9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Постановление 6-й ААС от

  1. Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года. Полный текст постановления изготовлен 13 июня 2018 года.
  2. Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
  3. председательствующего Сапрыкиной Е.И.
  4. судей Тищенко А.П., Швец Е.А.
  5. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
  6. при участии в заседании:
  7. лица, участвующие в деле, не прибыли
  8. рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества «Чукотская горно-геологическая компания»
  9. на решение от 16.04.2018 по делу № А80-63/2018
  10. Арбитражного суда Чукотского автономного округа,
  11. принятое судьей Кольцюком М.А.,
  12. по заявлению акционерного общества «Чукотская горно-геологическая компания»
  13. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Чукотскому автономному округу
  14. об оспаривании постановления
  15. Установил:

  16. Акционерное общество «Чукотская горно-геологическая компания» (далее – АО «ЧГГК», общество) обратилось в Арбитражный суд Чукотского автономного округа с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службе № 1 по Чукотскому автономному округу (далее – инспекция, налоговый орган) от 19.01.2018 № 1298 о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 руб.
  17. Решением суда от 16.04.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву доказанности в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, а также соблюдения процедуры привлечения общества к ответственности.
  18. Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просило его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение всех обстоятельств спора, а также просило применить к спорным отношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку в его действиях отсутствует существенная угроза охраняемые общественные интересы. Кроме тог, налоговый орган своевременно уведомил общество о необходимости представления подтверждающих банковских документов.
  19. Налоговый орган в отзыве на жалобу выразил несогласие с изложенными в ней доводами.
  20. Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
  21. Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
  22. Из материалов дела видно, что 14.05.2014 АО «ЧГГК» открыт счет № GB989SOGE23639119018646 в банке «SOCIETE GENERALE. LONDON BRANCH», находящемся за пределами территории Российской Федерации (г. Лондон, Великобритания).
  23. 02.11.2016 обществом в налоговый орган представлен отчет о движении денежных средств за третий квартал 2016 года по счету № GB989SOGE23639119018646 в указанном банке со ссылкой на то, что по указанному счету подтверждающие документы не прилагаются, так как остаток по счету нулевой, а в этом случае выписки по данным счетам, при отсутствии движения средств, обслуживающим банком не предоставляются.
  24. На основании поручения № 9975201706230019 от 23.06.2017 налоговым органом в отношении общества проведена проверка соблюдения валютного законодательства за период с третий квартал 2016 года, и в адрес АО «ЧГГК» направлен запрос от 23.06.2016 № 56-18- 20/09806 о предоставлении пояснений и документов.
  25. Письмом от 04.07.2017 № 476 общество представило выписку по счету за 3 квартал 2016 года, из которой следует, что за указанный период банковских операций не проводилось, остаток денежных средств составляет ноль рублей.
  26. 30.10.2017 по данному факту составлен протокол № 997520171009001401 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и 19.01.2018 налоговым органом вынесено постановление № № 1298, которым АО «ЧГГК» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 руб.
  27. Посчитав постановление налогового органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
  28. В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
  29. В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 24 и пункта 9 части 4 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, которые предусмотрены статьей 23 названного Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
  30. Резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации (пункт 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ в редакции, действовавшей в период предоставления отчета).
  31. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 № 819 утверждены Правила представления юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - Правила).
  32. В соответствии с пунктом 3 Правил отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, открытым находящимися за пределами территории Российской Федерации филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляются в налоговые органы этими юридическими лицами.
  33. Согласно пункту 4 Правил юридическое лицо - резидент, индивидуальный предприниматель - резидент ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала, представляет в налоговый орган отчет в 2 экземплярах по форме согласно приложению и банковские документы (банковские выписки или иные документы, выданные банком в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк), подтверждающие сведения, указанные в отчете (далее - подтверждающие банковские документы), по состоянию на последнюю календарную дату отчетного квартала.
  34. При этом по каждому счету (вкладу), открытому в банке за пределами территории Российской Федерации (далее - счет (вклад), представляется отдельный отчет с подтверждающими банковскими документами.
  35. Подтверждающие банковские документы представляются за период с первого числа по последнее число отчетного квартала (пункт 5 Правил).
  36. Привлекая общество к ответственности по названной норме права, налоговый орган установил, что обществом 02.11.2016 представлен отчет о движении средств за третий квартал 2016 года по счету № GB989SOGE23639119018646 в банке, расположенном за пределами Российской Федерации, но подтверждающие документы представлены в налоговый орган только 04.07.2017.
  37. Таким образом, АО «ЧГГК» допущено нарушение требований пункта 7 статьи 12 Закона № 173-ФЗ и пункта 4 Правил, выразившееся в нарушение установленного порядка представления отчета о движении средств по счету в банке за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, что указывает на наличие объективной стороны вмененного нарушения по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
  38. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
  39. В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства объективной невозможности соблюдения заявителем правил и норм в области валютного регулирования.
  40. Довод жалобы о том, что налоговый орган в нарушение пункта 3 Правил № 819 не исполнил свою обязанность по своевременному направлению обществу уведомления о необходимости представления в уполномоченный орган подтверждающих банковских документов к отчету, апелляционный суд отклоняет, как основанный на неверном толковании Правил № 819, и не влияющий на оценку обстоятельств совершения правонарушения.
  41. Обязанность по соблюдению порядка представления отчета с подтверждающими банковскими документами возложена законодательством в области валютного регулирования на резидента, следовательно, ответственность за нарушение указанной обязанности наступает для резидента в случае несоблюдения установленного порядка представления отчетности.
  42. Кроме того, в Письме Федеральной налоговой службы от 12.07.2013 №АС-4-2/12519 «О направлении разъяснений», указано, что в случае представления резидентом неправильных сведений, указанных в отчете, заполнения отчета не полностью, а также непредставления резидентом подтверждающих банковских документов, представления резидентом подтверждающих банковских документов, оформленных ненадлежащим образом, и направление налоговым органом резиденту письменного уведомления о необходимости представления исправленного (уточненного) отчета и (или) надлежащим образом оформленных подтверждающих банковских документов не является основанием для не привлечения резидента к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами.
  43. Следовательно, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
  44. Процессуальных нарушений при возбуждении и рассмотрении административного дела не установлено.
  45. Апелляционная инстанция также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае статья 2.9 КоАП РФ не может быть применена к спорным отношениям по следующим основаниям.
  46. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10.
  47. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
  48. В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя по делу к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.
  49. Несвоевременное представление документов препятствует выполнению налоговым органом контрольно-надзорных функций за резидентами и нерезидентами при осуществлении ими валютных операций, тем самым наносит вред общественным отношениям в сфере валютного законодательства.
  50. Объектом контроля являются именно сведения о движении денежных средств, и именно они должны быть в первую очередь представлены государственному органу валютного контроля.
  51. Следовательно, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, которым полно и всесторонне установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно.
  52. Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, апелляционным судом не выявлено.
  53. Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
  54. Постановил:

  55. решение Арбитражного суда Чукотского автономного округа от 16.04.2018 по делу № А80-63/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
  56. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
  57. Председательствующий
  58. Е.И. Сапрыкина
  59. Судьи
  60. А.П. Тищенко
  61. Е.А. Швец

Печать

Печатать