9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Определение от

По делу № 11-27/2018
  1. 14 мая 2018 года г.Слободской Кировской области
  2. Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Колодкина В.И., при секретаре Поповой Н.Б., с участием помощника Слободского межрайонного прокурора ФИО5 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства финансов <адрес> области на решение мирового судьи судебного участка № № <адрес> судебного района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Слободского межрайонного прокурора в интересах Шитовой Натальи Петровны к Министерству финансов Кировской области, Муниципальному образованию Слободской муниципальный район Кировской области в лице Администрации Слободского муниципального района Кировской области о взыскании излишне уплаченных денежных средств за коммунальные услуги,
  3. Установил:

  4. Слободской межрайонный прокурор, действующий в интересах Шитовой Н.П., обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Слободской муниципальный район» Кировской области в лице администрации Слободского муниципального района, Министерству финансов Кировской области о взыскании излишне уплаченных денежных средств за коммунальные платежи, указывая, что Шитова Н.П.. работает в КОГАУСО «<адрес>», проживает в сельской местности, имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, однако указанная льгота истице в полном объеме не предоставлена. Прокурор просил взыскать в пользу истицы излишне уплаченные денежные средства за отопление и потребленную электроэнергию за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 32 303 руб. 88 коп. Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования Слободского межрайонного прокурора, действующего в интересах Шитовой Н.П., были удовлетворены частично, с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта РФ «Кировская область» взысканы в пользу Шитовой Н.П. денежные средства за отопление и электроэнергию за период с 01 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в размере 32 303 руб. 88 коп. В удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию «Слободской муниципальный район Кировской области» в лице администрации Слободского района отказано.
  5. Министерство финансов Кировской области с решением мирового судьи не согласилось, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Кировской области. Считает, что в соответствии со ст.63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 54871-1, в редакции от 22.08.2004 г., действовавших до 01.01.2012г., меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Законом Кировской области от 3 ноября 2004 года № 267-30 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета. Истцу такая компенсация выплачивалась ежемесячно, обязательство субъекта РФ - Кировская область перед ней выполнено в полном объеме. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область. Это дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 года сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005 года, данные факты должны подтверждаться документами о начислении платы за жилое помещение и коммунальных услуг и документами о предоставлении льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленными уполномоченными лицами, т.е. либо организациями, осуществляющими обслуживание жилых помещений, которыми пользовались истцы, либо местными органами власти. Льготы по оплате отдельным категориям граждан услуг жилищно-коммунального хозяйства предусматриваются при определении федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на соответствующий год. Адресное распределение средств, поступающих в регионы из названного фонда, осуществляется местными органами власти. Ранее действующим законодательством указанной категории граждан социальные выплаты в денежной форме за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение не предоставлялись. В настоящее время ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ» утратила силу. Законом Кировской области № 267-30 установлена система мер социальной поддержки этих лиц, которая не носит компенсационного характера в отношении ранее предоставляемых льгот, в нем отсутствует какое-либо указание на компенсацию ранее действующих льгот. Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ с 01.01.2005 года натуральные льготы медицинским и фармацевтическим работникам были отменены и в статью 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан была введена часть 6, в которой указано, что меры социальной поддержки устанавливаются органами местного самоуправления. Поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, то вместе с передачей отдельных государственных полномочий должны были быть переданы и финансовые средства, как предусмотрено в статьях 132 и 133 Конституции РФ. Часть 6 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 87-1 не определяет источник и порядок финансирования льгот медицинским и фармацевтическим работникам, поэтому ответственность за обеспечение льгот должна нести РФ. В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в его постановлениях от 17.06.2004 №12-П и от 15.05.2006 № 5-П, Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в частности предоставления льгот. Следовательно, данные льготы должны предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005 года, за счет средств федерального бюджета.
  6. Истица Шитова Н.П. в судебное заседание не явилась.
  7. Помощник Слободского межрайонного прокурора ФИО3 в судебном заседании просил оставить решение мирового судьи без изменения, апелляционную жалобу Министерства -без удовлетворения.
  8. Представитель ответчика администрации Слободского района Кировской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав в отзыве на апелляционную жалобу о необходимости оставить решение мирового судьи в части отказа в удовлетворении исковых требования к МО «Слободской муниципальный район Кировской области» в лице администрации Слободского района Кировской области без изменения.
