9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Определение Президиума ВС РФ от

По делу № 26-КГ17-14
  1. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Пчелинцевой Л.М.,судей Гуляевой Г.А., Фролкиной СВ.
  2. рассмотрела в открытом судебном заседании 4 декабря 2017 г.
  3. гражданское дело по иску Губаевой Маргариты Сайдаминовны, Китиева Али Вахаевича, Арчакова Магомеда Аликовича, Картоева Беслана Макшариповича,Килиматова Илеза Алихановича, Мальсагова Ахметхана Нурудиновича,Ханиева Магомеда Сайгтовича, Цечоева Илисхана Юсуповича, Цездоева Адама Магометовича, Зязикова Ильи Хусейновича, Ахриева Мурада Бекхановича,Хамхоева Исропила Магомедовича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о приёме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации по кассационной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия - Гороховцева Р.Н. на постановление президиума Верховного Суда Республики Ингушетия от 7 июня 2017 г., которым отменено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 16 февраля 2017 г. об отказе в удовлетворении иска и оставлено в силе решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 9 ноября 2016 г., которым исковые требования удовлетворены.
  4. Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителей Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Торгушиной Н.В.,Честнейшего Е.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А.,полагавшей судебное постановление подлежащим отмене,Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
  5. Установила:

  6. Губаева Маргарита Сайдаминовна, Китиев Али Вахаевич, Арчаков Магомед Аликович, Картоев Беслан Макшарипович, Килиматов Илез Алиханович, Мальсагов Ахметхан Нурудинович, Ханиев Магомед Сайгтович,Цечоев Илисхан Юсупович, Цездоев Адам Магометович, Зязиков Илья Хусейнович, Ахриев Мурад Бекханович, Хамхоев Исропил Магомедович (далее также - истцы) обратились в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее - МВД по Республике Ингушетия) об обязании принять на службу в органы внутренних дел в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
  7. В обоснование исковых требований истцы ссылались на то, что до 31 мая 2016 г. проходили службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Ингушетия (далее - Управление ФСКН России по Республике Ингушетия) на различных должностях.
  8. В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 31 мая 2016 г.
  9. истцами на имя начальника Управления ФСКН России по Республике Ингушетия поданы рапорты об увольнении из органов наркоконтроля по подпункту 7 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г 613 (в связи с переводом в другой государственный орган) и принятии их на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на равнозначную должность в порядке перевода.
  10. Приказом начальника Управления ФСКН России по Республике Ингушетия от 31 мая 2016 г. № 172-лс истцы уволены из органов наркоконтроля по подпункту 7 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 (в связи с переводом в другой государственный орган).
  11. Истцы указали, что в связи с отсутствием какого-либо решения МВД по Республике Ингушетия относительно их принятия на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода, ими 5 и 8 августа 2016 г. повторно были поданы рапорты на имя временно исполняющего обязанности министра внутренних дел по Республике Ингушетия с просьбой о принятии на службу в органы внутренних дел и назначении на равнозначные должности.
  12. 9 сентября 2016 г. истцы были уведомлены о том, что согласно письму временно исполняющего обязанности министра внутренних дел по Республике Ингушетия от 7 сентября 2016 г. их кандидатуры для поступления на службу в органы внутренних дел были рассмотрены в МВД по Республике Ингушетия и на основании проведённых проверочных мероприятий положительного решения о приёме их на службу в порядке перевода не принято.
  13. По мнению истцов, отказ МВД по Республике Ингушетия в приёме их на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода является незаконным, поскольку положениями Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств,психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» всем сотрудникам упраздняемой ФСКН России гарантирован перевод на службу в органы внутренних дел Российской Федерации при наличии их волеизъявления без испытательного срока и переаттестации, в связи с чем истцы просили суд обязать ответчика принять их на службу в органы внутренних дел в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
  14. Представитель ответчика МВД по Республике Ингушетия в суде исковые требования не признал.
  15. Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 9 ноября 2016 г. заявленные истцами требования удовлетворены. Суд возложил на ответчика обязанность принять истцов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» без испытательного срока и переаттестации.
