9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Решение от № АК/91383/17

Решение по делу № 3-24-51/00-08-17 в отношении АО «Байер» реклама Терафлекс

  1. РЕШЕНИЕ
  2. по делу № 3-24-51/00-08-17
  3. 14 декабря 2017 г. г. Москва
  4. Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
  5. ,
  6. рассмотрев материалы о распространении АО «Байер» рекламы лекарственных препаратов «Терафлекс» и «Терафлекс Хондрокрем Форте» на телеканалах Первый, Россия 1, НТВ, 5 канал, РЕН-ТВ, Домашний, ТВ-Центр, Звезда, Россия 24, ТВ-3 в период с января по июнь 2017 года и в сети «Интернет»в период с февраля по октябрь 2017 года,
  7. в присутствии лиц, участвующих в деле:
  8. лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
  9. АО «Байер» (адрес: ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 2, г. Москва, 107113, ОГРН 1027739373903, ИНН 7704017596, КПП 771801001, дата регистрации: 14.10.2002) — (доверенность № 329 от 16.02.2017).
  10. Установила:

  11. На основании приказа № 1242/17 от 18.09.2017 руководителя ФАС России Артемьева И.Ю. была проведена проверка в отношении акционерного общества «Байер».
  12. 1. По результатам проверки выявлено, что реклама лекарственного препарата «Терафлекс» распространялась:
  13. a) в период с января по июнь 2017 года на телеканалах Первый, Россия 1, НТВ, 5 канал, РЕН-ТВ, Домашний, ТВ-Центра, Звезда, Россия 24, ТВ-3 и других посредством рекламных роликов хронометражем 15 и 20 секунд;
  14. b) в период с февраля по октябрь 2017 года в сети «Интернет» посредством рекламных баннеров:
  15. динамический баннер из двух сменяющихся визуальных рядов;
  16. три варианта статических баннеров.
  17. В рекламных роликах, распространяемых на телевидении, сообщается следующее:
  18. «При боли в суставах возьми капсулы Терафлекс. Благодаря активным ингредиентам Терафлекс стимулирует восстановление хрящевой ткани и позволяет уменьшить боль. Клинически доказано в 96 % случаев. Терафлекс. Продлите молодость суставов. Байер».
  19. Рекламные ролики завершаются кадром, на котором изображена упаковка лекарственного препарата «Терафлекс» с утверждениями: «Терафлекс. Продлите молодость суставов. WWW.TERAFLEX.RU». Утверждение сопровождается сноской «*при применении в течение 6 месяцев. Светлова М.С. Современная ревматология 2010. № 2. 47-53».
  20. В динамическом рекламном баннере, состоящем из двух сменяющихся визуальных рядов, о лекарственном препарате «Терафлекс» сообщалось следующее:
  21. визуальный ряд первой страницы баннера - изображение колена и утверждение «при боли в суставах»;
  22. визуальный ряд второй страницы баннера — изображение упаковки Терафлекс сопровождается утверждениями: «Терафлекс в капсулах уменьшает боль в суставах*, стимулирует восстановление хрящевой ткани**», «Клинически доказано в 96 % случаев», которые в свою очередь поясняются сносками «*Светлова М.С. Современная ревматология № 2, 2010» и «**Согласно инструкции по применению препарата Терафлекс от 22.08.2016».
  23. Визуальный ряд динамического баннера в целом сопровождается предупреждением: «Имеются противопоказания. Необходимо ознакомится с инструкцией», а также товарный знак компании «Байер».
  24. Статические баннеры содержат аналогичные рекламные изображения и тексты.
  25. В соответствии с регистрационным удостоверением П N015287/01 от 26.07.2010 препарат «Терафлекс» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.
  26. Согласно инструкции по применению препарат «Терафлекс» при лечении остеоартроза облегчает симптомы заболевания и уменьшает потребность в НПВП.
  27. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
  28. Указание на то, что препарат Терафлекс уменьшает боль в суставах и такое действие препарата клинически доказано в 96 % случаев свидетельствует о гарантии положительного действия лекарственного препарата и его эффективности в устранении боли в суставах и восстановлении хрящевой ткани.
  29. Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля: гарантия - ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, залог, ответ (с ответом), заверение, заверка, безопаска, обезопаска, безопасенье, страх; гарантировать - обеспечить, ручаться, заверить, обезопасить, дать залог, поручиться, заручиться; заложиться, взять на свой страх.
  30. Согласно Большому толковому словарю русского языка С. А. Кузнецова: гарантия — 1. Обеспечение осуществления чего-л., выполнения каких-л. обязательств и т.п.; поручительство, ручательство, порука в чём-л. 2. Условие, обеспечивающее, подтверждающее осуществление, исполнение чего-л.
  31. Таким образом, гарантия — это заверение наступления, осуществления чего- либо, поручительство.
  32. В рекламе препарата «Терафлекс» АО «Байер» заверяет и ручается, что Терафлекс уменьшает боль в суставах, а также заверяет потребителей в том, что в 96% случаев наступил положительный эффект при применении препарата, соответственно, в рекламе присутствует гарантия.
  33. При этом наличие исследования о том, что положительное действие и эффективность препарата наступает в 96 % случаях, не является основанием для гарантии в рекламе результата такого положительного действия и эффективности в виду прямого запрета, установленного пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе». Данный запрет действует независимо от наличия каких-либо исследований, подтверждающих положительное действие и эффективность лекарственных препаратов.
