9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

Постановление от

По делу № А53-21542/2017
  1. Арбитражного суда апелляционной инстанции
  2. по проверке законности и обоснованности решений (определений)
  3. арбитражных судов, не вступивших в законную силу
  4. город Ростов-на-Дону дело № А53-21542/2017
  5. 12 июня 2018 года 15АП-657/2018
  6. Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2018 года
  7. Полный текст постановления изготовлен 12 июня 2018 года
  8. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
  9. председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
  10. судей Ефимовой О.Ю., Ильиной М.В.,
  11. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харуновой И.Н.,
  12. при участии в судебном заседании:
  13. от истца: представитель не явился, извещен,
  14. от ответчика: представитель не явился, извещен,
  15. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эверест" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2017 по делу № А53-21542/2017 по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону",
  16. ответчик: общество с ограниченной ответственностью "Эверест",
  17. принятое в составе судьи Батуриной Е.А.,
  18. Установил:

  19. публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее – истец, акционерное общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эверест" (далее – ответчик) о взыскании задолженности за объем электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды за период апрель-июнь 2017 года в размере 60872,82 рублей, пени за период с 16.05.2017 по 10.10.2017 в размере 3577,40 рублей, пени за период с 11.10.2017 по день фактической оплаты задолженности (с учетом уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требований).
  20. Решением суда от 07.12.2017 утоненные требования удовлетворены.
  21. Общество с ограниченной ответственностью "Эверест" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт или вернуть дело на рассмотрение в суд первой инстанции, но уже в ином составе суда.
  22. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции не были исследованы доказательства по делу, поэтому выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены и существенно нарушены нормы материального и процессуального права. Как полагает податель жалобы, часть отыскиваемого истцом в рамках иска объема электрической энергии на ОДН является потреблением энергии отключенных потребителей. Ответчик указывает, что суд первой инстанции не учел того факта, что использование электричества происходит не в обход специальных приборов для учета его потребления и что ответчик в отзыве ссылается на показания индивидуальных приборов учета потребителей, не имеющих отношения к ОДН и указывает их в таблице, уточняя, что сверка проведена на основании журналов учета показаний и ведомостей распределения общедомовых приборов учета за 2017 год. Также податель жалобы полагает, что истец ничем достоверно не обосновал взыскиваемую сумму, не предоставил суду достоверных доказательств.
  23. В отзыве на апелляционную жалобу публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
  24. Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, от 04.06.2018 в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Смотровой Н.Н. на судью Ефимову О.Ю. в связи с нахождением судьи Смотровой Н.Н. в очередном трудовом отпуске.
  25. В соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела произведено с самого начала.
  26. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
  27. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  28. Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
  29. Как следует из материалов дела, публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" осуществляет поставку коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества с ограниченной ответственностью "Эверест".
  30. Объем электрической энергии, фактически поставленной в многоквартирные дома за период апрель - июнь 2017 года, подтверждается актами съема показаний коллективного (общедомового) прибора учета и индивидуальных приборов учета.
  31. Общество с ограниченной ответственностью "Эверест" не исполнило свои обязательства по оплате сверхнормативного ОДН и не оплатило истцу электрическую энергию за период апрель - июнь 2017 года.
  32. Публичным акционерным обществом "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в адрес ответчика были направлены претензии от 15.05.2017 № 27-2705-7215, от 09.06.2017 № 27-2705-8959, от 16.06.2017 № 27-2705-9255 с требованием погасить задолженность.
  33. Поскольку требования истца не были удовлетворены ответчиком, истец обратился в суд с соответствующим иском.
  34. Как установлено частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  35. Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3. статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации, товариществ или кооперативов к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
  36. Таким образом, отнесение сверхнормативных объемов коммунальной услуги на управляющие организации, товарищества или кооперативы имеет собой целью, помимо прочего, мотивировать исполнителя коммунальной услуги осуществлять мероприятия по повышению энергоэффективности общедомового имущества, а также защитить собственника помещений в многоквартирном доме от недобросовестных действий управляющих организаций и специализированных жилищных кооперативов.
  37. В соответствии с частью 6.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
  38. С 01.01.2017 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. № 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - постановление № 1498), которое изменило порядок определения размера платы за содержание помещений в многоквартирном доме, установленный Правилами № 354 и Правилами № 491.
  39. Указанным постановлением № 1498 предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
