9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение АС Кировской области от

  1. Город Киров
  2. 12 июня 2018 года
  3. Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2018 года
  4. В полном объеме решение изготовлено 12 июня 2018 года
  5. Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Вылегжаниной С.В.
  6. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Хайминой О.И.,
  7. рассмотрев материалы дела по заявлению
  8. индивидуального предпринимателя Перминова Георгия Николаевича (ИНН 434536508971, ОГРНИП 313434510700026, адрес места нахождения: 119192, Россия, г. Москва)
  9. к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (ИНН 4345001066, ОГРН 1044316882301, адрес: 610001, Россия, Кировская область, г. Киров, ул. Комсомольская, д. 1)
  10. о признании недействительным решения от 27.06.2017 № 29-20/32,
  11. при участии в судебном заседании представителей:
  12. от заявителя - Гуцула И.В., по доверенности от 28.03.2018,
  13. от ответчика - Прозоровой И.Г., по доверенности от 25.01.2018,
  14. Установил:

  15. индивидуальный предприниматель Перминов Георгий Николаевич (далее – заявитель, предприниматель, ИП Перминов) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным 30.05.2018 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и просит признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кирову (далее – инспекция, ИФНС по городу Кирову, налоговый орган) от 27.06.2017 № 29-20/32 «о проведении выездной налоговой проверки»
  16. Уточнение судом принято на основании частей 2, 5 статьи 49 АПК РФ; дело рассмотрено по уточненным требованиям.
  17. Налогоплательщик в порядке, предусмотренном статьей 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), обжаловал решение инспекции в Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области (далее – Управление). Решением Управления от 07.12.2017 № 06-15/21691 обжалуемое решение ИФНС оставлено без изменения и вступило в силу.
  18. Заявитель в обоснование заявленного требования указывает на то, что на момент вынесения решения «о проведении выездной налоговой проверки» он сменил место жительства и с 20.04.2017 зарегистрирован Управлением федеральной миграционной службы России по городу Москва (в силу Федерального Закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «о персональных данных» сведения не указываются). Считает, что ИФНС по городу Кирову не имела законных оснований для принятия оспариваемого решения и возбуждения проверки. Также считает, что ИФНС по городу Кирова нарушила порядок снятия предпринимателя с налогового учета, чем нарушила требования пункта 4 статьи 84 НК РФ.
  19. Налоговая инспекция требования заявителя не признает, считает вынесенное решение законным и обоснованным.
  20. Подробно доводы сторон изложены в заявлении, отзыве и дополнениях к ним.
  21. Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц установлен главой 24 АПК РФ.
  22. Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  23. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
  24. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (части 2, 3 статьи 201 АПК РФ).
  25. Из содержания приведенных норм следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными являются одновременно как несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
  26. Суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к следующим выводам.
  27. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и прекращении ими деятельности в качестве ИП, а также в связи с ведением государственного реестра единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ (далее – Закон № 129-ФЗ).
  28. В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие, в том числе сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя и прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.
  29. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом.
  30. Подпунктом «д» пункта 2 статьи 5 Закона № 129-ФЗ установлено, что в ЕГРИП содержатся сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя.
  31. В случае изменения содержащихся в государственных реестрах сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (пункты 3 и 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ).
  32. В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
  33. Постановка на учет в налоговых органах индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
  34. Из положений пункта 3 статьи 85 НК РФ следует, что органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации.
  35. Согласно абзацу 6 пункта 4 статьи 84 НК РФ в случаях изменения места жительства физического лица снятие его с учета осуществляется налоговым органом, в котором физическое лицо состояло на учете. При этом налоговый орган осуществляет снятие с учета физического лица по месту жительства в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации, сообщаемых в соответствии со статьей 85НК РФ органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту их жительств.
  36. Согласно положениям абзаца 5 пункта 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в случае изменения сведений о месте жительства индивидуального предпринимателя, указанные сведения предоставляются органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства, в электронной форме в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации указанных лиц по месту жительства.
  37. В соответствии с пунктом 4 статьи 22.2 Закона № 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.
  38. Как следует из материалов дела, Перминов Георгий Николаевич зарегистрирован в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя с 17.03.2013 за основным государственным регистрационным номером 313434510700026 и состоял на налоговом учете в ИФНС России по городу Кирову.
  39. 27.06.2017 инспекцией было принято решение № 29-20/32 «о проведении выездной налоговой проверки» в отношении ИП Перминова Г.Н., которое было направлено ему по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) и получено им 30.06.2017, что подтверждается извещением.
