9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение от

По делу № 2-80/2018
  1. Р. п. Колышлей 16 апреля 2018 года
  2. Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Елизаровой С.Н.,
  3. при секретаре Новичковой Т.Т.,
  4. с участием прокурора - заместителя прокурора Колышлейского района Пензенской области Феоктистова Е.Г.,
  5. представителя ответчика – директора МОУ СОШ № 1 р.п. Колышлей Пензенской области Герасимовой И.Б.,
  6. представителя третьего лица – администрации Колышлейского района Пензенской области Иняхиной Е.В.,
  7. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Колышлейского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.С. Пушкина р.п. Колышлей Пензенской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об обеспечении безопасности и противодействии терроризму,
  8. Установил:

  9. Прокурор Колышлейского района Пензенской области обратился в суд с указанным иском на том основании, что в ходе проведённой проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в МОУ СОШ № 1 р.п. Колышлей и в филиале МОУ СОШ № 1 р.п. Колышлей – Названовской ООШ было установлено, что в нарушение требований законодательства не установлена система контроля доступа при входе в здание образовательного учреждения, турникеты, металлодетекторы отсутствуют, регистрация посетителей осуществляется только посредством внесения записи в соответствующий журнал вахтера. Негативными последствиями выявленных нарушений является то, что несоблюдение требований законодательства о противодействии терроризму, отсутствие системной целенаправленной работы в данной сфере, непринятие комплекса предупредительных мер могут способствовать совершению диверсионно - террористических актов, что повлечет за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери. С учетом уточнения исковых требований, истец просит обязать ответчика установить систему контроля и управления доступом в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации «Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний. ГОСТ Р 51241-2008», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2008 года № 430-ст., при входе: в основное здание образовательной организации по адресу: <адрес>; в здание начальной школы МОУ СОШ № 1 р.п. Колышлей им. Пушкина А.С. по адресу: <адрес> при входе в образовательное учреждение: филиал МОУ СОШ № 1 р.п. Колышлей – Названовская ООШ по адресу: <адрес>.
  10. В судебном заседании заместитель прокурора Колышлейского района Феоктистов Е.Г. исковые требования прокурора поддержал, просил удовлетворить и обязать ответчика в срок до 01 сентября 2018 года устранить нарушения законодательства об обеспечении безопасности и противодействии терроризму.
  11. Представитель ответчика – директор МОУ СОШ № 1 им. А.С. Пушкина р.п. Колышлей Пензенской области Герасимова И.Б. в судебном заседании с исковым заявлением согласилась, суду пояснила, что система управления контроля и доступа не установлена в школе из-за отсутствия денежных средств. По предварительным подсчетам на установку необходимо примерно 200 000 рублей. В отдел образования района направлено ходатайство о выделении денежных средств. По мере финансирования будут приняты меры к устранению выявленных нарушений.
  12. Представитель третьего лица – администрации Колышлейского района Пензенской области Иняхина Е.В., действующая на основании доверенности от 09.01.2018 года №4, с исковым заявлением согласилась, пояснив, что будут предприняты все меры для устранения данных нарушений.
  13. Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
  14. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
  15. Часть 2 ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
  16. В соответствии с п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка государства - участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
  17. Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе, международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, также по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
  18. Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
  19. В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 указанного закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона).
  20. Частью 7 ст. 28 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
  21. Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона РФ от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
  22. В соответствии с п. 21 постановления Правительства РФ от 25.03.2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками Национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем: проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий; определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов; контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей; применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей; оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами; контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей; осуществления следующих мероприятий по защите служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности места массового пребывания людей: установление порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения; организация допуска лиц к служебной информации ограниченного распространения; определение обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности и иных документов ограниченного распространения, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и принимаемых мерах по ее усилению; организация и осуществление контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения.
