9999
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение АС Республики Карелия от

  1. Судья Арбитражного суда Республики Карелия Погосян А.А.,
  2. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лукиной А.В.,
  3. рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску муниципального дошкольного образовательного учреждения Беломорского муниципального района "Центр развития ребёнка - детский сад "Родничок"
  4. к обществу с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс"
  5. об урегулировании разногласий по муниципальному контракту,
  6. третье лицо – публичное акционерное общество «Единый расчетный Центр Республики Карелия»
  7. при участии представителей:
  8. истца, муниципального дошкольного образовательного учреждения Беломорского муниципального района "Центр развития ребёнка - детский сад "Родничок", - не явился, извещен;
  9. ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс", - не явился, извещен;
  10. третьего лица, публичного акционерного общества «Единый расчетный Центр Республики Карелия», - не явился, извещен;
  11. Установил:

  12. муниципальное дошкольное образовательное учреждение Беломорского муниципального района "Центр развития ребёнка - детский сад "Родничок" (ОГРН: 1021000978173, ИНН: 1011000950, место нахождения: 186500 Республика Карелия, Беломорский район, г. Беломорск, ул. Ленинская, 14; далее – истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" (ОГРН: 1111001010108, ИНН: 1001249017, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса, 10 помещение 19; далее – ответчик, ООО "Карелэнергоресурс") об урегулировании разногласий по муниципальному контракту №37-010 от 01.04.2016 (пункты 1.1, 5.4, 6.14, 6.15, 7.2.1, 8.1, приложение № 1, приложение № 4) .
  13. Определением суда от 08.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено публичное акционерное общество «Единый расчетный Центр Республики Карелия».
  14. Определением от 06.02.2017 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебных актов по делу №А26-5734/2016 и №А26-5731/2016.
  15. Определением от 20.11.2017 производство по делу возобновлено.
  16. Определением от 22.11.2017 производство по делу в части урегулирования разногласий по пунктам 6.14, 6.15, 7.2.1 муниципального контракта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращено в связи с отказом истца от части требований.
  17. Этим же определением удовлетворено ходатайство истца об уточнении редакции пунктов 1.1, 5.4, 8.1 муниципального контракта, приложения № 4, к рассмотрению принято требование Учреждения об урегулировании спорных условий в следующей редакции:
  18. Пункт 1.1. «Теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть согласованное в приложении № 1 к настоящему муниципальному контракту количество тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в соответствии с температурным графиком ее подачи в течение срока действия настоящего муниципального контракта по адресу: г.Беломорск, ул.Ленинская, д. 14 , а потребитель обязуется оплатить фактически принятую тепловую энергию по ценам и в порядке, определенном приложением № 1, условиями настоящего муниципального контракта и действующего законодательства».
  19. Пункт 5.4. «При отсутствии и в случае неисправности узла учета тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя количество потребленной тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя определяется расчетным методом по фактической температуре наружного воздуха за расчетный период на основании данных ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции, в порядке, установленном действующим законодательством»».
  20. Пункт 8.1. «Ограничение, прекращение подачи тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя потребителю производится в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, Федеральным Законом № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении», Правилами организации теплоснабжения в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012. № 808, иными нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ».
  21. Приложение № 4
  22. ПАРАМЕТРЫ КАЧЕСТВА ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ
  23. на границе эксплуатационной ответственности Потребителя и
  24. Теплоснабжающей организации
  25. Тн.в. °С Т1°С
    8 33
    7 35
    6 37
    5 39
    4 41
    3 43
    2 44
    1 46
    0 48
    -1 50
    -2 51
    -3 53
    -4 55
    -5 56
    -6 58
    -7 60
    -8 61
    -9 63
    -10 64
    -11 66
    -12 68
    -13 69
    -14 70
    -15 70
    -16 70
    -17 70
    -18 70
    -19 70
    -20 70
    -21 70
    -22 70
    -23 70
    -24 70
    -25 70
    -26 70
    -27 70
  26. Т н.в. °С- температура наружного воздуха.
