9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение от

По делу № 2а-314/2018,2а-5388/2017
  1. 11 января 2018 года г. Белгород
  2. Октябрьский районный суд города Белгорода в составе:
  3. председательствующего судьи Свищёва В.В.,
  4. при секретаре Лазаревой Е.Б.,
  5. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора Волокновского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Белгородской области о признании информации запрещенной к распространению,
  6. Установил:

  7. Прокурор Волоконовского района Белгородской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредствам сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
  8. Прокурор в административном исковом заявлении просит суд: «Признать информацию, распространенную посредствам сети «Интернет» и размещенную на интернет-сайте <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
  9. Административный истец в судебное заседание не явился.
  10. Административном ответчиком направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В ходатайстве указано, что при подтверждении наличия оснований для признания информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, против заявленных требований не возражают.
  11. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
  12. Согласно п. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья, следовательно, и право на здоровье. Жизнь и здоровье - нематериальные блага, данные человеку с рождения (п. 1 ст. 150 ГК РФ). В законодательстве отсутствует определение жизни и здоровья. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного социального, психического и физического благополучия». Охрана здоровья граждан - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
  13. В соответствии с требованиями ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
  14. Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
  15. Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
  16. В силу п. 1 ст. 9 указанного Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  17. Согласно положениям ст. 15.1 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (ч. 1).
  18. Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 3).
  19. Как следует из материалов дела, проведенным мониторингом, выявлены факты открытого доступа в сети Интернет на сайт с заголовком <адрес>, на котором размещена информация о реализации лекарственных средств, в том числе, по которым необходимо наличие рецепта, с доставкой или отправкой в регионы России.
  20. Согласно представленному скриншоту со страницы сайта <адрес> информация не носит справочно-информационный и аналитический характер, а представляет собой информацию, за распространение которой предусмотрена уголовная ответственность (ст. 228, 228.1, 229, 229.1 УК РФ).
  21. В силу п. 1 Правил продажи товаров дистанционным способом определено, что «продажа товаров дистанционным способом» - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  22. Согласно п. 5 Правил не допускается продажа дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ.
  23. В соответствии с Перечнем видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, в целях сохранения государственного контроля за реализацией отдельных видов продукции, имеющих важнейшее значение в удовлетворении потребностей народного хозяйства и обеспечении общественной безопасности, установлен запрет на свободную реализацию лекарственных средств.
  24. В соответствии с п. 76 Правил продажи отдельных видов товаров, продажа лекарственных препаратов и медицинских изделий производится на основании предъявляемых покупателями рецептов врачей, оформленных в установленном порядке, а также без рецептов в соответствии с инструкцией по применению лекарственных препаратов и медицинских изделий.
  25. Из данного Положения Правил следует, что при продаже каждого лекарственного средства необходимо установить, производится ли его отпуск по рецепту и проверить, имеется ли соответствующий рецепт у клиента.
  26. Вышеприведенными нормами в их взаимосвязи установлены запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на странице сайта <адрес> где приведена реклама продаваемой продукции с демонстрацией внешнего вида упаковок лекарственных средств и расфасовки. Проверка наличия рецепта на указанном сайте не осуществляется.
  27. Согласно Порядка отпуска лекарственных средств, все лекарственные средства, за исключением включенных в Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться аптечными учреждениями (организациями) только по рецептам, оформленным в установленном порядке на рецептурных бланках соответствующих учетных форм.
  28. На момент проверки сайта и рассмотрения дела установлено, что он в Едином реестре отсутствует. Владелец сайта не идентифицирован.
  29. В целях ограничения доступа к указанному Интернет-сайту, содержащего запрещенную информацию, необходимо внести его в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» по основаниям, предусмотренным ст. 15.1 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101.
  30. Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.п. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101.
  31. В соответствии с ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
  32. Основанием для внесения указанного сайта в Единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
  33. Часть 2 ст. 124 КАС РФ содержит правило, устанавливающее открытый перечень способов защиты, которые может использовать административный истец. Одним из таких способов защиты, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
  34. На основании изложенного, принимая во внимание ст. ст. 18, 29, 55 Конституции РФ, ст. ст. 2, 9, 10, 15 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации», суд приходит к выводу о том, что законодательством предусмотрен запрет продажи дистанционным способом товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством РФ. Неограниченный доступ к указанному прокурором Интернет-ресурсу, информация которого направлена на приобретение лекарственного средства без проверки наличия рецептов наносит ущерб нравственности и здоровью населения, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению, необходимо признать информацию, размещенную на сайте по сетевому адресу: <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
  35. Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС Российской Федерации, суд
  36. Решил:

  37. Административный иск Прокурора Волоконовского района Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Белгородской области о признании информации запрещенной к распространению, удовлетворить.
  38. Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» и размещенную на Интернет-сайте <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
  39. Включить Интернет-сайт <адрес> в Единый реестр запрещенной информации.
  40. Решение суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Белгородской области для включения Интернет-сайта в Единый реестр запрещенной информации.
  41. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.
  42. Мотивированное решение суда изготовлено 11 января 2018 года.
  43. Судья В.В. Свищёв

Печать

Печатать