9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение АС Республики Татарстан от

  1. Дата принятия решения – 13 марта 2018 года.
  2. Дата объявления резолютивной части – 02 марта 2018 года.
  3. Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Бредихиной Н.Ю.,
  4. при составлении протокола судебного заседания и ведении аудиопротоколирования секретарем судебного заседания Кузнецовой-Черяшовой Ю.В.
  5. рассмотрев 26.02.2018 г. – 02.03.2018 г. по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Мираж", Зеленодольский район, пгт.Васильево к Муниципальному учреждению "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района" Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, о признании распоряжения МУ "Палата земельных и имущественных отношений Зеленодольского муниципального района" от 30 июня 2017 года №435 недействительным
  6. с участием:
  7. от заявителя - представитель Сатдинов М.Ф. по доверенности от 29.08.2017г.; после перерыва представитель Ханнова А.Х., по доверенности от 10.01.2018 г., представитель Павлова Е.В., по доверенности от 10.01.2018 г., представитель Зинченко С.В., по доверенности от 10.01.2018 г. -
  8. от ответчика - представитель Нечаева Ю.Н. по доверенности от 02.02.2017г. ( после перерыва не явилась)
  9. от третьего лица - Управление Росреестра по РТ- Абзалова Ф.Ф., доверенность от 09.01.2018 г.
  10. от третьего лица – СНТ «Волжанка» - не явились, извещены
  11. Установил:

  12. Садоводческое некоммерческое товарищество «Мираж», п.г.т.Васильево ( далее по тексту – заявитель) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Муниципальному учреждению «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района», г. Зеленодольск ( далее по тексту – ответчик 1) , Садоводческому некоммерческому товариществу «Волжанка», п.г.т. Васильево ( далее по тексту – ответчик – 2) с заявлением о признании распоряжения МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» от 30.06.2017 г. № 435 недействительным; о признании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 16:20:000000:3473, общей площадью 1445 кв.м., расположенного по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, МО «пгт.Васильево», недействительными, об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка, с кадастровым номером 16:20:000000:3473, общей площадью 1445 кв.м., расположенного по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, МО «пгт.Васильево».
  13. В ходе судебного разбирательства заявителем требования были уточнены, изложены в следующей редакции: «признать распоряжение от 30.06.2017 г. № 435 недействительным; признать результаты межевания земельного участка с кадастровым номером 16:20:000000:3473, общей площадью 1445 кв.м., расположенного по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, МО «пгт.Васильево», недействительными, исключить из ГКН сведения о земельном участке, с кадастровым номером 16:20:000000/:3473, расположенного по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, МО «пгт. Васильево».
  14. Судом уточнение принято в порядке ст. 49 АПК РФ.
  15. Определением от 24.01.2018 г. требование заявителя к Садоводческому некоммерческому товариществу «Волжанка», п.г.т. Васильево о признании результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 16:20:000000:3473, общей площадью 1445 кв.м., расположенного по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, МО «пгт.Васильево», недействительными, об исключении из ГКН сведений о земельном участке, с кадастровым номером 16:20:000000/:3473, расположенного по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, МО «пгт. Васильево» было выделено в отдельное производство с присвоением делу номера А65-2031/2018.
  16. Определением арбитражного суда к участию в деле в качестве третьего лица, в порядке ст. 51 АПК РФ было привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г.Казань.
  17. Ответчик по выделенному требованию – СНТ «Волжанка» после выделения требования также привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора.
  18. Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства извещены.
  19. Представители заявителя заявленные требования поддержали в полном объеме с учетом последующих уточнений.
  20. Представитель ответчика уточненные требования не признала.
  21. В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 02.03.2018 г. до 14 час. 00 мин.
  22. После перерыва судебное заседание продолжено при участии представителей заявителя и третьего лица – Управления Росреестра по РТ.
  23. До начала судебного заседания от ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
  24. В судебном заседании представителя заявителя ходатайствовали о приобщении к материалам дела архивных справок от 20.02.2018 г. № 96-2018/т, расписки в получении документов на оказание государственных и муниципальных услуг филиала ГБУ МФЦ Зеленодольского района, копии решения Зеленодольского городского суда от 04.04.1996 г. по делу № 2-633.
  25. Судом заявленное ходатайство удовлетворено в порядке ст. 159 АПК РФ.
  26. Как следует из материалов дела, постановлением Кабинета Министров РТ № 279 от 12.05.1992 г. Зеленодольскому районному совету народных депутатов разрешено произвести изъятие 14,1 гектара земли, из них 5,6 га пашни, из земель совхоза «Овощевод» и отвод этой земли в постоянное пользование Комбинату строительных конструкций Зеленодольской промышленностроительной фирмы ( ранее ЖБИ) под коллективный сад рабочих и служащих.
  27. 01.04.1993 г. постановлением Главы администрации Зеленодольского района и г. Зеленодольска № 575 гражданам садоводческого товарищества «Мираж» Комбината строительных конструкций земельные участки были переданы в пожизненное наследуемое владение в размерах согласно прилагаемого списка площадью 6,26 га, земли общего пользования 7,84 га, в т.ч. 6,72 га болота и кустарники переданы в коллективно-долевое владение садоводческого товарищества( л.д.74)
  28. 21.01.1994 г. СТ «Мираж» Комбината Строительных конструкций на основании постановления главы администрации Зеленодольского района и г. Зеленодольска № 74 в коллективно-долевую собственность были переданы земли общего пользования под организацию садоводства общей площадью 7,84 га., гражданам в собственность переданы земельные участки общей площадью 6,26 га ( л.д.45).
  29. 15.07.1996 г. выдан государственный акт на право постоянного бессрочного пользования земельным участком № РТ-20-000127 , осуществлено разграничение на местности территории коллективного садоводства и утвержден генеральный план застройки( л.д.42-43).
  30. Заявитель по настоящему делу в 2014 г. создан на основании добровольного объединения граждан-владельцев садовых земельных участков для решения задач ведения садоводства в пределах выделенного указанными выше актами земельного участка.
  31. В июле 2017 г. в целях уточнения местоположения границ и площади садоводческого товарищества заявителем были проведены межевые работы.
  32. В ходе проведения межевых работ было установлено, что границы земельного участка заявителя пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 16:20:000000:3473.
  33. В соответствии с выпиской из ЕГРН от 02.08.2017 г. земельный участок с кадастровым номером 16:20:000000:3473 имеет вид разрешенного использования «автомобильная дорога к СНТ «Волжанка», поставлен на государственный кадастровый учет 17.07.2017 г., сведения о регистрации прав на данный участок отсутствуют.
  34. Заявителем было установлено, что кадастровые работы по формированию земельного участка с кадастровым номером 16:20:000000:3473 были проведены по инициативе СНТ «Волжанка», по результатам проведенных работ составлен межевой план.
  35. Распоряжением Палаты имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района от 30.06.2017 г. № 435 была утверждена схема расположения данного земельного участка.
  36. Заявитель, полагая, что границы вновь образованного земельного участка были установлены без учета сложившегося фактического землепользования, а само наличие в ЕГРН сведений о границах данного земельного участка препятствует заявителю в постановке на учет собственного земельного участка, принадлежащего ему на ранее возникшем праве постоянного бессрочного пользования, обратился в суд с настоящим заявлением о признании распоряжения ответчика недействительным.
  37. Исследовав представленные в деле документы, заслушав представителей сторон, суд полагает уточненные требования заявителя подлежащими удовлетворению.
  38. В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  39. Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  40. Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
  41. При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
  42. В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
  43. Как установлено судом, основанием для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела распоряжения ответчика явилось обращение СНТ «Волжанка», которое осуществило межевание земельного участка с кадастровым номером 16:20:000000:3473 в пределах кадастрового квартала 16:20:010501.