  34. Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «Терафлекс», распространявшейся на телеканалах Первый, Россия 1, НТВ, 5 канал, РЕН-ТВ, Домашний, ТВ-Центра, Звезда, Россия 24, ТВ-3 и других в период с января по июнь 2017 года, а также в сети «Интернет» в период с февраля по октябрь 2017 года, усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
  35. 2. Реклама лекарственного препарата «Терафлекс Хондрокрем Форте» распространялась:
  36. a) в период с января по июнь 2017 года на телеканалах Первый, Россия 1, НТВ, 5 канал, РЕН-ТВ, Домашний, ТВ-Центра, Звезда, Россия 24, ТВ-3 и других посредством рекламного ролика;
  37. b) в период с сентября по октябрь 2017 года в сети «Интернет» посредством динамического рекламного баннера.
  38. В телевизионном рекламном ролике сообщается следующее:
  39. «При острой боли в суставах на помощь приходит новинка — крем от Терафлекс. А для стимулирования восстановления хрящевой ткани Терафлекс в капсулах при курсовом приеме. Терафлекс. Капсулы и новый крем для комплексного лечения суставов. Байер».
  40. При этом видеоряд рекламного ролика с 5 по 7 секунду содержит утверждение «уменьшает острую боль».
  41. В рекламе лекарственного препарата «Терафлекс» представляющем собой динамический баннер из четырех сменяющихся визуальных рядов сообщалось следующее.
  42. Первый визуальный ряд содержит изображение колена и утверждение «при боли в суставах».
  43. Второй визуальный ряд — изображение упаковки «Терафлекс хондрокрем форте» и утверждение: «Терафлекс крем уменьшает боль в суставах».
  44. Третий визуальный ряд - изображение упаковки «Терафлекс» и утверждение «Терафлекс капсулы способствует восстановлению хрящевой ткани».
  45. Четвертый визуальный ряд — изображения упаковок «Терафлекс Хондрокрем Форте», «Терафлекс» и утверждение «Терафлекс для комплексного лечения суставов».
  46. Кроме того, в визуальных рядах баннера в нижней части содержалось предупреждение «Имеются противопоказания. Необходимо ознакомится с инструкцией», а также товарный знак компании «Байер».
  47. В соответствии с регистрационным удостоверением № ЛП-000276 от 17.02.2011 препарата «Терафлекс Хондрокрем Форте» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.
  48. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
  49. Указания на то, что Терафлекс крем уменьшает боль в суставах, уменьшает острую боль, свидетельствует о гарантии положительного действия лекарственного препарата и его эффективности в устранении боли в суставах.
  50. Вместе с тем согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля: гарантия - ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, залог, ответ (с ответом), заверение, заверка, безопаска, обезопаска, безопасенье, страх; гарантировать - обеспечить, ручаться, заверить, обезопасить, дать залог, поручиться, заручиться; заложиться, взять на свой страх.
  51. Согласно Большому толковому словарю русского языка С. А. Кузнецова: гарантия — 1. Обеспечение осуществления чего-л., выполнения каких-л. обязательств и т.п.; поручительство, ручательство, порука в чём-л. 2. Условие, обеспечивающее, подтверждающее осуществление, исполнение чего-л.
  52. Таким образом, гарантия — это заверение наступления, осуществления чего- либо, поручительство.
  53. В рекламе «Терафлекс Хондрокрем Форте» АО «Байер» заверяет и ручается, что Терафлекс уменьшает боль в суставах, соответственно, в рекламе присутствует гарантия.
  54. Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «Терафлекс Хондрокрем Форте», распространявшейся на телеканалах Первый, Россия 1, НТВ, 5 канал, РЕН-ТВ, Домашний, ТВ-Центра, Звезда, Россия 24, ТВ-3 и других в период с января по июнь 2017 года и в сети «Интернет» в период с сентября по октябрь 2017 года, усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
  55. В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных частью 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
  56. Рекламодателем указанной рекламы является АО «Байер» (адрес: ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 2, г. Москва, 107113, ОГРН 1027739373903, ИНН 7704017596, КПП 771801001, дата регистрации: 14.10.2002).
  57. Руководствуясь пунктом 8 части 1 статьи 24, пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
  58. Решила:

  59. 1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», рекламу лекарственных препаратов «Терафлекс» и «Терафлекс Хондрокрем Форте», распространявшуюся на телеканалах Первый, Россия 1, НТВ, 5 канал, РЕН-ТВ, Домашний, ТВ-Центр, Звезда, Россия 24, ТВ-3 в период с января по июнь 2017 года и в сети «Интернет»в период с февраля по октябрь 2017 года, поскольку в рекламе гарантируется положительное действие препаратов и их эффективность в устранении боли в суставах и восстановлении хрящевой ткани.
  60. 2. Выдать АО «Байер» (адрес: ул. 3-я Рыбинская, д. 18, стр. 2, г. Москва, 107113, ОГРН 1027739373903, ИНН 7704017596, КПП 771801001, дата регистрации: 14.10.2002) предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
  61. 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Байер».
  62. Решение изготовлено в полном объеме 20 декабря 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Печать

Печатать