9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение АС Магаданской области от

  1. Резолютивная часть решения объявлена 09 апреля 2018 г.
  2. Решение в полном объёме изготовлено 16 апреля 2018 г.
  3. Арбитражный суд Магаданской области в составе судьи Скороходовой В.В., при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бажутиной О.В., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью «Ремстройдом» (ОГРН 1134910009464, ИНН 4901008651) к администрации муниципального образования «Ольский городской округ» (ОГРН 1034900245478, ИНН 4901006735) о признании недействительным предписания от 25.12.2017 № 23/69,
  4. при участии:
  5. от заявителя: Гундорин В.Е. – представитель по доверенности от 24.04.2017;
  6. от ответчика: Мезрин С.А. – представитель по доверенности от 01.02.2018 № 01-08/472;
  7. Установил:

  8. Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Ремстройдом», обратился в суд с заявлением о признании недействительным предписания от 25.12.2017 № 23/69, вынесенного администрацией муниципального образования «Ольский городской округ».
  9. В соответствии с оспариваемым предписанием заявителю предложено в срок до 18.05.2018 восстановить (заменить) отдельные элементы крыльца перед входом в подъезд № 2 дома № 33-а по ул.Ленина в п.Ола, устранив местные сколы, повреждения и просадки досок, зыбкость при наступлении на доски.
  10. Оспариваемое предписание выдано по результатам внеплановой проверки выполнения пункта 1 предписания администрации муниципального образования «Ольский городской округ» от 20.10.2017 № 18/60.
  11. Обосновывая свои требования, заявитель указывает на отсутствие полномочий ответчика по осуществлению контроля за соблюдением лицензионных требований. Также заявитель указывает на отсутствие обязательной оценки соответствия здания в форме эксплуатационного или государственного контроля, предусмотренной статьёй 40 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ №Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»; решения собрания собственников помещений о проведении текущего ремонта, согласно пункту 4.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ, объективных данных о достижении физического износа предельных характеристик надёжности и безопасности, установленных предельных сроков устранения неисправностей отдельных частей жилых домов и их оборудования. Также обращает внимание на факт отсутствия бездействия по исполнению ранее выданного предписания.
  12. Ответчик с требованиями заявителя не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве от 12.03.2018 № 01-08/1101.
  13. В частности обращает внимание, что основанием выдачи оспариваемого предписания послужило отсутствие сведений о выполнении ранее выданного предписания, а также повторное наличие имевшихся ранее повреждений крыльца.
  14. В судебном заседании представители сторон поддержали требования и возражения в полном объёме.
  15. Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, суд приходит к следующему.
  16. Как следует из материалов дела, 20.10.2017 администрацией муниципального образования «Ольский городской округ» выдано предписание № 18/60, согласно которому (пункт 1) ООО «Ремстройдом» должно в срок до 30.11.2017 восстановить (заменить) отдельные элементы крыльца перед входом в подъезд № 2 жилого дома № 33-а по ул.Ленина в п.Ола, устранив местные сколы, повреждения и просадки досок, зыбкость при наступлении на доски.
  17. В связи с истечением срока исполнения предписания № 18/60, ответчиком 01.12.2017 издано распоряжение № 313-р о проведении внеплановой выездной проверки ООО «Ремстройдом» в части выполнения пункта 1 предписания № 18/60.
  18. По результатам проверки составлен акт от 25.12.2017, в котором зафиксировано, что доски крыльца перед входом в подъезд № 2 имеют углубления от истирания в ходовых местах, непосредственно перед дверью на доски уложены два куска ДВП; установить наличие или отсутствие иных повреждений и просадок досок, зыбкость при наступлении на них не представилось возможным по причине низкой температуры окружающей среды и наличия снежного покрова на крыльце.
  19. Ответчик пришёл к выводу, что пункт 1 предписания № 18/60 заявителем не исполнен, в связи с чем, заявителю было выдано новое предписание от 25.12.2017 № 23/69.
  20. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.
  21. В силу пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского поселения.
  22. Пунктом 3 части 2 статьи 19 ЖК РФ определено, что под муниципальным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
  23. Согласно части 1.1 статьи 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.
  24. В части 2.1 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта.
  25. В силу пункта 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица муниципального жилищного контроля имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
  26. В соответствии с частью 7 статьи 20 ЖК РФ в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на её осуществление, не осуществляется государственный жилищный надзор.
