9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение от

По делу № 02а-0701/2017
  1. Дело № 2А-701/2017
  2. Решение
  3. именем Российской Федерации
  4. 06 декабря 2017 года г. Москва
  5. Мещанский районный суд г.Москвы в составе председательствующего судьи Афанасьевой И.И., при секретаре Аникиной С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2А-701/2017 по административному иску ** Ульяны Юрьевны к Департаменту образования г.Москвы о признании незаконным отказ в предоставлении места в дошкольной образовательном учреждении – ГБОУ Школа 1598,
  6. Установил:

  7. Административный истец обратился в суд с иском к Департаменту образования г.Москвы о признании незаконным отказ в предоставлении места в дошкольной образовательном учреждении – ГБОУ Школа **. Истец указала, что ее дочери ** Василисе Алексеевне, ** года рождения, отказано в предоставлении места в детском саду ГБОУ № **, несмотря на то, что места имеются.
  8. В судебном заседании истец доводы иска поддержала.
  9. Представитель административного ответчика Департамента образования г.Москвы по доверенности от ** года № ** ** Д.А. против доводов иска возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
  10. Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
  11. В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
  12. Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
  13. 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
  14. 2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
  15. 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
  16. а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
  17. б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
  18. в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
  19. 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
  20. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
  21. Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ о распределении бремени доказывания между сторонами, суд и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
  22. Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа. С 07 ноября 2013 года действуют утвержденные Департаментом образования г. Москва Временные правила регистрации заявлений о постановке детей на учет, внесения изменений в имеющиеся заявления и направления детей на зачисление в государственные образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования, подведомственные Департаменту образования города Москвы (далее - Временные правила).
  23. Как следует из материалов дела, ** У.Ю. является матерью ** Василисы Алексеевны, ** года рождения, зарегистрированной по месту пребывания: **.
  24. Согласно статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Реализация конституционного права несовершеннолетних детей заявителей на получение дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации: Законом Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»; Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»; Законом Российский Федерации от 30.11.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», и т.д.
  25. На территории Российской Федерации действуют единые для всех субъектов РФ СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26.
  26. Пунктом 1.9. СанПиН предусмотрено, что количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой комнаты - для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) - не менее 2,0 метров квадратных на 1 ребёнка.
  27. Превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм, приведет к нарушению СанПиН 2.4.1.3049-13 и как следствие, применению к дошкольному образовательному учреждению административных санкций.
  28. Как установлено судом и следует из материалов дела заявление Кремневой У.Ю. на зачисление ** В.А. в государственную образовательную организацию системы образования города Москвы, реализующую основную общеобразовательную программу дошкольного образования принято и ему присвоен номер ** от ** года. Заявителем указано приоритетное дошкольное образовательное учреждение: ГБОУ Школа № **, дата выбора ** г.
  29. ** Василиса Алексеевна поставлена в очередь в дошкольное отделение ГБОУ Школа № ** – номер очереди **.
  30. Согласно справки Департамента образования г.Москвы от ** года, дошкольные группы ГБОУ г.Москвы Школа № ** по состоянию на ** года укомплектованы полностью.
  31. Также административном ответчиком представлена справка об отсутствии свободных мест в государственных образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, подведомственных Департаменту образования г.Москвы, расположенных на территории Восточного административного округа г.Москвы по состоянию на ** года.
  32. Выбранное административным истцом образовательное учреждение укомплектовано полностью в порядке, предусмотренном п. 3, а также п. 5. Временных правил с учетом очередности и имеющихся льгот у граждан. Согласно п. 7 Временных правил при отсутствии свободных мест в выбранных организациях заявителю в период до ** предлагаются свободные места в трех других организациях смежного района в доступной близости от места проживания ребенка. Таким образом, Департамент образования г. Москвы обязан предлагать исключительно свободные места в организациях смежного района при их наличии. Однако, как установлено судом и следует из представленных материалов дела, таких мест в образовательных дошкольных образовательных учреждениях не имеется. Временными правилами не предусмотрены сроки предоставления места в дошкольном образовательном учреждении. Реализация ** У.Ю. конституционных прав на получение ее ребенком дошкольного образования должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать прав других детей, поставленных на очередь ранее либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях. Между тем, предоставление места в детском саду повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, вставших в очередь ранее, и детей, имеющих право на внеочередное и первоочередное предоставление места в дошкольном образовательном учреждении. Само по себе наличие очереди на получение мест в ДОУ нельзя расценивать как неисполнение обязанности обеспечения доступного бесплатного дошкольного образования в отношении ребенка административного истца, а также как отказ в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении. Непредставление ребенку административного истца места в дошкольном образовательном учреждении связано исключительно с отсутствием свободных мест и наличием очередности, в которой, в том числе, состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее, а также имеющие право на первоочередное предоставления места в дошкольном образовательном учреждении. При таких обстоятельствах, требования истца удовлетворению не подлежат.
  33. На основании изложенного и, руководствуясьст.ст.174 -177 КАС РФ,
  34. Решил:

  35. Административный иск ** Ульяны Юрьевны к Департаменту образования г.Москвы о признании незаконным отказ в предоставлении места в дошкольной образовательном учреждении – ГБОУ Школа ** оставить без удовлетворения.
  36. Решение может быть обжаловано в Московский городской суд через Мещанский районный суд город Москвы в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
  37. Решение принято в окончательной форме 06 декабря 2017 года.
  38. Судья И.И. Афанасьева

Печать

Печатать