  9. Представитель ответчика Министерства финансов Кировской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие.
  10. Выслушав заключение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
  11. Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворен иск Слободского межрайонного прокурора в интересах Шитовой Н.П. к Министерству финансов Кировской области, Муниципальному образованию «Слободской муниципальный район Кировской области» в лице администрации Слободского муниципального района Кировской области о взыскании излишне уплаченных денежных средств за коммунальные услуги. С Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта РФ «Кировская область» в пользу Шитовой Н.П. взысканы денежные средства за отопление и электроэнергию за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в размере 32 303 рубля 88 копеек, в иске к Муниципальному образованию «Слободской муниципальный район Кировской области» в лице администрации Слободского муниципального района Кировской области отказано.
  12. Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об oxpaне здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
  13. Пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признал часть вторую статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
  14. Определениями Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 № 383-О-П, от 05.02.2009 №149-О-П, от 03.02.2010 №136-О-П разъяснено, что установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 на основании части 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Конституционно-правовой смысл положений пункта 50 статьи 35 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в указанных определениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
  15. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.
  16. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
  17. В Кировской области отсутствует закон, положения которого устанавливают меры социальной поддержки медицинским работникам учреждений здравоохранения (находящихся в ведении субъектов РФ), проживающих и работающих в сельских населенных пунктах или поселка городского типа, пользовавшихся льготами до 01 января 2005 года.
  18. Из изложенного следует, что юридически значимым и подлежащим доказыванию для данного гражданского дела является выяснение обстоятельства пользования истицей как медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, жилищно-коммунальными льготами до 1 января 2005 года.
  19. Из материалов дела следует, что со 02 декабря 1996 года и по 11 января 2005 года работала в должности медицинской сестры МЛПУ <адрес>, с 12 января 2005 года по 31 декабря 2013 года работала в КОГАУ «<адрес> <адрес>», с 01 января 2014 года по настоящее время работает в КОГАУ «<адрес> <адрес>», которое реорганизовано путем присоединения в КОГАУСО «<адрес> <адрес>», учредителем которого является Министерство здравоохранения Кировской области.
  20. Согласно справке ООО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, копии паспорта с ДД.ММ.ГГГГ истица зарегистрирована и проживает в сельской местности по адресу: <адрес>, территория которого в соответствии с законодательством об административно-территориальном устройстве Кировской области относится к поселку городского типа.
  21. Счетами-фактурами за ДД.ММ.ГГГГ г.г. об оплате <адрес> ЦГБ предоставленных МУП ЖКХ <адрес> сотрудникам коммунальных услуг, отчетами по списанию денежных средств за ДД.ММ.ГГГГ г.г. по оплате квартплаты работников больницы, решением <адрес> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, установлено, что до 01 января 2005 года Шитова Н.П., проживающая и работающая в сельской местности, пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг.
  22. Как указывалось выше, и после 01 января 2005 года Шитова Н.П. продолжает работать в должности, дающей право на льготы по отоплению и освещению, проживает и работает в сельской местности.
  23. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при разрешении спора мировой судья обоснованно пришел к выводу, что поскольку до 01 января 2005 года Шитова Н.П. имела право на компенсацию коммунальных услуг, то поэтому и в данный момент она имеет право на получении указанной льготы.
  24. Принимая во внимание, что с 01 января 2012 года финансирование медицинских работников Слободского района осуществляется из средств областного бюджета, следовательно, мировой судья правильно определил, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Кировской области, и поэтому именно за счет средств казны субъекта РФ «Кировская область» должна производиться выплата взысканной по решению суда в пользу Шитовой Н.П. денежной суммы.
  25. Таким образом, указанные Министерством финансов Кировской области в апелляционной жалобе доводы, служащие, по его мнению, основаниями для отмены решения мирового судьи, следует признать несостоятельными, и направленными на переоценку установленных мировым судьей обстоятельств дела.
  26. Соответственно, при разрешении судом апелляционной жалобы Министерства финансов Кировской области каких-либо нарушений норм материального права и норм процессуального закона, которые могли бы привести согласно требованиям ст. 330 ГПК РФ к безусловной отмене решения мирового судьи, в судебном заседании не установлено.
  27. На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение мирового судьи является законным и обоснованным, вынесено с учетом материалов дела и всех обстоятельств, представленных сторонами доказательств, и основано на нормах материального права.
  28. Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд
  29. Определил:

  30. Решение мирового судьи судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов <адрес> – без удовлетворения.
  31. Судья: В.И.Колодкин

Печать

Печатать