с ответчика 60 000 руб. задолженности является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
  41. Истец просит взыскать с ответчика пени в размере 29742 руб. 58 коп. за период с 11.09.2014 по 12.02.2018.
  42. Положениями п. 1 ч. 2 ст. 181 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора ежемесячно вносят в установленные в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса сроки и в полном объеме на счет регионального оператора взносы на капитальный ремонт, уплачивают пени в связи с ненадлежащим исполнением указанными собственниками обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
  43. Согласно ч. 1 ст. 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
  44. Согласно ч. 1 ст. 9 Закона Самарской области от 21.06.2013 № 60-ГД, ст. 171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счет регионального оператора собственники помещений уплачивают взносы в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение, т.е. в силу ч. 1 ст. 155 того же Кодекса до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, а в редакции закона от 11.07.2016 № 98-ГД - в срок не позднее двадцатого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
  45. Частью 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
  46. Согласно ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, находящиеся на счетах регионального оператора, образуют фонд капитального ремонта.
  47. Сам по себе факт отсутствия договора между сторонами и доказательств выставления ответчику ежемесячных счетов не освобождает ответчика от установленной законом обязанности своевременно уплачивать взносы на капитальный ремонт, и, соответственно, от несения бремени ответственности за просрочку платежа.
  48. Ответчик для исполнения своей обязанности, установленной законом, и, действуя добросовестно и разумно, не лишен был права обратиться к истцу за получением счетов на уплату взносов либо произвести расчет самостоятельно на основании вышеуказанных Постановлений Правительства Самарской области, которыми установлен минимальный размер взноса.
  49. Изложенная позиция суда согласуется со сложившейся судебной практикой, отраженной в частности в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2016 по делу № А55-20027/2015, в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2016 по делу № А55-23969/2015, а также в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.07.2014 по делу № А46-7907/2013, постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2013 по делу № А12-8867/2012, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 12.08.2015 по делу № А57-18568/2014, от 16.07.2015 по делу №А57-11445/2014.
  50. Однако, проверив расчет пени, приведенный истцом, суд установил, что расчет произведен неверно, а именно: исходя из размера ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации не на текущую дату. На текущую дату (на момент принятия решения) размер ставки составлял 7,25%. Кроме того, расчет был произведен истцом без учета положений ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (при определении начальных дат в периодах просрочки).
  51. Произведя расчет пени за просрочку уплаты взносов, суд установил, что с ответчика в пользу истца следует взыскать пени в размере 24 456 руб. 87 коп. за период с 11.09.2014 по 12.02.2018, в остальной части требования о взыскании пени за просрочку уплаты взносов за указанный период удовлетворению не подлежат.
  52. На основании изложенного требования истца подлежат частичному удовлетворению.
  53. В соответствии со ст. 110 АПК РФ, ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине распределяются на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований.
  54. Руководствуясь ст. ст. 110. 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
  55. Решил:

  56. Исковые требования удовлетворить частично
  57. Взыскать с Открытого акционерного общества "Радуга" в пользу Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" 84 456 руб. 87 коп., в том числе 60 000 руб. задолженности, 24 456 руб. 87 коп. пени, а также 3 379 руб. в счет возмещения судебных расходов по оплате государственной пошлины.
  58. В остальной части в иске отказать.
  59. Выдать Некоммерческой организации "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта" справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 1653 руб. , , перечисленной по платежному поручению № 27727 от 01.12.2017.
  60. Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в течение месяца со дня принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
  61. Судья
  62. /
  63. Л.С. Балькина

Печать

Печатать