9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Постановление 7-й ААС от

  1. Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2018
  2. Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
  3. Председательствующего судьи Павлюк Т.В.
  4. Судей Кривошеиной С.В.
  5. Хайкиной С.Н.
  6. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А.
  7. при участии в заседании:
  8. от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
  9. рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе
  10. Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное) (07АП-11759/17)
  11. на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.11.2017 по делу № А27-13478/2017 (судья Мраморная Т.А.)
  12. по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), г. Кемерово (ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению №197 "Детский сад комбинированного вида", г. Кемерово (ОГРН 1024200700633, ИНН 4205005769) о взыскании 17 000 руб.,
  13. Установил:

  14. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Кемерово и Кемеровском районе Кемеровской области (межрайонное), г. Кемерово обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области (далее – заявитель, пенсионный фонд, Управление) с заявлением о взыскании с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №197 "Детский сад комбинированного вида", г. Кемерово (далее - учреждение) штрафа за непредставление в установленный срок сведений по форме СЭВ-М за август 2016 г. в размере 17000 руб.
  15. Решением суда от 10.11.2017 в удовлетворении заявления отказано.
  16. Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована неверным применением норм материального и процессуального права.
  17. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
  18. Учреждение в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) доводы апелляционной жалобы отклонило, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
  19. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие лиц, участвующих в деле.
  20. Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
  21. Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Решением от 12.12.2016г. № 052s19160004169 страхователь привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 17 Федерального закона РФ от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в размере 17000 рублей. Основанием привлечения страхователя к ответственности явилось несвоевременное представление сведений за период август 2016 года. Управлением было направлено в адрес Общества требование N 052S01170004011 от 19.01.2017г. с предложением о добровольной уплате штрафа, которое страхователем исполнено не было, что послужило основанием для обращения Управления за взысканием штрафа в судебном порядке.
  22. Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, исходил из необоснованности заявленных требований. Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
  23. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Общество зарегистрировано в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.
  24. Согласно статье 2 Закона № 167-ФЗ, законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе из Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
  25. В соответствии с преамбулой Федерального закона № 27-ФЗ, данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.
  26. В силу статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ, под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  27. Статьей 1 Федерального закона № 27-ФЗ также дано понятие "отчетного периода", под которым понимается период, за который страхователь представляет в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, девять месяцев и календарный год.
  28. В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 года № 250-ФЗ), страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
  29. Сведения, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 4 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ).
  30. Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 года № 83п утверждена форма «Сведения о застрахованных лицах», применяемая с 01.04.2016 года (форма СЗВ-М).
  31. Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
  32. На обязательный судебный порядок взыскания санкций, установленных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, указано также в пункте 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 года № 105.
  33. Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в редакции, действующей на момент вынесения решения, требования), нарушением законодательства Российской Федерации о страховых взносах признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) плательщика страховых взносов или банка, за которое данным Федеральным законом установлена ответственность.
  34. Из материалов дела следует, что исходя из нормативных требований срок сдачи отчетности за август 2016 года – не позднее 12.09.2016. Страхователем в УПФР в установленный законом срок 05.09.2016 по телекоммуникационным каналам связи представлены сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за июль 2016 года на 34 застрахованных лица. В отчете содержалась опечатка в номере месяца (указано «09» вместо «08»), однако отчет был принят пенсионным фондом, что подтверждается положительным протоколом входного контроля от 05.09.2016. Допущенная опечатка не стала препятствием для принятия отчета.
  35. Как следует из материалов дела, 04.10.2016 отчет был переотправлен вновь, содержание отчета осталось без изменений. Отчет принят.
  36. 25.10.2016 УПФР составлен акт камеральной проверки, в котором страхователю вменено в вину непредставление отчета за август 2016 в установленный срок.
  37. 12.12.2016 пенсионным фондом принято решение №052S19160004169 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Решением страхователь привлечен к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных п.2.2 ст.11 Закона №27-ФЗ в размере 17000 руб. Должнику было выставлено требование об уплате назначенного штрафа, которое в добровольном порядке не исполнено, в связи, с чем УПФР обратилось с заявлением о взыскании штрафных санкций в суд.
  38. В соответствии со статьей 16 закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда РФ обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений персонифицированного учета, в том числе по их учетным данным.
  39. До 01.01.2017 в случае предоставления неполных, недостоверных сведений, данные сведения подлежали корректировке в порядке, установленном пунктом 34 и пунктом 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н.
  40. Согласно пункту 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений. Пункт 41 этой Инструкции устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
  41. Вступившая в силу в 2017 году и действующая на момент рассмотрения спора часть 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утверждена Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н) нормативно закрепляют, что представление страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений освобождает страхователя от применения финансовых санкций (пункт 39 Инструкции).
  42. К спорным правоотношениям подлежат применению положения пункта 34 Инструкции N 987н, согласно которым страхователь мог устранить выявленную ошибку в двухнедельный срок, который исчислялся или со дня обнаружения ошибки организацией, или со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений.
  43. Как ранее изложено, отчет за август 2016 года был представлен в установленный срок, однако, в нарушение требований статей 38, 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действующего в спорном периоде, это обстоятельство было отражено в решении не как установленный Пенсионным фондом факт, а лишь в порядке цитирования возражений страхователя.
  44. Как обоснованно отметил суд первой инстанции, наличие опечатки в номере месяца, за который представлены сведения (сентябрь вместо августа) не повлияло на содержание сведений, не могло ввести Пенсионный фонд в заблуждение относительно фактического периода отчета, поскольку первоначальное представление состоялось 05.09.2016, когда сведения за сентябрь еще были не сформированы и представлены быть не могли. Своевременное предоставление отчета с опечаткой не может быть расценено как несвоевременное представление сведений.
  45. Поскольку общество первично исполнило обязанность по представлению данных о застрахованных лицах в установленный срок, а статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ не устанавливают ответственности за не представление исправленных сведений, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии в действиях общества нарушения статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
  46. Кроме того управлением не представлено доказательств направления в адрес общества и получения последним уведомления о корректировке сведений, а поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства недостоверности сведений в отчетности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях ответчика состава вменяемого правонарушения. Доводы жалобы Пенсионного фонда судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам. Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства о пенсионном и социальном страховании, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судом норм права.
  47. В силу части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
  48. Принимая во внимание положения указанных норм права, а также учитывая конкретные обстоятельства по настоящему делу, суд апелляционной инстанции считает, что пенсионный фонд не доказал обоснованность заявленных требований и доводов апелляционной жалобы; приведенные апеллянтом доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность принятого им решения.
  49. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных арбитражным судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
  50. В связи с изложенным, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
  51. Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
  52. Постановил:

  53. Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10.11.2017 по делу № А27-13478/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
  54. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
  55. Председательствующий Павлюк Т.В.
  56. Судьи Кривошеина С.В.
  57. Хайкина С.Н.

Печать

Печатать