  27. Вместе с тем из содержания статьи 20 ЖК РФ следует, что государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль являются самостоятельными видами деятельности разных уполномоченных органов.
  28. Положения части 7 статьи 20 ЖК РФ устанавливают в данном случае запрет в отношении государственного жилищного надзора, но не в отношении муниципального жилищного контроля.
  29. Следовательно, запрет на муниципальный жилищный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами на основании лицензии на её осуществление, законодателем не установлен.
  30. Таким образом, для случаев проверки выполнения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, то есть оказания услуги по управлению многоквартирным домом, выполнения работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, федеральным законодателем предусмотрена возможность осуществления муниципального жилищного контроля.
  31. Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
  32. В силу части 2.1 статьи 20 ЖК РФ муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
  33. Порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории Магаданской области и порядок взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченным органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, определены Законом Магаданской области от 11.11.2013 № 1661-ОЗ «О муниципальном жилищном контроле и взаимодействии органов муниципального жилищного контроля с органом государственного жилищного надзора Магаданской области».
  34. Согласно решению Собрания представителей муниципального образования «Ольский городской округ» от 14.10.2015 №25-РН, администрация муниципального образования «Ольский городской округ» является органом муниципального жилищного контроля.
  35. Постановлением администрации муниципального образования «Ольский городской округ» от 04.07.2017 № 659 утверждён Административный регламент осуществления муниципальной функции «Муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования «Ольский городской округ».
  36. С учётом изложенных выше положений нормативных актов, суд полагает, что оспариваемое предписание вынесено в пределах полномочий администрации муниципального образования «Ольский городской округ» как органа муниципального контроля.
  37. Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
  38. В части 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
  39. В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
  40. В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня (часть 3 статьи 162 ЖК РФ).
  41. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ).
  42. Таким образом, организация, обслуживающая жилой дом и получающая от жителей плату за содержание дома, обязана соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания жилищного фонда.
  43. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила), которые устанавливают требования к содержанию общего имущества.
  44. Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем кроме прочего соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
  45. Подпунктом «з» пункта 11 Правил установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 настоящих Правил.
  46. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утверждён минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень).
  47. Согласно пункту 9 Минимального перечня к видам работ, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов, относятся, в частности, контроль состояния и восстановление или замена отдельных элементов крылец и зонтов над входами в здание, в подвалы и над балконами, при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
  48. Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее - Правила № 170).
  49. Правилами № 170 установлено, что именно включается в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
  50. В силу пункта 4.8.1 Правил № 170 неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения.
  51. Как указано в разделе 2 Правил № 170 текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
  52. Примерным перечнем работ, приведённым в приложении № 7 к Правилам № 170, к текущим работам отнесено, в том числе, восстановление или замена отдельных участков лестниц, балконов, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей.
  53. Из материалов дела следует, что ООО «Ремстройдом» является организацией, управляющей многоквартирным домом № 33-а по ул.Ленина в п.Ола Магаданской области.
  54. Следовательно, именно заявитель как управляющая организация является лицом, ответственным за содержание и обслуживание названного жилого дома, а значит, обязан исполнять требования действующего законодательства в жилищной сфере, в том числе, организовывать и осуществлять такое техническое обслуживание, которое в должной мере обеспечит критерии безопасности общего имущества многоквартирного дома, поскольку непринятие своевременных мер по устранению повреждений общего имущества дома (в данном случае - крыльца) способствует их развитию, создает угрозу разрушения, и, как следствие, угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