  40. Если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
  41. В соответствии с пунктом 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 названных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
  42. Согласно абзацу 7 пункта 2 Правил № 354 исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
  43. В соответствии с пунктом 8 Правил № 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил №354. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14 - 17 Правил № 354.
  44. Согласно пункту 31 Правил № 354 исполнитель обязан: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях; ж(1)) осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 названных Правил, использовать показания коллективных (общедомовых) приборов учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, установленных в соответствии с указанным подпунктом, при определении размера платы за коммунальную услугу, потребленную на общедомовые нужды в случаях, установленных названными Правилами.
  45. Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, в том числе на ОДН, урегулирован в главе VI Правил № 354.
  46. Согласно пункту 72 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, и пунктами 6, 7, 30 Правил № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами № 354.
  47. Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил № 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
  48. Согласно пункту 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491) расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
  49. С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
  50. При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.
  51. При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
  52. Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
  53. Согласно пункту 44 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
  54. Тем самым, в силу пункта 44 Правил № 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать, объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
  55. Согласно пункту 2 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 (далее - Правила №124) "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
  56. Кроме того, в силу пункта 4 Правил № 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21(1) названных Правил.
  57. Таким образом, управляющие организации, товарищества, кооперативы, которые не приняли на себя обязанности по предоставлению коммунальной услуги в соответствии с положениями частей 17 и 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также прекратившие предоставление коммунальных услуг в связи с реализацией ресурсоснабжающей организацией права на расторжение договора ресурсоснабжения, предусмотренного пунктом 30 Правил № 124, обязаны заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в целях покупки холодной воды, горячей воды, электрической энергии, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
  58. Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21.1 Правил № 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
  59. - на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
  60. - на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
  61. Соответственно управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21(1) Правилах №124 случаях, именуются для целей Правил № 124 "исполнителями коммунальной услуги".
  62. Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил № 124, исходит из положения части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой управляющие организации, товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами № 124, исходящими из части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
  63. Таким образом, при управлении домом управляющей организацией обязательственные отношения по оплате отпущенных в дом коммунальных ресурсов возникают между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организации, которая в силу приведенных норм права обязана осуществлять расчеты за потребленные ресурсы.
  64. Податель жалобы указывает, что часть отыскиваемого истцом объема электрической энергии на ОДН является потреблением энергии "отключенных" потребителей - жильцов многоквартирного дома.
  65. В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
  66. Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
  67. Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
  68. Истец указывает, что в связи с образовавшимся долгом у части потребителей было произведено приостановление подачи электрической энергии путем отключения коммутационных аппаратов в щитовой подъезда, составлены акты ограничения режима потребления электрической энергии. Объем услуг, которые несанкционированно или безучетно потреблены отдельными собственниками помещений, фактически оплачивается за счет средств управляющей компании.
  69. Вместе с тем, суд апелляционной инстанции установил, что истец не уведомил ответчика о приостановлении подачи электрической энергии путем отключения коммутационных аппаратом в щитовой подъезда по следующим спорным адресам:
  70. - ул. Костюшкина, 49, кв. 8, – с заявкой на введение режима ограничения потребления ответчик не ознакомлен, для составления и подписания акта от 09.06.2015 ответчик не приглашался;
  71. - ул. Киевская, 63, кв. 12, - с заявками на введение режима ограничения потребления ответчик не ознакомлен, для составления и подписания акта от 13.10.2016 и акта от 26.01.2017 ответчик не приглашался;
  72. - ул. Герцена, 122, кв. 42, - с заявками на введение режима ограничения потребления ответчик не ознакомлен, для составления и подписания акта от 25.10.2016 и акта от 06.02.2017 ответчик не приглашался;
  73. - ул. Герцена, 122, кв. 47, - с заявками на введение режима ограничения потребления ответчик не ознакомлен, для составления и подписания акта от 26.04.2016 и акта от 06.02.2017 ответчик не приглашался;
