9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Постановление АС Дальневосточного округа от

  1. Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2018 года.
  2. Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2018 года.
  3. Арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
  4. Председательствующего судьи: М.А. Басос
  5. Судей: Н.В. Меркуловой, И.А. Мильчиной
  6. при участии:
  7. от Федерального государственного казенного учреждения «20 отряд Федеральной противопожарной службы по Приморскому краю»: Зюзь М.Н., представитель по доверенности от 08.01.2018 № 1/18;
  8. от Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Спасский»: представитель не явился;
  9. рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «20 отряд Федеральной противопожарной службы по Приморскому краю»
  10. на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017
  11. по делу № А51-15410/2017
  12. Арбитражного суда Приморского края
  13. дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.М. Попов; в суде апелляционной инстанции судьи: О.Ю. Еремеева, Н.Н. Анисимова, С.В. Гуцалюк
  14. по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «20 отряд Федеральной противопожарной службы по Приморскому краю» (ОГРН 1022500821199, ИНН 2510004126, место нахождения: 692245, Приморский край, г. Спасск-Дальний, ул. Советская, 50)
  15. к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Спасский» (ОГРН 1022500821892, ИНН 2510008804, место нахождения: 692245, Приморский край, г. Спасск-Дальний, ул. Ленинская, 10)
  16. о признании недействительным предписания
  17. Федеральное государственное казенное учреждение «20 отряд Федеральной противопожарной службы по Приморскому краю» (далее заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительными пунктов 1-4 предписания от 11.04.2017 № 4 Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Спасский» (далее – отдел МВД).
  18. Решением суда от 23.10.2017 заявленные требования удовлетворены.
  19. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 решение суда первой инстанции отменено в части признания недействительным пункта 3 оспариваемого предписания. В удовлетворении требований учреждения в данной части отказано.
  20. Законность принятого судебного акта проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по кассационной жалобе учреждения, полагающего, что постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 3 предписания принято с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем, просит его в данной части отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
  21. В обоснование жалобы приведены доводы о том, что заявитель не является субъектом вмененного нарушения в виде отсутствия организации проведения обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей, так как является экстренной оперативной службой; указывает на неправильное толкование судом апелляционной инстанции положения абзаца 3 части 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ), поскольку, по мнению заявителя, водители пожарных автомобилей освобождены от прохождения предрейсовых медицинских осмотров.
  22. Отдел МВД, извещенный надлежащим образом о начале судебного процесса с его участием, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда, отзыв на кассационную жалобу не направил, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
  23. Проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, заслушав мнение представителя заявителя, суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
  24. Как установлено судами и следует из материалов дела, 11.04.2017 сотрудниками отдела МВД проведена плановая выездная проверка учреждения, по результатам которой составлен акт, выдано предписание № 4 о необходимости выполнения следующих мероприятий:
  25. 1. соответствующим приказом определить (назначить) лицо, на которое будут возложены функции, связанные с обеспечением безопасности дорожного движения и безопасной эксплуатации транспортных средств; разработать и утвердить соответствующие должностные инструкции назначенного лица;
  26. 2. организовать соответствующее обучение и аттестацию должностного лица, на которое возлагаются функции ответственного за обеспечение безопасности движения и безопасной эксплуатации транспортных средств;
  27. 3. организовать проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств путем заключения соответствующего договора с медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых); контролировать наличие отметок о прохождении водителями предрейсового медицинского осмотра, в соответствии с установленными требованиями;
  28. 4. организовать выдачу путевой документации на каждую единицу транспортных средств, осуществляющих выезд на линию, а также регистрацию путевых листов в соответствующем журнале;
  29. 5. оформление путевой документации, осуществлять в строгом соответствии с предъявленными требованиями, в путевых листах прописывать полное имя и отчество водителей, указывать марку (модель) транспортного средства и номер региона государственного номерного регистрационного знака; при проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств проставлять дату, время и место проведения контроля, контролировать наличие отметок о прохождении водителями предрейсового медицинского осмотра, в соответствии с установленными требованиями.
  30. Не согласившись с пунктами 1-4 предписания, учреждение обратилось в арбитражный суд.
  31. Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что деятельность заявителя не связана с осуществлением перевозок пассажиров, багажа и грузов автомобильным транспортом, следовательно, предписание, вынесенное в адрес учреждения, не соответствует законодательству, так как направлено на обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении перевозок пассажиров и грузов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