  27. Т 1 °С- температура теплоносителя в подающем трубопроводе °С.
  28. Истец, надлежащим образом извещенный о рассмотрении спора, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, ранее в судебном заседании 22.11.2017 поддержал исковые требования в уточненной редакции, просил урегулировать разногласия по муниципальному контракту, приняв спорные пункты в редакции истца. В обоснование своей позиции истец сослался на Методические указания по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку теплоты отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий" издание 4-е Москва 2002.
  29. Ответчик в отзыве на иск оспорил требования истца, указав, что при подготовке Приложения N 1 к спорному муниципальному контракту ответчик основывался на требованиях СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26, указывая, что согласно п. 9 Приказа Минстроя России от 17.03.2014 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии теплоносителя" при применении расчетного (приборно-расчетного) метода в договоре (приложении к договору) указываются источники, из которых принимается информация необходимая для осуществления коммерческого учета согласованным сторонами договора методом. Этим источником может являться исключительно СанПиН как документ обязательный для исполнения. В дополнительных письменных объяснениях от 02.02.2017 ответчик не возражал против принятия пунктов 1.1, 5.4, 8.1 муниципального контракта в редакции истца.
  30. Ответчик явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайств не направил.
  31. Третье лицо явку уполномоченного представителя в суд не обеспечило, отзыва не направило, ходатайств не заявило.
  32. В материалах дела имеются доказательства извещения ответчика и третьего лица о месте и времени рассмотрения дела, путем направления им копии определения от 22.11.2017 по опубликованным на официальном сайте ООО "Карелэнергоресурс" и ПАО "ЕРЦ РК" адресам электронной почты (info@karelia-er.ru, main@eirz-karelia.ru).
  33. Кроме того, все участвующие в деле лица извещены арбитражным судом о месте и времени судебного заседания путем размещения публикации об этом в открытом доступе на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе информация о деле.
  34. На основании части 3 с и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей истца, ответчика и третьего лица.
  35. Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства
  36. Суд
  37. Установил:

  38. Как следует из материалов дела, ответчик направил истцу для подписания проект муниципального контракта теплоснабжения №37-010 от 01.04.2016 (листы дела 13-20), который был подписан истцом с протоколом разногласий (том 1 листы дела 21-22), в последующем ответчик представил истцу протокол согласования разногласий к договору, согласно которому часть разногласий истца была принята ответчиком, часть отклонена, что и послужило основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.
  39. В ходе рассмотрения спора истец заявил отказ от урегулирования разногласий по пунктам 6.14, 6.15, 7.2.1 муниципального контракта, отказ принят судом определением от 22.11.2017.
  40. Также стороны согласовали редакцию пунктов 1.1., 5.4., 8.1. муниципального контракта, что следует из пояснений ООО "Карелэнергоресурс" от 02.02.2017. Данное обстоятельство обуславливает принятие указанных пунктов в согласованной редакции.
  41. Таким образом, судом рассматриваются разногласия сторон по приложениям №№ 1 и 4 к муниципальному контракту.
  42. В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
  43. Пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность передачи преддоговорного спора на рассмотрение суда в случаях, если спор возник при заключении публичного договора, к числу которых в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 7 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон №190-ФЗ) относится договор теплоснабжения.
  44. Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, разрешая разногласия сторон, суд исходит из того, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
  45. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
  46. Из материалов дела следует, что Приложение № 1 к муниципальному контракту, редакция которого не была согласована сторонами, устанавливает порядок расчета потребления тепловой энергии. При подготовке Приложения № 1 к проекту муниципального контракта ООО "Карелэнергоресурс" основывалось на требованиях СанПиН 2.4.1.3049-13. Истец же, настаивал на определении количества потребленной энергии по фактической температуре наружного воздуха, ссылаясь в обоснование необходимости корректировки планируемых объемов потребления исходя из фактической температуры наружного воздуха на пункты 114, 115 и 117 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. N 1034 (далее – Правила № 1034) и пункты 66 и 67 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом Минстроя России от 17.03.2014 г. N 99/пр (далее – Методика №99/пр).
