9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Шестой арбитражный апелляционный суд

Постановление от

По делу № А73-2442/2018
  1. Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
  2. судьи Е.И. Сапрыкиной
  3. рассмотрев в судебном заседании без вызова сторон апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
  4. на решение (резолютивная часть) от 11.04.2018
  5. по делу № А73-2442/2018 Арбитражного суда Хабаровского края, рассмотренному в порядке упрощенного производства
  6. судьей Леоновым Д.В.
  7. по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
  8. к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю
  9. об оспаривании постановления
  10. Установил:

  11. Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее – Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство, должник) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП РФ по Хабаровскому краю (далее – МОСП по исполнению особых исполнительных производств) от 08.02.2018 о наложении административного штрафа по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, вынесенного в рамках исполнительного производства № 13570/15/27027.
  12. Решением суда в виде резолютивной части от 11.04.2018, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
  13. Не согласившись с судебным актом, Министерство ЖКХ обратилось в апелляционной жалобе, в которой просило его отменить, указывая на то, что оснований для привлечения не имелось, поскольку вина не доказана. Кроме того, исполнительный лист содержит требование по совершению действий имущественного характера.
  14. Административный орган отзыв на жалобу не представил.
  15. Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующему.
  16. Из материалов дела видно, что во исполнение решения Центрального районного суда города Хабаровска по делу № 2-1328/2013 по гражданскому иску Прокурора города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в интересах Тырышкина И.В. к Министерству ЖКХ выдан исполнительный лист от 01.02.2013 серии ВС № 044443879, на основании которого 12.07.2013 возбуждено исполнительное производство в отношении должника с указанием в установленный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
  17. В связи с тем, что в установленный законом срок для добровольного исполнения решение суда должником исполнено не было, 13.11.2013 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора в размере 5 000 руб.
  18. Должнику требованиями установлены новые сроки для исполнения судебного решения, в которые требования исполнительного документа также исполнены не были, что повлекло привлечение министерства к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ по постановлению отдела от 08.02.2018 в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
  19. Посчитав привлечение к административной ответственности незаконным, министерство обратилось в арбитражный суд.
  20. В соответствии со статьей 2 Федерального закона 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
  21. Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (статья 5 Закона).
  22. В соответствии со статьей 6 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
  23. Статьей 6 Закона № 229-ФЗ установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным Законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
  24. В силу части 1 статьи 36 Закона, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
  25. Статья 105 Закона № 229-ФЗ устанавливает общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), а также указывает на возможным последствия при неисполнении должником требований исполнительного документа.
  26. Так, согласно части 1 названной статьи в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительного сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
  27. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2 статьи 105 Закона).
  28. Второй инстанцией установлено, что отделом судебных приставов на основании исполнительного листа 12.07.2013 возбуждено исполнительное производство № 547683/13/01/27 (после перерегистрации № 13570/15/27027), во исполнение которого министерство обязано за счет жилищного фонда Хабаровского края предоставить Тырышкину И.В благоустроенное жилое помещение.
  29. Однако, министерство, должным образом извещенное о возбуждении в отношении него исполнительного производства и об установлении новых сроков для исполнения требований исполнительного документа, последний из которых до 26.01.2018, не совершило необходимых действий по исполнению судебного решения. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
  30. Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
  31. Субъективная сторона (вина) министерства заключается в том, что оно не предприняло необходимых мер по исполнению требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, равно как и доказательств того, что суд общей юрисдикции, выдавший исполнительный лист, предоставил заявителю отсрочку исполнения содержащегося в нем требования.
  32. Уведомление министерства о невозможности исполнения судебного решения ввиду отсутствия свободного жилого помещения государственного жилищного фонда не свидетельствует об отсутствии вины должника во вменяемом правонарушении, поскольку указанные действия не привели к исполнению решения суда в установленный срок, следовательно, принятые должником меры являются недостаточными и не освобождают его от административной ответственности.
  33. Следовательно, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии вины заявителя во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
  34. При таких обстоятельствах в действиях Министерства ЖКХ имеется состав административного правонарушения по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
  35. Заявителю жалобы назначен административный штраф в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
  36. Апелляционный суд с учетом совокупности допущенных нарушений и обстоятельств дела, пренебрежительное отношение к исполнению возложенной обязанности по надлежащему и своевременному исполнению требований вступившего в законную силу судебного акта, обязательность исполнения которого предусмотрена нормами действующего законодательства, не усмотрел основания для применения к спорным отношениям статьи 2.9 КоАП РФ.
  37. Довод о том, что в спорном исполнительном документе содержится требование имущественного характера, неисполнение которого не охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17.15 КоАП РФ, отклоняется апелляционной инстанцией.
  38. Главой 13 Закона № 229-ФЗ предусмотрена специфика исполнения исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. Таким образом, под исполнительными документами неимущественного характера понимаются исполнительные документы, в которых установлена обязанность должника (организации или гражданина) совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
  39. В данном деле исполнительным листом Центрального районного суда на должника возложена обязанность совершить определенное действие - предоставить гражданину жилое помещение, следовательно, довод жалобы в данной части подлежит отклонению, как несостоятельный.
  40. При установленных обстоятельствах, основания для отмены решения суда и удовлетворения жалобы Министерства ЖКХ отсутствуют.
  41. Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
  42. Постановил:

  43. решение (резолютивная часть) Арбитражного суда Хабаровского края от 11.04.2018 по делу № А73-2442/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
  44. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  45. Судья
  46. Е.И. Сапрыкина

Печать

Печатать