  40. 30.06.2017 инспекция направила в адрес Управления запрос за № 29-32/06549дсп о предоставлении сведений о месте регистрации ИП Перминова Г.Н. Согласно полученной информации, его адресом регистрации является: Кировская область, Ленинский район, д.Сиухино (в силу Федерального Закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «о персональных данных» сведения не указываются).
  41. 10.07.2017 в инспекцию поступила информация от ИФНС № 29 по г.Москва (электронный журнал поступивших документов, база данных налоговых органов - АИС «Налог-3») об изменении ИП Перминовым Г.Н. места жительства и регистрации. Впоследствии ИФНС № 29 по г.Москва направила в ИФНС по г.Кирову уведомление от 11.07.2017 «о постановке физического лица (ИП Перминова Г.Н.) на учет в налоговом органе».
  42. 10 июля 2017 года межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 14 по Кировской области внесена запись в ЕГРИП в отношении ИП Перминова Г.Н. об изменении им места жительства в г.Москва.
  43. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (часть 2 статьи 11 Закона № 129-ФЗ).
  44. Согласно пункту 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ каждой записи в государственном реестре присваивается государственный регистрационный номер и для каждой записи указывается дата внесения ее в государственный реестр.
  45. Следовательно, физическое лицо будет считаться снятым с налогового учета (в том числе в связи с изменением местонахождения) только с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
  46. Доказательства того, что ИФНС по г.Кирову обладала информацией о смене предпринимателем места жительства (регистрации) ранее чем получила 10.07.2017 сведения от ИФНС № 29 по г.Москве, предпринимателем не представлено. Сведения об уведомлении ИФНС по г.Кирову о смене места жительства, предпринимателем также не представлены.
  47. Следовательно, инспекция внесла в ЕГРИП запись о смене места жительства предпринимателя 10.07.2017, что соответствует требованиям статей 83 – 85 НК РФ.
  48. В статье 82 НК РФ определено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим НК РФ.
  49. Право налоговых на осуществление налогового контроля в форме проведения налоговой проверки определено в подпункте 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ.
  50. Согласно пункт 1, 2 статьи 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
  51. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица.
  52. Суд, на основании положений Закона № 129-ФЗ и статей 82, 83, 84, 85, 89 НК РФ установил, что пока в ЕГРИП не будут внесены сведения об изменении места нахождения ИП, налоговым органом, уполномоченным принимать решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика, будет являться тот налоговый орган, в котором на учете он состоит (по старому адресу места его нахождения).
  53. Установленное свидетельствует о том, что решение о проведении выездной налоговой проверки вынесено ИФНС по г.Кирову 27.06.2017 законно и обоснованно, поскольку изменения в ЕГРИП об изменении места жительства ИП Перминова Г.Н. были внесены 10.07.2017.
  54. Как следует из материалов дела налогоплательщик, уведомлен по ТКС о проведении выездной проверки по месту нахождения налогового органа (уведомление от 20.09.2017 № 29-20/10 получено 29.09.2017).
  55. Довод налогоплательщика о том, что проведение проверки на территории налогового органа может являться основанием для отмены решения является необоснованным, т.к. данный факт никаким образом не мог привести к принятию ИФНС неправомерного решения или нарушить право налогоплательщика на обеспечение возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и на обеспечение возможности представлять объяснения.
  56. Также суд обращает внимание на то, что статья 89 НК РФ не предусматривает обязанность налогового органа проведение выездной проверки исключительно на территории налогоплательщика; проведение выездной проверки на территории налогоплательщика является правом, а не обязанностью налогового органа и не ограничивает его право на проведение выездной проверки по месту своего нахождения исключительно в случае получения им доказательств отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения такой проверки.
  57. Таким образом, приведенные предпринимателем доводы в обоснование заявленного требования отклоняются как основанные на неверном толковании норм налогового законодательства.
  58. В дополнениях от 15.05.2018 предприниматель привел доводы, из которых усматривается несогласие с действиями ИФНС № 29 по г.Москва по нарушению сроков передачи сведений в ИФНС по г.Кирову, что не является предметом рассмотрения настоящего спора.
  59. На основании вышеизложенного, удовлетворению не подлежат требования предпринимателя о признании недействительным решения о проведении выездной налоговой проверки от 27.06.2017 № 29-20/32.
  60. При указанных обстоятельствах, государственная пошлина в соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьями 333.17, 333.22 НК РФ за рассмотрение дела относится на заявителя, которая уплачена им в полном объеме.
  61. Руководствуясь статьями 49, 110, 167, 168, 169, 170, 197, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  62. Решил:

  63. отказать индивидуальному предпринимателю Перминову Георгию Николаевичу (ИНН 434536508971, ОГРНИП 313434510700026, адрес места нахождения: 119192, Россия, г. Москва) в удовлетворении заявленного требования.
  64. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления его в полном объеме, в соответствии со статьями 181, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в соответствии со статьями 181, 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
  65. Жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.
  66. Пересмотр в порядке кассационного производства решения арбитражного суда в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации производится в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба в этом случае подается непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.
  67. Судья С.В.Вылегжанина

Печать

Печатать