9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Курганской области

Решение от

По делу № А34-14338/2017
  1. Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2018 года.
  2. Решение в полном объеме изготовлено 12 февраля 2018 года.
  3. Арбитражный суд Курганской области в составе судьи Обабковой Н.А.,
  4. при ведении протокола судебного заседания секретарём Григорьевым А.И., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению
  5. индивидуального предпринимателя Сафояна Камо Грачиковича (ОГРНИП 304450613200024, ИНН 450900001730),
  6. заинтересованное лицо: государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Катайском районе Курганской области (ОГРН 1024501453778, ИНН 4509003940),
  7. третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области (ОГРН 1044520000018, ИНН 4502016700),
  8. о признании незаконным решения,
  9. при участии представителей:
  10. от заявителя: Сафоян К.Г. предприниматель,
  11. от заинтересованного лица: явки нет, извещен,
  12. от третьего лица: явки нет, извещено,
  13. Установил:

  14. Индивидуальный предприниматель Сафоян Камо Грачикович (далее – заявитель, ИП Сафоян К.Г.) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Катайском районе Курганской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) об отказе индивидуальному предпринимателю в перерасчете обязательств по уплате страховых взносов за 2014-2015 годы, изложенное в письме от 23.11.2017 № 07–3475. Просит обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Катайском районе Курганской области принять решение о возврате индивидуальному предпринимателю Сафояну К.Г. сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год – 92 207 руб.77 коп., за 2015 год – 72 649 руб. 16 коп. (с учетом уточнения принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
  15. В обоснование данного требования заявитель указал, что является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». В период 2014-2015 индивидуальным предпринимателем осуществлялась уплата страховых взносов, в том числе, по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – Закон № 212-ФЗ). Оплата и исчисление страховых взносов за указанный период производились плательщиком страховых взносов в соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ. При таком расчете страховых взносов не было принято во внимание, что в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, аналогично с пунктом 1 части 8 статьи 14 названного закона, размер доходов плательщика для ИП, находящихся на УСН, должен определяться исходя из доходов, учитываемых в соответствии со статьей 346.16 Налогового кодекса РФ и уменьшенных на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы. 22.11.2017 заявитель обратился в Управление с заявлением о перерасчете уплаченных страховых взносов, однако территориальным органом ПФР в таком перерасчете отказано с указанием на необходимость обращения в суд. Заявитель ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в котором отражены общие правовые подходы при применении положений п. 1 ч. 8 ст. 14 Закона N 212-ФЗ и полагает, что в таком случае ПФР обязан был принять решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.
  16. В судебном заседании заявитель на уточненных требованиях настаивал по названным основаниям.
  17. Представители заинтересованного и третьего лица в судебном заседании явку представителей не обеспечили, о времени и месте проведения судебного заседания извещены в соответствии со статьёй 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также посредством размещения на официальном сайте Арбитражного суда Курганской области в сети Интернет информации о времени и месте проведения судебного заседания. В суд поступили отзывы и ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей заинтересованного и третьего лица.
  18. Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного заинтересованного и третьего лица.
  19. Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства
  20. Суд
  21. Установил:

  22. Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Сафоян К.Г. является ИП, применяющим УСН с выбранным им объектом налогообложения – доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.14 НК РФ).
  23. 22.11.2017 ИП обратился в орган ПФР с заявлением о перерасчете страховых взносов, размер которых устанавливается в соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, и уплаченных ИП в период 2014, 2015 г.г. (л.д.91,93).
  24. 23.11.2017 письмом № 07-3475 (л.д.67-69) ПФР отказал в просьбе заявителя, указав на необходимость обращения за перерасчетом обязательств по уплате страховых взносов за 2014, 2015 г.г. с заявлением в суд.
  25. Не согласившись с названным решением об отказе, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями по указанным основаниям.
  26. Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению в полном объеме в связи со следующим.
  27. Из положений норм, закрепленных в статьях 198, 200 АПК РФ, следует, что данное решение заинтересованного лица может быть признано судом недействительным при одновременном наличии двух условий: не соответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  28. В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
  29. Как следует из материалов дела, в 2014, 2015 г.г. ИП уплачивал страховые взносы как плательщик, в том числе, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, кроме того применяющий УСН.
  30. В силу части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
  31. В соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей - в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
  32. При этом, в силу пунктов 1, 3 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации; для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
  33. Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
  34. Рассматриваемый по настоящему делу спор, касается порядка определения размера страховых взносов, подлежащих уплате плательщиком страховых взносов, поименованным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
  35. Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
  36. Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
  37. Положения статьи 346.16 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
  38. Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.
  39. Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
  40. Данная правовая позиция закреплена в Определении Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 304-КГ16-16937 по делу N А27-5253/2016.
  41. Как следует из материалов дела ИП уплатил страховые взносы за 2014 в сумме 98 949 руб. 97 коп., за 2015 в сумме 83 004 руб. 18 коп. (л.д.6-8).
  42. Данные суммы страховых взносов были рассчитаны плательщиком применительно к пункту 2 части 1.1, пункту 3 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ исходя из размера дохода без уменьшения его на сумму расходов, а именно, доход за 2014 – 10 194 997 руб., за 2015 – 8 600 418 руб. (декларации ИП за 2014, 2015 по УСН, л.д. 14-19).
  43. Вместе с тем, в силу изложенного выше, поскольку в рассматриваемом случае ИП является плательщиком страховых взносов по пункту 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при расчете страховых взносов в данном случае подлежал учету доход ИП, исчисленный в соответствии со статьей 346.15 НК РФ уменьшенный на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.
  44. Согласно информации от налогового органа и декларации ИП величина дохода ИП Сафоян К.Г. за 2014 год составила 10 194 997 руб., сумма расходов – 9 220 777 руб., налоговая база 974 220 руб.; за 2015 год составила 8 600 418 руб., сумма расходов – 7 264 916 руб., налоговая база 1 335 502 руб. (л.д.115).
  45. Именно названные суммы дохода: за 2014 - 974 220 руб., за 2015 - 1 335 502 руб. подлежали в рассматриваемом случае учету при исчислении страховых взносов применительно к пункту 2 части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ.
  46. Согласно расчету страховых взносов представленному ПФР (л.д. 127), признанному судом соответствующим требованиям пункта 2 части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и не оспоренному заявителем, при применении за 2014 дохода в сумме 974 220 руб., размер страховых взносов, подлежащих уплате в ПФ составил – 6 742 руб. 20 коп.; при применении за 2015 дохода в сумме 1 335 502 руб., размер страховых взносов, подлежащих уплате в ПФ составил – 10 355 руб. 02 коп.
  47. При таких обстоятельствах размер излишне уплаченных (взысканных) ИП страховых взносов составил: за 2014 год – страховые взносы в сумме 92 207 руб.77 коп. (98 949, 97 руб. – 6742,20 руб.); за 2015 год – страховые взносы в сумме 72 649 руб. 16 коп. (83004,18 руб. – 10355,02 руб.).
  48. В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее – Закон № 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
  49. В силу статьи 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
  50. Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
  51. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
  52. Из указанных норм права следует, что органы ПФР за отчетные периоды, истекшие до 1.01.2017 принимают решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Законом № 212-ФЗ, по заявлению страхователя. Принятое решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов органы ПФР направляют в соответствующий налоговый орган.
  53. Статьи 26, 27 Закона № 212-ФЗ устанавливают порядок зачета или возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.
  54. Указанные нормы предусматривают, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Форма заявления плательщика страховых взносов утверждается органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
  55. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности. Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
  56. Как следует из дела, территориальным органом ПФР в нарушение указанных норм права совместная сверка уплаченных плательщиком страховых взносов и пеней не проводилась, решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов не принималось. При этом, суд учитывает, что заявление ИП Сафояна К.Г. от 21.11.2017 в рассматриваемом случае следует расценивать именно как заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов.
  57. При таких обстоятельствах суд расценивает оспариваемое письмо ПФР как отказ страхователю в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов и пеней. При этом данный отказ является незаконным, противоречащим нормам статей 14, 26, 27 Закона № 212-ФЗ, статей 20, 21 Закона № 250-ФЗ, нарушающим права заявителя на возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов и пеней.
  58. В силу пунктов 3, 4 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суд должен указать на определенный порядок восстановления нарушенных прав заявителя путем совершения определенных действий органом, осуществляющим публичные полномочия.
  59. В рассматриваемом случае суд полагает необходимым возложить на орган ПФР обязанность принять решение о возврате индивидуальному предпринимателю Сафояну К.Г. сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и пеней в общем размере 164 856 руб. 93 коп.
  60. По указанным основаниям заявление подлежит удовлетворению в полном объеме, а доводы ПФР отклоняются как необоснованные.
  61. Судебные расходы распределены в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ.
  62. Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  63. Решил:

  64. Заявление удовлетворить.
  65. Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Катайском районе Курганской области об отказе индивидуальному предпринимателю Сафояну Камо Грачиковичу в перерасчете обязательств по уплате страховых взносов за 2014-2015 годы, изложенное в письме от 23.11.2017 № 07-3475.
  66. Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Катайском районе Курганской области принять решение о возврате индивидуальному предпринимателю Сафояну Камо Грачиковичу сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за 2014 год – 92 207 руб.77 коп., за 2015 год – 72 649 руб. 16 коп.
  67. Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Катайском районе Курганской области в пользу индивидуального предпринимателя Сафояна Камо Грачиковича судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
  68. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления его в полном объеме) через Арбитражный суд Курганской области.
  69. Судья
  70. Н.А. Обабкова

Печать

Печатать