  23. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2008 года № 430-ст. утвержден Национальный стандарт Российской Федерации «Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования, Методы испытаний. ГОСТ Р 51241-2008».
  24. Как следует из раздела 1 данного стандарта, он распространяется на средства и системы контроля и управления доступом, предназначенные для предотвращения несанкционированного доступа людей, транспорта и других объектов в зону (из зоны) доступа (здания, помещения, территории, транспортные средства) в целях обеспечения противокриминальной защиты.
  25. Согласно п. 3.13 указанного стандарта, контроль и управление доступом (КУД) - это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного доступа.
  26. Как следует из п. 4.1.2 стандарта, средства КУД по функциональному назначению устройств подразделяют на следующие основные средства: устройства, преграждающие управляемые; устройства исполнительные; устройства считывающие; идентификаторы (ИД); средства управления в составе аппаратных устройств и программных средств. В состав СКУД могут входить другие дополнительные средства: источники электропитания; датчики (извещатели) состояния УПУ; дверные доводчики; световые и звуковые оповещатели; кнопки ручного управления УПУ; устройства преобразования интерфейсов сетей связи; аппаратура передачи данных по различным каналам связи и другие устройства, предназначенные для обеспечения работы СКУД. В состав СКУД могут входить также аппаратно-программные средства - средства вычислительной техники (СВТ) общего назначения (компьютерное оборудование, оборудование для компьютерных сетей, общее программное обеспечение).
  27. Из ст. 2 Федерального Закона РФ от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» следует, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
  28. Статьей 3 данного Федерального Закона установлено, что противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
  29. Как следует из п. 3.1 ст. 5 Федерального Закона РФ № 35-ФЗ, юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
  30. Правильное планирование и организация проведения профилактических мероприятий, их результативность являются наиболее существенным фактором, влияющим на предупреждение преступлений террористического характера.
  31. В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
  32. Согласно Уставу Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.С. Пушкина р.п. Колышлей является муниципальным бюджетным образовательным учреждением, реализует общеобразовательные программы (основные и дополнительные), дает выпускникам начальное, основное и среднее общее образование, является некоммерческой организацией, основным предметом деятельности которого является образовательная и иная деятельность учреждения, направленная на достижение целей создания учреждения. Учреждение имеет филиал - Названовскую основную общеобразовательную школу. Учредителем и собственником имущества является Муниципальное образование «Колышлейский район» Пензенской области (л.д. 9-23, 27-29).
  33. В судебном заседании установлено, что в МОУ СОШ № 1 им А.С. Пушкина р.п. Колышлей и в филиале МОУ СОШ № 1 р.п. Колышлей – Названовской ООШ в нарушение указанных требований закона отсутствует система контроля доступа при входе в здание образовательного учреждения, турникеты и металлодетекторы, регистрация посетителей осуществляется только посредством внесения записи в соответствующий журнал вахтера. Негативными последствиями выявленных нарушений является то, что несоблюдение вышеуказанных требований законодательства о противодействии терроризму, отсутствие системной целенаправленной работы в данной сфере, непринятие комплекса предупредительных мер может способствовать совершению диверсионно-террористических актов, которые повлекут за собой человеческие жертвы, значительные материальные потери, что нарушает интересы неопределенного круга лиц, посещающих данное учреждение, права и интересы несовершеннолетних лиц, проходящих обучение в этом образовательном учреждении, угрожает личной безопасности указанной категории лиц, что подтверждается материалами дела (л.д. 7, 32, 33-35), пояснениями ответчика, представителя третьего лица.
  34. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
  35. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
  36. Решил:

  37. Иск прокурора Колышлейского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному образовательному учреждению Средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.С. Пушкина р.п. Колышлей Пензенской области о возложении обязанности устранить нарушение законодательства об обеспечении безопасности и противодействии терроризму - удовлетворить.
  38. Обязать Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1 им. А.С. Пушкина р.п. Колышлей Пензенской области в срок до 01 сентября 2018 года установить систему контроля и управления доступом в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации «Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний. ГОСТ Р 51241-2008», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2008 года № 430-ст., при входе: в основное здание образовательной организации по адресу: <адрес>; в здание начальной школы МОУ СОШ № 1 р.п. Колышлей им. Пушкина А.С. по адресу: <адрес> при входе в образовательное учреждение: филиал МОУ СОШ № 1 р.п. Колышлей – Названовская ООШ по адресу: <адрес>.
  39. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд <адрес>.
  40. Судья С.Н. Елизарова
  41. Решение не вступило в законную силу.

Печать

Печатать