9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Постановление 19-й ААС от

  1. Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи
  2. Ольшанской Н.А.,
  3. рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.11.2017 по делу № А14-14530/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Аришонкова Е.А.), принятое по заявлению Акционерного общества «Федеральная грузовая компания» в лице Воронежского филиала (ОГРН 1106659010600, ИНН 6659209750) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300) о признании недействительным решения № 046S19170010412 от 31.05.2017,
  4. без вызова сторон,
  5. Установил:

  6. Акционерное общество «Федеральная грузовая компания» в лице Воронежского филиала (далее – Общество, АО «ФГК») обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (далее – Управление, орган Пенсионного фонда) о признании недействительным решения № 046S19170010412 от 31.05.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
  7. Дело было рассмотрено Арбитражным судом Воронежской области в порядке упрощенного производства по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  8. Решением Арбитражного суда Воронежской области от 10.11.2017 требования Общества удовлетворены, оспариваемое решение органа Пенсионного фонда признано недействительным.
  9. Не согласившись с принятым решением, Учреждение обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
  10. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в случае представления страхователем дополняющих форм в отношении застрахованных лиц, сведения о которых не были учтены при составлении основного отчета по форме СЗМ-М, то к страхователю, по мнению Управления, применяются финансовые санкции в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ).
  11. В представленном отзыве АО «ФГК» указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
  12. В соответствии с частью 1 статьи 271.1 АПК РФ апелляционный суд рассмотрел дело единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
  13. Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
  14. Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, АО «ФГК», являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в установленный срок представило в орган Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года.
  15. В ходе проверки вышеуказанного отчета Управлением было установлено, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 года представлены Обществом не в полном объеме. Данный вывод сделан в результате сопоставления сведений о застрахованных лицах, содержащихся в разделе 6 формы РСВ-1 (полугодие и 9 месяцев 2016 года) и в форме СЗВ-М (апрель-сентябрь 2016 года).
  16. Органом Пенсионного фонда 08.02.2017 в адрес АО «ФГК» было направлено уведомление об устранении несоответствий в представленных сведениях № 07-41/84 от 07.02.2017, в соответствии с которым Обществу предложено устранить выявленные расхождения в сведениях по форме РСВ-1 и по форме СЗВ-М в срок до 16.02.2017.
  17. Во исполнение уведомления Управления АО «ФГК» 13.02.2017 по электронным калам связи направило в адрес органа Пенсионного фонда дополняющую форму отчета СЗВ-М за сентябрь 2016 года от 13.02.2017, что подтверждается протоколом проверки отчетности страхователя АО «ФГК» от 13.02.2017.
  18. На основании представленных Обществом 13.02.2017 сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2016 года Управлением была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, по результатам проверки составлен акт № 046S19170009280 от 13.04.2017 и принято решение № 046S19170010412 от 31.05.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым АО «ФГК» привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде штрафа в сумме 1000 руб.
  19. Основанием для привлечения Общества к ответственности послужил вывод Учреждения о несвоевременном предоставлении отчетности по форме СЗВ-М в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи посредством электронного документооборота, за сентябрь 2016 года в отношении застрахованных лиц.
  20. Не согласившись с указанным решением Управления, АО «ФГК» обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с соответствующим заявлением.
  21. Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
  22. На основании статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ, статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
  23. Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
  24. Страхователь предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым ПФ РФ.
  25. Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ, установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
  26. В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
  27. Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п утверждена форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах».
  28. На основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Закона к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица
  29. Таким образом, объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, образует нарушение срока представления сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации либо представление неполных (недостоверных) сведений.
  30. Суд первой инстанции, оценивая представленные в материалы дела доказательства, правильно исходил из того, что положения абзаца 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ не устанавливают ответственности за представление сведений с ошибками, а также за нарушение срока представления исправленных сведений.
  31. В силу статьи 15 Федерального закона № 27-ФЗ, страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (далее – Инструкция № 987н).
  32. Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
  33. Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
  34. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П и доведенной до сведения территориальных органов Пенсионного фонда в письме Пенсионного фонда от 14.12.2004 № КА-09-25/13379, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Одновременно в данном письме Пенсионным фондом разъяснено территориальным органам фонда, что в случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, возможно не применять.