  16. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 16 февраля 2017 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
  17. Постановлением президиума Верховного Суда Республики Ингушетия от 7 июня 2017 г. отменено апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 16 февраля 2017 г. и оставлено в силе решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 9 ноября 2016 г.
  18. В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя МВД по Республике Ингушетия - Гороховцева Р.Н.
  19. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены постановления президиума Верховного Суда Республики Ингушетия от 7 июня 2017 г., как незаконного.
  20. По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителя
  21. МВД по Республике Ингушетия судьёй Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. 29 августа 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 17 октября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
  22. Истцы, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, направили письменные возражения на кассационную жалобу, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов.
  23. Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и письменные возражения на неё, заслушав объяснения представителей МВД по Республике Ингушетия, явившихся в судебное заседание, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
  24. Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав,свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
  25. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
  26. Судом установлено и из материалов дела следует, что истцы до 31 мая 2016 г. проходили службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Ингушетия на различных должностях, на момент увольнения занимали должности:
  27. Арчаков М.А. - заместителя начальника следственного отдела; Картоев Б.М. старшего следователя следственного отдела; Килиматов И.А. - старшего оперуполномоченного по особо важным делам 2 отдела оперативной службы;
  28. Мальсагов А.Н. - старшего следователя по особо важным делам следственного отдела; Ахриев М.Б. - старшего оперуполномоченного по особо важным делам отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики,реабилитации и ресоциализации наркопотребителей; Губаева М.С. - старшего оперуполномоченного оперативно-технического и поискового отдела;
  29. Ханиев М.С - оперуполномоченного 3 отдела оперативной службы;
  30. Цечоев И.Ю. - старшего оперуполномоченного 3 отдела оперативной службы;
  31. Цездоев А.М. - старшего оперуполномоченного 2 отдела оперативной службы;
  32. Зязиков И.Х. - оперуполномоченного отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики, реабилитации и ресоциализации наркопотребителей; Китиев А.В. - оперуполномоченного 1 группы отдела специального назначения; Хамхоев И.М. - старшего оперуполномоченного 1 отдела оперативной службы.
  33. В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 31 мая 2016 г.
  34. истцами на имя начальника Управления ФСКН России по Республике Ингушетия поданы рапорты об увольнении из органов наркоконтроля по подпункту 7 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г 613 (в связи с переводом в другой государственный орган) и принятии их на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на равнозначные должности в порядке перевода.
  35. Приказом начальника Управления ФСКН России по Республике Ингушетия от 31 мая 2016 г. № 172-лс истцы уволены из органов наркоконтроля по подпункту 7 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 (в связи с переводом в другой государственный орган).
  36. Из материалов дела следует, что в связи с отсутствием какого-либо решения МВД по Республике Ингушетия относительно принятия истцов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода,ими 5 и 8 августа 2016 г. повторно были поданы рапорты на имя временно исполняющего обязанности министра внутренних дел по Республике Ингушетия с просьбой о принятии на службу в органы внутренних дел и назначении на равнозначные должности.
  37. 9 сентября 2016 г. истцы были уведомлены о том, что согласно письму временно исполняющего обязанности министра внутренних дел по Республике Ингушетия от 7 сентября 2016 г. на имя председателя ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Ингушетия их кандидатуры для поступления на службу в органы внутренних дел были рассмотрены в МВД по Республике Ингушетия на основании рапортов от 8 августа 2016 г. и положительного решения о приёме истцов на службу в порядке перевода не принято.
  38. Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истцов о возложении на ответчика обязанности принять их на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода, суд первой инстанции со ссылкой на положения Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и Федерального закона от 3 июля 2016 г. № ЗО5-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» пришёл к выводу о том, что сотрудник органов наркоконтроля, уволенный со службы в связи с ликвидацией ФСКН России, при наличии волеизъявления подлежит переводу на соответствующую должность в органы внутренних дел Российской Федерации в течение трёх месяцев с даты увольнения без проведения каких-либо проверочных мероприятий. Суд указал на то, что стороной ответчика не представлено допустимых доказательств в обоснование принятия решения об отказе в приёме истцов на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Также, в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований суд сослался на положения статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым изменение подведомственности (подчинённости) организации или её
  39. реорганизация либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.
