9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Мурманской области

Решение от

По делу № А42-10583/2017
  1. Город Мурманск Дело № А42-10583/2017
  2. 12 февраля 2018 года
  3. Резолютивная часть решения вынесена 07.02.2018.
  4. Арбитражный суд Мурманской области в составе судьи Карачевой А.Е., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рязанцевой А.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области (просп. Ленина, д. 75, г. Мурманск, 183006; ОГРН 1135190006225, ИНН 5190021206) к обществу с ограниченной ответственностью «Алина» (ул. Карла Маркса, д. 6/1, г. Мурманск, 183038; ОГРН 1165190052829, ИНН 5190057957) о привлечении к административной ответственности, при участии представителей: от заявителя – по доверенности Кавылин А.Л., от лица, привлекаемого к административной ответственности – по доверенности Ромахин П.Г., Махов Р.В.,
  5. Установил:

  6. Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области (далее – заявитель, Министерство, МРПИП Мурманской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Алина» (далее – Общество, ООО «Алина») к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
  7. В обоснование требования Министерство указало, что Общество осуществляло оборот алкогольной продукции в отсутствие сопроводительных документов, подтверждающих легальность её нахождения в обороте.
  8. Общество отзыв на заявление не представило.
  9. В судебном заседании представитель Министерства поддержал позицию, изложенную в заявлении. Представители Общества, не оспаривая факта вменяемого правонарушения, полагают возможным снизить размер административного штрафа ниже низшего.
  10. Из материалов дела следует, что по итогам рассмотрения поступившего из приемной Правительства Мурманской области электронного обращения (вх. № 31-8753/0 от 04.10.2017), содержащего сведения, что ООО «Алина» в кафе «Пряности» по ул. Карла Маркса, д. 6/1, г. Мурманск, осуществляет реализацию алкогольной продукции в отсутствие лицензии и товаросопроводительной документации, установив, что согласно реестру выданных лицензий, лицензия на осуществление рознично продажи алкогольной продукции по вышеуказанному адресу Министерством не выдавалась, заместителем министра МРПИП Мурманской области, в отношении ООО «Алина» вынесено определение от 13.10.2017 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ и проведении административного расследования № 1 по делу № 16-07/207-2017.
  11. 25.10.2017 в рамках административного расследования, сотрудниками Министерства в присутствии бармена, в период времени с 15 час. 49 мин. по 17 час. 00 мин. с применением средств фото видеофиксации осуществлен осмотр торгового объекта ООО «Алина» кафе «Пряности» находящегося по адресу: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 6/1, в ходе которого, в том числе установлено, что в вышеуказанном торговом объекте осуществляется оборот алкогольной продукции (закупка, хранение и розничная продажа) в отсутствие соответствующей лицензии. Алкогольная продукция была выставлена на витрины, оформлен прейскурант цен (меню). Кроме того, была осуществлена розничная продажа коньяка «Монте Чоко» в объеме 50 мл по цене 170 руб. В момент проведения осмотра сопроводительные документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции (опись алкогольной продукции к настоящему протоколу осмотра от 25.10.2017 № б/н) не представлены.
  12. Результаты осмотра зафиксированы в протоколе осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 25.10.2017 с приложенной к нему фототаблицей и видеозаписью.
  13. Согласно описи, являющейся приложением к протоколу осмотра от 25.10.2017, сотрудниками Министерства в присутствии бармена, произведено изъятие следующей алкогольной продукции: Российский коньяк пятилетний «Монте Чоко», объем 0,5 л, производитель ООО «Настоящая алкогольная компания», ФСМ 002 169647794, количество 1 шт.; вино «Винапу Карменер» сухое красное, объем 0,75 л, производитель «Чили», акцизная марка 06001231507, количество 1 шт.; Шотландский виски «5», объем 0,5 л, производитель АО «Татспиртпром» филиал «Винзавода Казанский», федеральная специальная марка 100 443091235, количество 1 шт.; виски Шотландский купажированный «Бэллс ориджинал», объем 0,5 л, производитель Великобритания, акцизная марка 062 58269449, количество 1 шт.
  14. Вышеуказанная алкогольная продукция, в количестве 5 бутылок передана на ответственное хранение в управление по лицензированию МРПИП Мурманской области, по адресу: г. Мурманск, ул. Карла Маркса, д. 18.
  15. Специалистом Министерства составлена служебная записка от 27.10.2017 о выявлении в ходе осмотра торгового объекта нарушений пункта 2 статьи 16, пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон № 171-ФЗ) в деятельности ООО "Алина" выраженных в осуществлении оборота алкогольной продукции в отсутствие товаросопроводительных документов, подтверждающих легальность её оборота.
  16. Установив данные обстоятельства, заместителем министра МРПИП Мурманской области в отношении ООО «Алина» 08.11.2017 вынесено определение № 3 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ, проведении административного расследования и составлении протокола об административном правонарушении по делу № 16-07/207-2017, назначенном на 20.11.2017. Указанное определение направлялось Обществу по юридическому адресу и месту осуществления деятельности.
  17. Определениями от 20.11.2017 № 6 и от 04.12.2017 № 8 дата составления протокола об административном правонарушении переносилась в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении ООО "Алина".
  18. По факту выявленных нарушений главным специалистом управления по лицензированию Министерства 12.12.2017 в отношении Общества, составлен протокол № 233 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
  19. На основании статьи 23.1 КоАП РФ, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Алина» к административной ответственности по вышеуказанным основаниям.
  20. Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, суд приходит к следующему.
  21. Частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
  22. Пунктом 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ установлено, что данный Закон регулирует правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