  74. - ул. Герцена, 128, кв. 14, - с заявкой на введение режима ограничения потребления ответчик не ознакомлен, для составления и подписания акта от 13.03.2017 ответчик не приглашался;
  75. - ул. К.Маркса, 75, кв. 6, - с заявками на введение режима ограничения потребления ответчик не ознакомлен, для составления и подписания акта 08.11.2016 и акта от 07.02.2017 ответчик не приглашался;
  76. - ул. Костюшкина, 43, кв. 38, - с заявкой на введение режима ограничения потребления ответчик не ознакомлен, для составления и подписания акта от 31.05.2017 ответчик не приглашался;
  77. - ул. Костюшкина, 59, кв. 17, - с заявкой на введение режима ограничения потребления ответчик не ознакомлен, для составления и подписания акта от 28.04.2016 ответчик не приглашался.
  78. Таким образом, управляющая компания не знала об отключении указанных потребителей и не могла знать, мер по их отключению не принимала.
  79. Истец не представил доказательств направления управляющей компании соответствующих актов о приостановлении (прекращении) подачи электрической энергии.
  80. Кроме того, истцом не установлено, что индивидуальные приборы учета указанных потребителей находятся в нерабочем состоянии или нарушена целостность пломбы.
  81. Наоборот, ответчик не зная о том, что имеется решение истца о прекращении подачи электроэнергии указанным потребителям, систематически снимал показания по индивидуальным приборам учета этих потребителей и ежемесячно в том числе за спорный период передавал истцу. Со стороны истца возражения не поступали. Приборы учета опломбированы, нарушений не выявлено. Со стороны истца также контроль по фактическому отключению этих потребителей не осуществлялся. Истец не доказал, что подача электроэнергии в указанные квартиры фактически были отключены. Доказательства того, что эти потребители подключились самовольно, в материалы дела не представлены.
  82. Более того, суд апелляционной инстанции отмечает, что подобная ситуация освобождает недобросовестных неплательщиков от уплаты за фактически потребленную электроэнергию, распределяя эти расходы между остальными добросовестными жильцами многоквартирного дома.
  83. В связи с изложенным у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований в полном объеме без учета показаний индивидуальных приборов учета "отключенных" потребителей.
  84. Между истцом и ответчиком по предложению суда была произведена сверка взаимных расчетов, соответствующий акт подписан сторонами без разногласий. Согласно представленным истцом расчетам с учетом показаний по индивидуальным приборам учета вышеуказанных потребителей, расхождение составляет 9675 рублей 73 копейки (по данным истца задолженность составляет 60872, 82 рубля, а по данным ответчика - 51197,09 рублей). Указанный расчет математически произведен верно, истцом не оспаривается.
  85. Таким образом, в части взыскания суммы основной задолженности решение суда подлежит изменению, уменьшив подлежащую к взысканию сумму задолженности до 51197,09 рублей.
  86. С учетом изменения основной суммы задолженности, подлежит перерасчету и сумма неустойки.
  87. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о взыскании пени за период с 16.05.2017 по 10.10.2017 в сумме 2759, 47 копеек. Произведенный расчет признается и истцом и ответчиком.
  88. Также истцом заявлено требование о взыскании пени за период с 11.10.2017 по день фактической оплаты задолженности на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
  89. Согласно абзацу 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ "Об электроэнергетике" управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
  90. С учетом всех обстоятельств дела суд апелляционной инстанции пришел к выводу о взыскании пени, начисленные на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Фз "Об электроэнергетике" исходя из суммы задолженности в сумме 51197 рублей 09 копеек за период с 11.10.2017 по день фактической оплаты суммы задолженности.
  91. В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
  92. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
  93. В связи с тем, что требования истца подлежат удовлетворению частично, то расходы по государственной пошлине также подлежат взысканию в пользу истца пропорционально размеру удовлетворенных требований, что составляет 2158 рублей.
  94. В связи с изложенным выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в полном объеме сделаны по неполно выясненным обстоятельствам, что в силу пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для изменения обжалуемого решения.
  95. Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
  96. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  97. Постановил:

  98. решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.12.2017 по делу № А53-21542/2017 в обжалуемой части изменить, изложив абзац I его резолютивной части в следующей редакции:
  99. "Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Эверест", 6144012590, ОГРН 1086144000260, в пользу публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону", ИНН 6168002922, ОГРН 1056164000023, в сумме 51197 рублей 09 копеек, пени за период с 16.05.2017 по 10.10.2017 в сумме 2759, 47 копеек, пени, начисленные на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Фз "Об электроэнергетике" исходя из суммы задолженности в сумме 51197 рублей 09 копеек за период с 11.10.2017 по день фактической оплаты суммы задолженности, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2158 рублей."
  100. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.".
  101. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
  102. Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Ростовской области.
  103. Председательствующий Г.А. Сурмалян
  104. Судьи О.Ю. Ефимова
  105. М.В. Ильина

Печать

Печатать