  40. С такими выводами суда первой инстанции не согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия.
  41. Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований истцов о возложении на ответчика обязанности принять их на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода,суд апелляционной инстанции исходил из того, что Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» не установлен порядок приёма сотрудников органов нарконтроля на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, а также на Министерство внутренних дел Российской Федерации не возложена безусловная обязанность принятия на службу в органы внутренних дел всех сотрудников упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, изъявивших желание проходить службу в органах внутренних дел.
  42. По мнению суда апелляционной инстанции, поскольку отношения,связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», то реализация Указа Президента Российской Федерации № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» в части,касающейся приёма сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, возможна только в порядке, предусмотренном названым федеральным законом. Судом апелляционной инстанции в обоснование вывода об отказе в удовлетворении требований истцов со ссылкой на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» учтено, что после поступления в МВД по Республике Ингушетия рапортов истцов о приёме на службу в порядке перевода, в отношении каждого из них проводились проверочные мероприятия в целях определения их соответствия квалификационным требованиям, и по результатам этих мероприятий истцам отказано в приёме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации в порядке перевода.
  43. С такими выводами суда апелляционной инстанции не согласился президиум Верховного Суда Республики Ингушетия.
  44. Отменяя апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия и отставляя в силе решение суда первой инстанции, президиум Верховного Суда Республики Ингушетия исходил из того, что порядок перевода сотрудников упразднённой ФСКН России на службу в органы внутренних дел Российской Федерации определён специальными нормативно-правовыми актами - Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств,психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», в связи с чем положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не применяются при решении вопроса о принятии в порядке перевода сотрудников упразднённой ФСКН России на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Суд кассационной инстанции указал, что сотрудники упразднённой ФСКН России имеют право быть принятыми в порядке перевода на соответствующие должности в органы внутренних дел Российской Федерации, что является государственной гарантией соблюдения прав таких сотрудников, и МВД по Республике Ингушетия обязано принять таких сотрудников на службу в порядке перевода.
  45. С такими выводами суда кассационной инстанции Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
  46. На основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее также - Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156) упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156).
  47. Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156).
  48. Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 156 установлено,что Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере; является правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
  49. Согласно подпункту «б» пункта 4 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 г 156 сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
  50. В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств,психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее -Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее органы наркоконтроля) в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков принимаются на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) в порядке перевода без испытательного срока, переаттестации,прохождения военно-врачебной экспертизы, профессионального психологического отбора в течение трёх месяцев с момента увольнения в связи с переводом в другой государственный орган при отсутствии другой работы (службы) в указанный период.
  51. По заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трёх месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию её территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля. Такому сотруднику выплачиваются единовременное пособие и иные выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации (часть 5 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ).
  52. Правоотношения, связанные, в том числе с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ), другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (статья 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
  53. В силу положений части 1 статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане, способные, в том числе по своим личным и деловым качествам,выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
  54. Статьёй 18 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ определён перечень документов, представляемых в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган,подразделение гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел.
  55. Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 2011 г 342-ФЗ установлено, что уполномоченный руководитель в течение трёх месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.
  56. Приказом МВД России от 18 июля 2014 г. № 595 утверждена Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приёма документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации,пунктом 4 которой предусмотрено, что в ходе отбора граждан на службу в органы внутренних дел осуществляются информационно-организационные мероприятия; изучение данных о кандидате; принятие решения по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом.
  57. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах,специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами,принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. № 7-П;
  58. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 460-О, от 16 апреля 2009 г. № 566-0-0, от 25 ноября 2010 г 1547-0-0 и от 3 июля 2014 г. № 1405-О).