  55. При этом, установленный в договоре круг обязанностей управляющей организации не освобождает её от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан.
  56. Следовательно, в целях предотвращения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан (жителей дома), имущества граждан, а также в целях обеспечения доступности пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, управляющая компания обязана принять меры по устранению выявленных повреждений для поддержания технических характеристик дома.
  57. В данном случае актом проверки от 20.10.2017 № 60 органом муниципального контроля было зафиксировано, что доски крыльца перед входом в подъезд № 2 имеют углубления от истирания в ходовых местах, имеют сколы и повреждения, наблюдаются местные просадки досок, ощущается зыбкость при наступлении на некоторые из них.
  58. Т. е., в случае непринятия необходимых мер по устранению названных повреждений, их дальнейшее развитие может привести к разрушению крыльца и соответственно угрозе причинения вреда здоровью проживающих в многоквартирном доме людей, невозможности беспрепятственного доступа в подъезд.
  59. Предписанием от 20.10.2017 № 18/60 (пункт 1) заявителю было предложено в срок до 30.11.2017 восстановить (заменить) отдельные элементы крыльца перед входом в подъезд № 2 дома № 33-а по ул.Ленина в п.Ола, устранив местные сколы, повреждения и просадки досок, зыбкость при наступлении на доски.
  60. В ходе проверки, результаты которой оформлены актом № 69 от 25.12.2017, органом муниципального контроля зафиксировано, что доски крыльца перед входом в подъезд № 2 имеют углубления от истирания в ходовых местах, непосредственно перед дверью на доски уложены два куска ДВП.
  61. Таким образом, пункт 1 предписания от 20.10.2017 № 18/60 надлежащим образом заявителем не исполнен: элементы крыльца, на которых имелись повреждения, не заменены и не восстановлены, что подтверждается также приложенными к акту фотоснимками.
  62. Укладка непосредственно перед входом в подъезд двух кусков ДВП не свидетельствует о надлежащем выполнении предписания, поскольку не восстанавливает соответствующие элементы крыльца.
  63. Таким образом, поскольку выявленные при проведении проверки 20.10.2017 нарушения в полном объёме устранены не были, суд приходит к выводу, что у ответчика имелись основания для выдачи заявителю оспариваемого предписания.
  64. Тот факт, что органу муниципального контроля не представилось возможным установить наличие или отсутствие иных повреждений и просадок досок, зыбкость при наступлении на них по причине низкой температуры и наличия снежного покрова на крыльце, не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания, поскольку факт наличия выявленных в ходе проверки 20.10.2017 повреждений крыльца управляющей организацией не опровергнут, а документы, свидетельствующие о принятии мер, кроме укладки двух кусков ДВП непосредственно перед входом в подъезд, заявителем не представлены.
  65. При этом, по смыслу пункта 9 Минимального перечня, в случае выявления нарушений и повреждений состояния отдельных элементов крылец проведение восстановительных работ является обязательным, в то время как план восстановительных работ разрабатывается только в случае необходимости.
  66. В данном случае необходимость разработки плана восстановительных работ, а также невозможность восстановления повреждённых элементов в отсутствие такого плана заявителем не обоснована.
  67. Согласно пункту 4.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме.
  68. В то же время названное положение не устанавливает возможность отказа в устранении либо длительного переноса срока устранения выявленных дефектов на основании решения собственников помещений многоквартирного дома, либо по причине отсутствия такого решения собрания, поскольку требования законодательства о необходимости обеспечить в ходе управления многоквартирным домом условия безопасного и благоприятного проживания граждан, доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, носят императивный характер.
  69. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.12.2013 № 5-АПГ13-53 также указано, что закреплённый в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 Минимальный перечень работ и услуг не может быть снижен произвольно ни иными нормативными правовыми актами, имеющими меньшую юридическую силу, ни лицами, ответственными за надлежащее содержание общего имущества.
  70. Таким образом, оспариваемое предписание на момент его выдачи являлось законным, обоснованным и исполнимым, выдано ответчиком в рамках полномочий по осуществлению муниципального жилищного контроля. Возложение на заявителя обязанностей, которые он, осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом, должен был исполнить в силу закона, не может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  71. Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
  72. Руководствуясь статьями 167-170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
  73. Решил:

  74. 1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
  75. 2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
  76. Судья В.В. Скороходова

Печать

Печатать