9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Постановление АС Уральского округа от

  1. Екатеринбург
  2. 12 февраля 2018 г.
  3. Дело № А60-22435/2017
  4. Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2018 г.
  5. Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2018 г.
  6. Арбитражный суд Уральского округа в составе:
  7. председательствующего Сухановой Н. Н.,
  8. судей Гавриленко О. Л., Черкезова Е. О.
  9. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Полевская коммунальная компания» (далее - заявитель, ОАО «ПКК», общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.07.2017 по делу № А60-22435/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2017 по тому же делу.
  10. Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
  11. ОАО «ПКК» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Департамент) о признании недействительным предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от 28.03.2017 № 29-22-04-172 в части п. 1 и 2 (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
  12. Решением суда от 19.07.2017 (судья Киреев П.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
  13. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2017 (судьи Варакса Н.В., Трефилова Е.М., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
  14. В кассационной жалобе общество просит названные судебные акты отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что работы по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии включены в обязательный перечень работ регионального оператора Свердловской области, необходимый к выполнению при проведении капитального ремонта многоквартирного дома; также полагает, что обязанность по установке общедомовых приборов действующим законодательством возложена на ресурсоснабжающие организации; кроме того, отмечает, что ОАО «ПКК» неоднократно предлагало собственникам многоквартирных домов принять решение об установке общедомовых приборов учета, однако соответствующее решение общего собрания собственников не было принято.
  15. При рассмотрении дела судами установлено, что в ходе внеплановой проверки на предмет соблюдения требований по содержанию общего имущества, по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений, по обеспечению энергетической эффективности многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Полевской, ул. Розы Люксембург, д. 89, микрорайон Зеленый Бор-2, д. 28, Департаментом выявлено, что в указанных многоквартирных домах не обеспечена установка коллективного прибора учета тепловой энергии, техническая возможность установки коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в указанных многоквартирных домах имеется.
  16. По итогам проверки Департаментом составлен акт от 28.03.2017 № 29-22-03-172 и в адрес ОАО «ПКК» вынесено предписание от 28.03.2017 № 29-22-04-172, которым в срок до 01.06.2017 обществу указано обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Полевской, микрорайон Зеленый Бор-2, д. 28 (п. 1 предписания); обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Полевской, ул. Розы Люксембург, д. 89 (п. 2 предписания).
  17. Не согласившись с предписанием в части п. 1 и 2, ОАО «ПКК» обратилось в арбитражный суд.
  18. Суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия оснований для признания предписания в оспариваемой части недействительным.
  19. Изучив доводы подателя кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
  20. В соответствии с ч. 1 ст. 198 и ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  21. В п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
  22. В соответствии с Положением о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 № 431-ПП, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, осуществляющим государственный жилищный надзор на территории Свердловской области.
  23. На основании ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261-ФЗ) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и(или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
  24. В ч. 5 ст. 13 указанного Федерального закона установлено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
  25. Согласно п. 11 ст. 2 Закона № 261-ФЗ в качестве лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, понимается лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
  26. В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
  27. Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
  28. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
  29. Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
  30. С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.09.2010 № 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
  31. Таким образом, после вступления в силу Закона № 261-ФЗ работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
  32. В ч. 9, ч. 10, ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ предусмотрена обязанность ресурсоснабжающих организаций по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домов, в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не оснащенных приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, однако это не исключает обязанность управляющих организаций принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета используемых энергетических ресурсов.
  33. Данные выводы содержатся, в частности, в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 № 302-КГ15-9608, Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2015 № 309-АД15-13996.
  34. Поскольку судами установлено, что управление спорными многоквартирными домами осуществляет ОАО «ПКК» и в них не обеспечена установка коллективного прибора учета тепловой энергии, при наличии технической возможности для этого, то выданное Департаментом предписание правомерно расценено судами как соответствующее требованиям законодательства.
  35. С учетом изложенного как основанные на неверном толковании действующего законодательства вышеприведенные доводы кассационной жалобы общества отклоняются.
  36. Таким образом, суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
  37. Доводы фонда, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют.
  38. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
  39. С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
  40. Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
  41. Постановил:

  42. решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.07.2017 по делу № А60-22435/2017 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2017 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО «Полевская коммунальная компания» – без удовлетворения.
  43. Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  44. Председательствующий Н.Н. Суханова
  45. Судьи О.Л. Гавриленко
  46. Е.О. Черкезов

Печать

Печатать