  59. 22 ноября 2017 г. Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление № 31-П по делу о проверке конституционности частей 1, 5, 10 и 11 статьи 33 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», статей 17, 19 и 20 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также подпункта «б» пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств,психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» в связи с запросом Верховного Суда Республики Дагестан и жалобой гражданина Базаленко С Ю .
  60. Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации,изложенной в пункте 3.5 названного постановления, следует, что предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упрощённый порядок приёма на службу в органы внутренних дел сотрудников органов нарконтроля (то есть упразднённой ФСКН России) не исключает, тем не менее, соблюдение в отношении них предусмотренных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ ограничений для поступления на службу в органах внутренних дел, предопределённых, главным образом, необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. Установление наличия либо отсутствия обстоятельств,препятствующих сотруднику органов нарконтроля проходить службу в органах внутренних дел, предполагает проведение в отношении такого сотрудника проверочных мероприятий, включающих проверку достоверности сообщённых им сведений, которая проводится путём использования оперативных возможностей органов внутренних дел.
  61. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в названном постановлении, положения Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств,психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» в системе действующего правового регулирования не предполагают отказ сотрудникам органов наркоконтроля, которые при упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков изъявили желание продолжить службу в органах внутренних дел и были уволены в связи с переводом в другой государственный орган, в приеме на службу в органы внутренних дел в упрощенном порядке - без испытательного срока,переаттестации, прохождения военно-врачебной экспертизы и профессионального психологического отбора - в течение трёх месяцев с момента увольнения при отсутствии у них другой работы (службы) в указанный период и при условии, что в отношении этих лиц не было установлено предусмотренных законом обстоятельств, исключающих возможность их поступления на службу в органы внутренних дел.
  62. Из приведённых выше нормативных положений и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что приём сотрудников органов наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, в том числе в порядке перевода в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков осуществляется с соблюдением порядка и условий, установленных Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ с учётом исключений, определённых Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156 и статьёй 33Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ, которые не предполагают безусловную обязанность уполномоченного руководителя органа внутренних дел по принятию на службу сотрудников органов наркоконтроля, и не исключают права соответствующего руководителя органа внутренних дел при проведении кадрового отбора и наличии имеющихся оснований, в том числе касающихся личных и деловых качеств кандидата (часть 1 статьи 17Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ) отказать в принятии такого сотрудника на службу в органы внутренних дел.
  63. Как установлено судом, письмом временно исполняющего обязанности министра внутренних дел по Республике Ингушетия от 7 сентября 2016 г. на имя председателя ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Республике Ингушетия было сообщено о том, что кандидатуры истцов для поступления на службу в органы внутренних дел были рассмотрены в МВД по Республике Ингушетия и на основании проведённых проверочных мероприятий положительного решения о приёме истцов на службу в порядке перевода не принято.
  64. Учитывая, что в силу норм права, регулирующих спорные отношения,оценка деловых и личных качеств лиц, претендующих на поступление на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, является реализацией руководителем органа внутренних дел своих прав как представителя нанимателя при принятии кадровых решений о приёме на службу таких лиц,выводы суда кассационной инстанции о том, что сотрудник органов наркоконтроля, уволенный со службы в связи с ликвидацией ФСКН России,при наличии его волеизъявления подлежит переводу в органы внутренних дел Российской Федерации и при решении вопроса о его принятии на службу не подлежат применению положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г 342-ФЗ, являются неправомерными.
  65. Ввиду изложенного постановление президиума Верховного Суда Республики Ингушетия от 7 июня 2017 нельзя признать законным. Оно принято с существенными нарушениями норм материального права,повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.
  66. При новом рассмотрении дела суду кассационной инстанции следует учесть изложенное и разрешить кассационную жалобу истцов и их представителя в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и обстоятельствами дела, установленными судами первой и апелляционной инстанций.
  67. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ,
  68. Определила:

  69. постановление президиума Верховного Суда Республики Ингушетия от 7 июня 2017 г. отменить.
  70. Дело направить на новое кассационное рассмотрение в суд кассационной инстанции - президиум Верховного Суда Республики Ингушетия.
  71. Председательствующий

Печать

Печатать