  32. Отменяя решение суда в части признания недействительным пункта 3 предписания, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности оспариваемого акта в указанной части, обязывающей учреждение организовать проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
  33. Вывод суда апелляционной инстанции сделан с правильным применением норм материального права.
  34. Спорным пунктом предписания (пункт 3) отряду противопожарной службы предписано:
  35. - организовать проведение обязательных предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств путем заключения соответствующего договора с медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых); контролировать наличие отметок о прохождении водителями предрейсового медицинского осмотра, в соответствии с установленными требованиями.
  36. Конкретизируя установленные требования по приведенному пункту предписания, отдел МВД сослался на статьи 20, 23 Закона № 196-ФЗ; пункты 7, 10-14 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 (далее – Правила № 7); Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденный приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н (далее - Порядок № 835н).
  37. Правила № 7 определяют основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
  38. Учреждение деятельность по осуществлению перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом не осуществляет, в связи с чем, требования, установленные Правилами № 7, на него не распространяются.
  39. Порядок № 835н определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, которые проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 2 Порядка).
  40. Статьей 213 ТК РФ определено, что работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Настоящим Кодексом (статья 330.3 ТК РФ – медицинские осмотры водителей, занятых на подземных работах), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.
  41. Таким образом, прохождение обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) предусмотрено законодательством для отдельных категорий работников.
  42. Статьей 23 Закона № 196-ФЗ определено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:
  43. - обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;
  44. - внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения;
  45. - обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.
  46. Из совокупности положений статьи 23 Закона № 196-ФЗ, статьи 213 ТК РФ следует, что законодательно выделяются следующие виды обязательных медицинских осмотров:
  47. - предварительные медицинские осмотры, проводимые в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств;
  48. - периодические медицинские осмотры, проводимые в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний (не реже одного раза в два года);
  49. - предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые в отношении водителей транспортных средств.
  50. В пункте 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ закреплены положения об обязательности проведения предрейсовых медицинских осмотров в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
  51. В силу пунктов 4, 6, 16 Порядка № 835 предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.
  52. Таким образом, предрейсовые медосмотры должны проходить водители перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения в течение всего времени работы.
  53. Исключения предусмотрены в отношении водителей, выезжающих по вызову экстренных оперативных служб, и не имеющих возможности пройти предрейсовый медицинский осмотр перед началом рабочего дня (смены, рейса).
  54. При этом, для водителей транспортных средств, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов предусмотрена обязательность проведения также и послерейсовых медицинских осмотров (пункт 3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ).
  55. В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона № 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
  56. Статьей 2 Закона № 196-ФЗ установлено, что под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
  57. В силу положений статьи 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
  58. Обязательные предрейсовые (предсменные) медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке и на условиях, предусмотренных частью 4 статьи 24 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ).
  59. Частью 4 статьи 24 Закона № 323-ФЗ установлено, что в целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  60. Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из акта проверки от 11.04.2017, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения учреждением не организовано, медицинский пункт, медицинский работник или договор с медицинской организацией отсутствуют.
  61. С учетом изложенного, у отдела МВД имелись правовые основания для возложения на учреждение обязанности об организации проведения обязательных предрейсовых (предсменных) медицинских осмотров всех водителей, управляющих транспортными средствами учреждения.
  62. При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют действующему законодательству и основаны на полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
  63. Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании норм права и не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта.
  64. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
  65. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
  66. Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Дальневосточного округа
  67. Постановил:

  68. постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2017 по делу № А51-15410/2017 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
  69. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  70. Председательствующий судья М.А. Басос
  71. Судьи Н.В. Меркулова
  72. И.А. Мильчина

Печать

Печатать