  35. В соответствии с пунктом 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н и действующей с 19.02.2017 (далее – Инструкция № 766н) при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
  36. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
  37. При этом в пункте 39 Инструкции № 766н указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
  38. Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать поведение страхователя, направленное на исправление обнаруженных ошибок в представленной в орган Пенсионного фонда РФ отчетности. Такой правоприменительный подход направлен на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, а также обеспечение конструктивного взаимодействия страхователей с органами Пенсионного фонда РФ и, как следствие, полноту и достоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
  39. С учетом того, что положениями Федерального закона № 27-ФЗ не установлены обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение правонарушения, суд считает, что при вынесении Управлением оспариваемого решения 24.05.2017 необходимо было руководствоваться соответствующими нормами налогового законодательства.
  40. Так, статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции, действующей с 01.01.2017) установлено, что Федеральный закон № 27-ФЗ является составной частью законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
  41. Одновременно данной нормой предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
  42. В этой связи, учитывая необходимость единообразного применения правовых норм, регламентирующих порядок привлечения к ответственности за нарушение положений законодательства Российской Федерации в сфере обязательного пенсионного страхования, при привлечении к ответственности, предусмотренной Федеральным законом № 27-ФЗ, подлежат применению соответствующие положения Налогового кодекса РФ, в частности, регламентирующие порядок привлечения к ответственности (в части, не урегулированной положениями ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ).
  43. Анализ ст. 106, 111 НК РФ в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования привлечению подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по выявлению и устранению ошибок, несоответствий в предоставленных сведениях либо самостоятельно (до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации) либо в срок, установленный в направленном органом Пенсионного фонда Российской Федерации уведомлении о представлении соответствующих исправлений (дополнений).
  44. В этой связи, при рассмотрении вопроса о правомерности привлечения Общества оспариваемым решением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования необходимо принимать во внимание, в том числе, конкретные фактические обстоятельства, которые могут быть оценены в качестве исключающих вину лица в совершении вменяемого правонарушения.
  45. Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, Обществом в орган Пенсионного фонда были своевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за отчетный период сентябрь 2016 года.
  46. В связи с поступившим в адрес Общества 08.02.2017 уведомлением органа Пенсионного фонда об устранении несоответствий в представленных сведениях от 07.02.2017 № 07-41/84, АО «ФГК» в Управление в установленный в уведомлении срок направлены сведения по дополняющей форме СЗВ-М на 2 застрахованных лиц за отчетный период 9 (сентябрь) 2016 года. Согласно протоколу проверки электронного документа документ принят 13.02.2017.
  47. На основании указанного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что допущенные Обществом ошибки при подаче сведений по форме СЗВ-М за отчетный период - сентябрь 2016 года были устранены АО «ФГК» в установленный Управлением срок до 16.02.2017, что свидетельствует о добросовестном поведении АО «ФГК», направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей (с учетом указаний контролирующего органа) и может являться основанием для неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
  48. При этом судом первой инстанции учтено, что статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ предусмотрена возможность не только уточнения, но и дополнения сведений о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом, что, по мнению суда, предполагает возможность внесения сведений о ранее не указанных в отчете застрахованных лицах.
  49. При таких обстоятельствах оснований для привлечения АО «ФГК» к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ у Управления не имелось.
  50. Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
  51. Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства и установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
  52. Стороны не представили доказательств наличия оснований, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства. В частности, при рассмотрении апелляционной жалобы не было указано на отсутствие возможности представления суду первой инстанции каких-либо доказательства и возражений, невозможность ознакомления с материалами дела.
  53. Лица, участвующие в деле, ходатайств о переходе к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, не заявили.
  54. В суде первой инстанции ими не приводилось доводов о том, что настоящее дело подлежало рассмотрению по общим правилам административного судопроизводства.
  55. При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.11.2017 по делу № А14-14530/2017 надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу органа Пенсионного фонда РФ – без удовлетворения.
  56. Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
  57. Постановил:

  58. Решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.11.2017 по делу № А14-14530/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
  59. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
  60. Судья Н.А. Ольшанская

Печать

Печатать