9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Определение от

По делу № 33-572/2018
  1. УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
  2. Судья Шапарева И.А. Дело № 33-572/2018
  3. А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
  4. город Ульяновск 06 февраля 2018 года
  5. Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
  6. председательствующего Мирясовой Н.Г.,
  7. судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.
  8. с участием прокурора Федечко Ф.И.
  9. при секретаре Бешановой Э.Е.
  10. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 16 ноября 2017 года, по которому постановлено:
  11. Исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области в интересах Мурасовой Гульчири Халирахмановны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить.
  12. Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Мурасовой Гульчири Халирахмановны медицинскими изделиями – *** (по рецепту от 21.06.2017 года серии *** и по рецепту от 24.07.2017 года серии ***), раствором для инъекций Insulinum solubile!% (по рецепту от 21.08.2017 года серии ***), *** (по рецепту от 21.08.2017 года серии ***).
  13. Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Мурасову Гульчирю Халирахмановну медицинскими изделиями – *** (по рецепту от 21.06.2017 года серии *** и по рецепту от 24.07.2017 года серии ***), *** (по рецепту от 21.08.2017 года серии ***), *** (по рецепту от 21.08.2017 года серии ***) в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.
  14. В удовлетворении требований прокурора Цильнинского района Ульяновской области к Акционерному обществу «УльяновскФармация», Государственному учреждению здравоохранения «Большенагаткинская районная больница» отказать.
  15. Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
  16. Установила:

  17. Прокурор Цильнинского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Мурасовой Г.Х. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Государственному учреждению здравоохранения «Большенагаткинская районная больница», акционерному обществу «УльяновскФармация» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями и своевременным оформлением рецептов.
  18. В обоснование иска указано, что прокуратурой Цильнинского района Ульяновской области проведена проверка, в ходе которой было установлено, что Мурасова Г.Х., *** года рождения, состоит на диспансерном учете с диагнозом «***», в связи с чем ей жизненно необходимо получениелекарственных препаратов, таких как ***.
  19. 21.06.2017, 24.07.2017 Мурасовой Г.Х. лечащим врачом ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» были выписаны рецепты для получения лекарственного препарата ***.
  20. 21.08.2017 Мурасовой Г.Х. лечащим врачом ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» были выписаны рецепты для получения лекарственных препаратов - ***, ***.
  21. Однако указанными препаратами по выписанным рецептам Мурасова Г.Х. обеспечена не была по причине их отсутствия в аптечном пункте АО «УльяновскФармация.
  22. Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, ГУЗ «Большенагаткинская районная больница», АО «УльяновскФармация» по обеспечению Мурасовой Г.Х. лекарственными препаратами: ***, *** и обязать ответчиков обеспечить Мурасову Г.Х. лекарственными препаратами: ***), *** в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.
  23. Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
  24. В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение.
  25. В обоснование жалобы указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» согласно государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области. Обращает внимание, что назначение и выписывание лекарственных препаратов в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения», осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лица лекарственным препаратом, медицинским изделием. Полагает, что не обеспечение Мурасовой Г.Х. лекарственными препаратами: «***» по выписанным льготным рецептам от 21.06.2017, 24.07.2017, 21.08.2017 возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. По мнению автора жалобы, обеспечение медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по решению суда. Отмечает, что дальнейшее обеспечение Мурасовой Г.Х. спорными лекарственными препаратами Министерством осуществляется. Также обращает внимание, что медицинские показания могут измениться и Мурасова Г.Х. возможно, будет обеспечиваться другими медицинскими изделиями, лекарственными препаратами.
  26. В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Цильнинского района Ульяновской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
  27. Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.
  28. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
  29. В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
  30. При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
  31. Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  32. В соответствии со ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об ос­новах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что граж­данам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдаю­щим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
  33. Согласно постановлению Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» «***» включен в перечень социально значимых заболеваний.
  34. Раздел «Категории заболеваний» Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств, а также средств диагностики больным диабетом.
  35. Таким образом, бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
  36. Из материалов дела следует, что Мурасова Г.Х., *** года рождения, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» с диагнозом: «***».
  37. 21.06.2017, 24.07.2017 Мурасовой Г.Х. лечащим врачом ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» были выписаны рецепты для получения лекарственного препарата ***.
  38. 21.08.2017 Мурасовой Г.Х. лечащим врачом ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» были выписаны рецепты для получения лекарственных препаратов - ***, ***.
  39. Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2016 № 661-П «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов утвержден перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов питания и медицинских изделий, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с перечнем групп населения при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой со свободных цен.
  40. В соответствии с п.2 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.
  41. Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздрава России (п.2.3).
  42. В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.
  43. Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата.
  44. Постановлением Правительства РФ № 890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
  45. Таким образом, из вышеприведенных норм действующего законодательства следует, что обязанность по обеспечению граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ в лице уполномоченных органов.
  46. На данные органы возложена и обязанность контролировать наличие в аптечных учреждениях в необходимом количестве средств медицинского назначения и лекарственных препаратов, своевременно производить их оплату, а также изыскивать дополнительные источники финансирования указанных мероприятий.
  47. Как следует из представленных доказательств, которым судом была дана надлежащая правовая оценка, Мурасова Г.Х. лекарственными препаратами: ***, *** по указанным выше рецептам обеспечена не была.
  48. Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Мурасовой Г.Х. лекарственными препаратами: ***, *** в количестве, необходимом по медицинским показаниям, и определенном в рецептах, суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатными необходимыми лекарствами свидетельствует о существенном нарушении прав истицы на бесплатную медицинскую помощь.
  49. При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит как на ГУЗ «Большенагаткинская районная больница», так и на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. При этом, свою обязанность медицинское учреждение выполнило в полном объеме, выписав истице рецепты на бесплатное получение лекарственных средств ***, ***.
  50. Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
  51. Так, фактическое обеспечение истицы необходимыми ей лекарственными препаратами в данном случае зависит от реальной обеспеченности выписанных рецептов лекарственными препаратами (наличие их в специализированной аптечной сети), что входит в обязанности Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области .
  52. Исходя из вышеизложенного, суд правильно принял решение, возложив на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность по обеспечению Мурасовой Г.Х. лекарственными препаратами.
  53. При этом, ответчик не представил суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан лекарственными препаратами ***, *** было полным и невыдача указанных лекарств Мурасовой Г.Х. по предъявленным ею рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».
  54. Поскольку необходимость обеспечения истицы лекарственными препаратами ***, *** носит постоянный характер, соответственно обеспечение указанным препаратом по рецептам от 21.06.2017, 24.07.2017 и 21.08.2017 в текущем году не приведет к тому, что истица будет ими обеспечена свыше необходимого.
  55. Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы в части того, что обеспечение Мурасовой Г.Х. лекарственными препаратами по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.
  56. В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
  57. Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, не установлено.
  58. Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
  59. Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
  60. Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
  61. В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
  62. Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
  63. Определила:

  64. Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 16 ноября 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
  65. Председательствующий
  66. Судьи:

Печать

Печатать