  23. Согласно статье 3 Закона № 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  24. В силу пункта 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ (в редакции статьи, действующей в спорный период) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено настоящей статьей:
  25. 1) товарно-транспортная накладная;
  26. 2) справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
  27. 3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);
  28. 4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);
  29. 5) заверенные подписью руководителя организации и ее печатью копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
  30. Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ).
  31. Под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона (пункт 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ).
  32. Подпунктом 12 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 данного Закона.
  33. Совокупностью представленных в материалы дела доказательств (протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № б/н от 25.10.2017 с приложенными к нему фототаблицей, видеозаписью и описью алкогольной продукции; выписка из ЕГРП, письмо АО "ЖТК" от 08.11.2017 № 705, акты фактического использования объекта недвижимого имущества от 30.09.2017 и от 31.10.2017; протокол об административном правонарушении № 233 от 12.12.2017) подтверждается, судом установлен и Обществом признается факт нахождения в обороте в помещении торгового объекта: кафе «Пряности», расположенного по адресу: ул. Карла Маркса, д. 6/1, г.Мурманск алкогольной продукции в отсутствие товарно-транспортных накладных, сертификатов соответствия, справок к товарно-транспортным накладным, что образует объективную сторону административного правонарушения, установленного частью 2 статьи 14.16. КоАП РФ.
  34. Сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота спорной алкогольной продукции, ООО «Алина» не представлено ни в ходе проверки, ни в ходе судебного разбирательства.
  35. В силу статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
  36. Само по себе наличие в обороте алкогольной продукцией без документов, подтверждающих легальность её оборота, свидетельствует об отсутствии должного контроля со стороны Общества, в связи с чем последнее несет ответственность за не соблюдение им требований законодательства.
  37. Обстоятельств объективной невозможности соблюдения Обществом, вышеуказанных требований законодательства, а равно принятие им всех зависящих мер по их соблюдению, судом не установлено. Доказательств обратного, в деле не имеется. В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.
  38. В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
  39. В рассматриваемом случае протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом в отсутствие представителя Общества, при этом о дате и времени составления протокола ООО "Алина" неоднократно извещалось путем направления определений по юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также по адресу осуществления деятельности, о составлении протокола 12.12.2017 извещалось путем направления телеграммы по юридическому адресу, вместе с тем, ООО "Алина" не обеспечило получение корреспонденции.
  40. В силу пункта 3 статьи 54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
  41. Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ.
  42. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела в суде не истек.
  43. Оснований для освобождения Общества от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения (в порядке статьи 2.9 КоАП РФ) суд в данном случае не усматривает.
  44. В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
  45. Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
  46. Санкция части 2 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
  47. В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
  48. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
  49. Исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что ранее ООО «Алина» к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения не привлекалось (обратного в материалы дела не представлено), а также характер допущенного нарушения, объем находящегося в обороте алкоголя, конституционный принцип соразмерности административного наказания, считая, что назначение наказание в виде административного штрафа в минимальном размере не отвечает целям административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, несопоставимо с характером административного правонарушения и наступившими последствиями, суд полагает возможным назначить Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения арестованных протоколом от 25.10.2017.
  50. Пунктом 15.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами.
  51. Одновременно с этим, на основании пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
  52. Поскольку изъятая согласно описи к протоколу от 25.10.2017 алкогольная продукция является товаром, находящимся в незаконном обороте, она подлежит уничтожению.
  53. Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. Заверенную копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, необходимо представить в Арбитражный суд Мурманской области в установленный срок, со дня вступления в законную силу решения суда.
  54. Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
  55. Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  56. Решил:

  57. привлечь общество с ограниченной ответственностью «Алина» к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. с конфискацией алкогольной продукции изъятой протоколом от 25.10.2017.
  58. Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
  59. Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, 183006, г. Мурманск, пр. Ленина, д.75, ИНН 5190021206, КПП 519001001, ОГРН 1135190006225
  60. получатель платежа – УФК по Мурманской области (Министерство развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, л/сч 04492200220); Отделение Мурманск, г. Мурманск; р/с 40101810000000010005 БИК 044705001; ОКТМО 47701000; КБК 833 1 16 08010 01 0000 140; УИН 0355685259219118171220171.
  61. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.
  62. Судья Карачева А.Е.

Печать

Печатать