  44. Как следует из пояснений ответчика, изложенных в ходатайстве от 02.03.2018 г., документы, на основании которых была утверждена схема расположения земельного участка ( заявление, расписка МФЦ) у ответчика отсутствуют. При этом вид разрешенного использования для земельного участка был указан «автомобильная дорога к СНТ «Волжанка». Межевые работы проведены СНТ «Волжанка». Утверждение схемы расположения земельного участка произошло по обращению СНТ «Волжанка», что не оспаривалось ни ответчиком, ни СНТ «Волжанка» в ходе судебного разбирательства.
  45. В соответствии с положениями ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее по тексту – ЗК РФ) схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
  46. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
  47. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
  48. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
  49. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования, может быть обеспечена указанным юридическим лицом.
  50. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования путем раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды или безвозмездного пользования, может быть обеспечена указанными гражданином или юридическим лицом.
  51. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для последующего изъятия для государственных или муниципальных нужд может быть обеспечена лицом, в пользу которого изымается земельный участок.
  52. В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
  53. В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:
  54. 1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
  55. 2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;
  56. 3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
  57. 4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;
  58. 5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
  59. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
  60. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:
  61. 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
  62. 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  63. В ходе судебного разбирательства ответчиком и третьим лицом было указано , что имеет место не образование земельного участка, а уточнение границ существующего земельного участка.
  64. Однако, как следует из материалов дела , третье лицо – СНТ «Волжанка» не является обладателем каких-либо вещных прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 16:20:0000003473, равно как и в отношении земельного участка, расположенного в пределах кадастрового квартала 16:20:010501, принадлежащего на праве постоянного бессрочного пользования СНТ «Мираж», в связи с чем у СНТ «Волжанка» не могло возникнуть оснований для уточнения границ смежного с принадлежащим ему земельного участка.
  65. Таким образом , суд приходит к выводу, что имело место именно образование земельного участка, в отношении которого у СНТ «Волжанка» какие-либо правоудостоверяющие документы отсутствуют.
  66. Доказательства, свидетельствующие о согласии СНТ «Мираж» на образование из состава принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка испрашиваемого заявителем земельного участка площадью 1445 кв.м., в материалах дела также отсутствуют.
  67. Согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 указанной статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
  68. Как указывает в отзыве ответчик, на момент вынесения оспариваемого распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка, у него отсутствовали основания, предусмотренные вышеуказанной нормой, для отказа в утверждении такой схемы.
  69. Вместе с тем, суд полагает данный довод несостоятельным.
  70. В соответствии с положениями ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1); земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки (исходные земельные участки), прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", за исключением случаев, указанных в п. 4 и 6 ст. 11.4 указанного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами (пункт 2); образование земельных участков по общему правилу допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков (пункт 4); споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (пункт 8).
  71. Так, в соответствии с положениями ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
  72. 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
  73. 2) проектная документация лесных участков;
  74. 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
  75. При этом, законом предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
  76. Исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в том числе, из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
  77. Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, что спорный земельный участок с кадастровым номером 16:20:000000:3473 находится в собственности муниципального образования и расположен в пределах территории садоводства СНТ «Мираж», контурами повторяет центральную аллею данного садоводческого товарищества, разделяющую его на две части.
  78. Следует отметить, что утверждение и выдача заявителю схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и предварительное согласование предоставления земельного участка являются одним из этапов решения вопроса о предоставлении земельного участка.
  79. Фактически послед проведения кадастровых работ и постановки земельного участка на кадастровый учет у СНТ «Волжанка» возникает право на получение земельного участка.
  80. Как было указано в ходе судебного разбирательства представителем СНТ «Волжанка», данный земельный участок необходим для обеспечения нужд садоводов СНТ «Волжанка» в целях проезда к своим участкам, поскольку СНТ «Волжанка» было образовано ранее СНТ «Мираж» и данный участок является дорогой общего пользования, всегда использовался СНТ «Волжанка» для проезда.
  81. Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства довод о том, что центральная аллея СНТ «Мираж» является линейным объектом, дорогой общего пользования, не нашел своего документального подтверждения, опровергается представленной в материалах дела картой инженерного благоустройства территории Зеленодольского муниципального района, утвержденной решением Совета ЗМР от 06.08.2012 г. № 96.
  82. Выкопировка из генерального плана территории, подтверждающая нахождение дороги общего пользования на территории СНТ «Мираж» ответчиком представлена не была.
  83. Таким образом, суд полагает, что решение об утверждении схемы расположения земельного участка под «автомобильную дорогу к СНТ «Волжанка» , расположенную на территории СНТ «Мираж» было принято ответчиком в отсутствие достаточных к тому оснований, в нарушение требований п. 4-6 ст. 11.9, ст.11.10 п.4, ст.39.2 ЗК РФ, и является нарушением прав заявителя.
  84. С учетом изложенного, требования заявителя с учетом заявленных уточнений и выделения требования в отдельное производство , суд полагает подлежащими удовлетворению.
  85. Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика.
  86. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 167- 170,201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Республики Татарстан
  87. Решил:

  88. Заявление удовлетворить.
  89. Признать распоряжение Муниципального учреждения «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» от 30.06.2017 г. № 435 недействительным и обязать Муниципальное учреждение «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района РТ» устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Садоводческого некоммерческого товарищества «Мираж».
  90. Взыскать с МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» в пользу СНТ «Мираж» расходы на уплату государственной пошлины в размере 3 000 руб. ( три тысячи рублей).
  91. Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
  92. Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд в месячный срок.
  93. Судья Н.Ю. Бредихина

Печать

Печатать