9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Хабаровского края

Решение от

По делу № А73-6857/2017
  1. Резолютивная часть судебного акта объявлена «05» июня 2018 года.
  2. Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Медведевой О.В.
  3. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лихачевым А.Ю.
  4. рассмотрел в заседании суда дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нова» (ОГРН: 1102724006890; ИНН: 2724146135, 680014, г. Хабаровск, пр. 60-летия Октября, д. 190, оф. 2)
  5. к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОГРН: 1037739877295; ИНН: 7708503727, 107174, г. Москва, ул. Нов. Басманная, 2)
  6. о взыскании 605 424 руб. убытков
  7. Третьи лица: общество с ограниченной ответственностью «Сибирский транзит», общество с ограниченной ответственностью «Лик»
  8. при участии:
  9. от истца: Соловьев А.А., доверенность от 22.03.2017, Цова С.Л., доверенность от 27.06.2017
  10. от ответчика: Рой Т.В., доверенность №ДВОСТНЮ-162/Д от 15.09.2017
  11. Общество с ограниченной ответственностью «Нова» (далее - ООО «Нова») обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») о взыскании убытков 605 424 рублей, возникших в результате порчи перевозимого груза.
  12. Определением от 28.06.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью «Сибирский транзит», общество с ограниченной ответственностью «Лик».
  13. Решением от 11.10.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018, в удовлетворении иска отказано. Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.04.2018 решение Арбитражного суда Хабаровского края от 11.10.2017 и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2018 по делу № А73-6857/2017 отменены, дело направлено в Арбитражный суд Хабаровского края на новое рассмотрение.
  14. Истец в судебном заседании на иске настаивает, в обоснование ссылается на полную потерю качества картофеля, произошедшую в результате воздействия отрицательных температур в период перевозки груза с нарушением установленного перевозчиком срока доставки (срок доставки указан 22.10.2016, фактически груз доставлен 26.10.2016).
  15. Ответчик с иском не согласен, в возражениях ссылается на то, что повреждение принятого для перевозки груза произошло в результате последствий, вызванных недостоверными сведениями, указанными в накладной в соответствии со статьей 118 УЖТ РФ. Кроме того, из наименования груза, указанного в накладной, и приложенным документам следует, что к перевозке принят картофель поздний под пром.переработку, урожай прошлого года, что подтверждает обоснованность его перевозки в крытом вагоне.
  16. Третьи лица, уведомленные надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства, возражения по существу заявленных требований в суд не представили. Суд рассмотрел спор в отсутствие неявившихся лиц в порядке статьи 156 АПК РФ.
  17. В судебном заседании 30.05.2018 в соответствии со статьей 163 АПК РФ судом объявлялся перерыв до 05.06.2018, о чем лица, участвующие в деле, уведомлены публично, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Арбитражного суда Хабаровского края в сети Интернет.
  18. Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд
  19. Установил:

  20. 07.10.2016 ООО «Сибирский транзит» (экспедитор по договору с истцом) со станции Кемерово - Сортировочное на станцию назначения Хабаровск-2 в адрес грузополучателя ООО «Нова» направлен груз - «картофель поздний под пром.переработку» в вагоне № 52127602 с оформлением транспортной железнодорожной накладной № ЭЧ365644.
  21. На станцию назначения груз прибыл 26.10.2016, при выдаче груза обнаружена порча груза, о чем составлен коммерческий акт от 27.10.2016 №ДВС1625602/1131.
  22. Согласно акту экспертизы Дальневосточной торгово-промышленной палаты от 08.11.2016 № 019-01-00311, полная потеря качества картофеля произошла в результате воздействия отрицательных температур в период перевозки груза с нарушением установленного перевозчиком срока доставки.
  23. Предъявленная истцом претензия от 31.03.2017 о возмещении убытков перевозчиком отклонена, что послужило основанием для обращения ООО «Нова» с настоящим иском в арбитражный суд.
  24. Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд руководствуется следующим.
  25. Статьей 796 ГК РФ и статьями 95, 96 УЖТ РФ предусмотрена ответственность перевозчика за несохранность груза после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю, если перевозчик не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам. В этом случае перевозчик возмещает причиненный при перевозке ущерб в размере стоимости такого груза и возвращает в пропорциональном размере плату за перевозку груза.
  26. В силу статьи 118 УЖТ РФ, перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза в случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем, отправителем в транспортной железнодорожной накладной, заявлении на отправку грузобагажа.
  27. В соответствии со статьей 119 УЖТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Коммерческий акт составляется для удостоверения, в том числе несоответствия наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе.
  28. Исходя из указанных норм права, принимая во внимание рекомендации Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенные в пункте 37 Постановления от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли, как указано в статье 796 ГК РФ, вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
  29. Таким образом, вина перевозчика презюмируется и он вправе доказывать ее отсутствие.
  30. Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
  31. Статьей 27 УЖТ РФ предусмотрено, что перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, грузобагажа и других сведений, указанных грузоотправителями (отправителями) в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях на перевозку грузобагажа).
  32. Согласно пункту 3 примечания к Приложению № 3 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 №37 (далее – Правила №37), при перевозке технического картофеля для промышленной переработки грузоотправитель должен сделать в накладной в графе «Особые отметки отправителя» и в документе о качестве груза отметку о том, что груз направляется на промышленную переработку. Однако такая отметка в накладной № ЭЧ365644 отсутствует. При этом в верхней части накладной («Место для особых отметок и штемпелей») грузоотправителем проставлен штемпель «СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ», а на оборотной стороне накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» грузоотправителем указаны только наименования, номера и даты выдачи прилагаемых документов.
  33. Пунктом 2.2.1 постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 № 47-т/5 «Об утверждении Прейскуранта № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (далее - Прейскурант « 10-01) определено, что наименование груза и его код при перевозке грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении указывается грузоотправителем в перевозочных документах в соответствии с алфавитным списком Единой тарифно-статистической номенклатуры грузов (ЕТСНГ). В накладной в графе «Сведения о грузе» указан код груза - 043025, что согласно наименованиям груза по ЕТСНГ свидетельствует о предъявлении к перевозке «картофеля позднего».
  34. В соответствии с абзацами 2 и 5 пункта 1.7 Правил №37 предъявляемые к перевозке грузы должны соответствовать требованиям, установленным нормативными документами (стандартами, техническими условиями и иными документами), удостоверяющими качественное состояние груза, тары и упаковки. Для проверки соответствия состояния груза, тары или упаковки требованиям нормативных документов грузоотправитель предъявляет документы (стандарты, технические условия или иные документы), удостоверяющие качественное состояние груза, тары или упаковки. При несоответствии груза, тары или упаковки нормативным документам или не предъявлении этих документов перевозчик вправе отказать в перевозке груза.
  35. В силу пункта 1.2 Правил №37 к скоропортящимся грузам относятся грузы, которые при перевозке железнодорожным транспортом требуют защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования.
  36. Перечни скоропортящихся грузов и предельные сроки их перевозки в специализированных изотермических вагонах (рефрижераторные, молочные цистерны, изотермические вагоны-цистерны и цистерны-термосы), крытых вагонах в зависимости от термической, технологической обработки и периода года указаны в приложениях 1, 2, 3, 4 и 5 к Правилам №37.
  37. Согласно Приложению № 4 к Правилам №37 картофель поздний относится к скоропортящимся грузам.
  38. В силу пункта 8.12 Правил №37 допускается перевозить грузы в крытых вагонах, если температурный режим для данного рода груза (согласно технической документации) на всем пути следования совпадает с температурой наружного воздуха. В переходный период в зависимости от температуры наружного воздуха возможность перевозки свежей плодоовощной продукции в крытых вагонах без утепления или с утеплением определяется перевозчиком.
  39. Согласно представленным в материалы дела сведениям о движении вагона №52127602 за период с 07.10.2016 по 27.10.2016, спорный вагон следовал по соответствующим станциям Западно-Сибирской, Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог, октябрь месяц на которых согласно приложению № 6 к Правилам №37 является переходным. При этом участок Лена Восточная - Хани Восточно-Сибирской железной дороги октябрь относится к зимнему периоду, что согласно пункту 17 Приложения № 3 Правил № 37 подразумевает перевозку картофеля позднего только в рефрижераторных вагонах с отоплением.
  40. Из материалов дела следует, что груз по железнодорожной накладной № ЭЧ365644 принят ответчиком без замечаний. Следовательно, приняв груз к перевозке и оформив документы, перевозчик фактически подтвердил соблюдение грузоотправителем установленных требований.
  41. Факт причинения ущерба в размере стоимости принятого к перевозке груза подтверждается коммерческим актом, железнодорожной накладной, счетом-фактурой и сертификатом, которые приняты судом в качестве надлежащих доказательств при определении размера убытков в соответствии со статьей 796 ГК РФ.
  42. На основании изложенного требования о взыскании стоимости груза, пришедшего в негодность в процессе его перевозки в вагоне с нарушением установленных правил перевозки скоропортящихся грузов, в размере 292 024 руб. подлежат удовлетворению судом.
  43. Доводы ОАО «РЖД» о том, что картофель принят к перевозке согласно отметке в наименовании груза – под пром.переработку, судом отклонен, исходя из отметок в спорной накладной о перевозке скоропортящегося груза и прилагаемых документов о качестве груза.
  44. В соответствии с абзацем 7 статьи 96 УЖТ РФ наряду с возмещением ущерба в размерах, установленных настоящей статьей, перевозчик возвращает взысканную плату за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не входит в стоимость такого груза.
  45. Учитывая, что перевозимый по транспортной накладной № ЭЧ365644 груз пришел в негодность в полном объеме, что подтверждается актом экспертизы Дальневосточной торгово-промышленной палаты от 08.11.2016 № 019-01-00311, перевозчик обязан вернуть провозную плату за перевозку утраченного груза. Таким образом, провозная плата в размере 313 400 руб. также подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
  46. Расходы по государственной пошлине в силу статьи 110 АПК РФ относятся на ответчика. Истцом госпошлина оплачена при подаче иска в установленном законом порядке и размере.
  47. Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  48. Решил:

  49. Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу общества с ограниченной ответственностью «Нова» убытки в размере 605 424 руб. 42 коп., расходы по государственной пошлине в размере 15 108 руб. 48 коп.
  50. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
  51. Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
  52. Решение, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
  53. По ходатайству указанных лиц копии решения на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
  54. Судья О.В. Медведева

Печать

Печатать