  47. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 19 Закона №190-ФЗ количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения, подлежит коммерческому учету; осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается при отсутствии в точках учета приборов учета, их неисправности и при нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
  48. С учетом данных норм права, а также пункта 22 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 808 от 08.08.2012, согласовываемый сторонами договорный объем поставляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя представляет собой планируемые к потреблению величины.
  49. В силу пункта 1 стать 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности, порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем (пункт 7 статьи 19 Закона №190-ФЗ).
  50. Такой порядок определен в разделе 4 Правил № 1034), пунктом 114 которых установлено, что определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем) производится в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, которая, как уже указано выше, утверждена Приказом Минстроя России от 17.03.2014 г. N 99/пр.
  51. При этом согласно пункту 25 Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителей в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 N 105, а также пунктам 66, 67 Методики N 99/пр, единственным отличием формулы для определения плановых объемов потребления от формулы для определения фактических объемов потребления является значение такого показателя, как температура наружного воздуха (расчетная по СНиП - в первом случае, фактическая по данным метеостанции - во втором). Показатель "расчетная температура воздуха внутри отапливаемых помещений" не изменяется.
  52. Кроме того, что в приведенных выше нормах Методики N 99/пр четко указано, что для определения объемов фактически потребленной тепловой энергии используется расчетная температура воздуха внутри отапливаемых помещений. °С; фактическая среднесуточная температура наружного воздуха за отчетный период, °С.
  53. В формуле, приведенной в пункте 66 Методики №99/пр для определения количества тепловой энергии расчетным путем, одной из составляющих является фактическая среднесуточная температура наружного воздуха за отчетный период, а пунктом 67 Методики №99/пр установлено, что пересчет базового показателя тепловой нагрузки производится по фактической среднесуточной температуре наружного воздуха за отчетный период по данным метеорологических наблюдений ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции территориального органа исполнительной власти, осуществляющего функции оказания государственных услуг в области гидрометеорологии; нормы аналогичного содержания приведены в пунктах 115 - 117 Правил №1034.
  54. Суд считает обоснованным довод истца о необходимости включения ссылки на эти нормы при определении потребляемого объема энергии, подлежащего оплате, в приложение N 1 к договору, исходя при этом из пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, при том, что согласно пункту 7 статьи 19 Закона №190-ФЗ договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации, а в соответствии с пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
  55. При таких обстоятельствах, исходя из того, что полномочия Правительства Российской Федерации на издание обязательных к применению Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя определены в пункте 7 статьи 19 Закона №190-ФЗ и анализа изложенных норм в их взаимосвязи, суд приходит к выводу об императивности пунктов 114 - 117 Правил №1034, а, значит, об обязательности их применения. В связи с изложенным приложение 1 подлежит принятию в редакции истца.
  56. Приложение № 4 в проекте муниципального контракта, предложенного ООО "Карелэнергоресурс", отсутствовало. Истец предложил включить данное Приложение в текст муниципального контракта, определив в нем температурный график сетевой воды в подающем и обратном трубопроводе. По пояснениям представителей истца, показатели данного графика идентичны показателям температурного графика, утвержденного в 2015 году представителями Администрации Беломорского муниципального района и теплоснабжающей организации. Суд полагает, что температурный график в качестве приложения к контракту необходим, установление параметров качества тепловой энергии в точке поставки обязательно, в связи с чем принимает Приложение № 4 в предложенном истцом варианте. При этом суд учитывает, что альтернативного варианта температурного графика ответчик не представил.
  57. Расходы по государственной пошлине в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
  58. Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  59. Решил:

  60. 1. Исковые требования удовлетворить.
  61. 2. Урегулировать разногласия, возникшие при заключении муниципального контракта теплоснабжения №37-010 от 01.04.2016 между муниципальным дошкольным образовательным учреждением Беломорского муниципального района "Центр развития ребенка - Детский сад "Родничок" и обществом с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс":
  62. - Пункт 1.1. принять в редакции истца: «Теплоснабжающая организация обязуется подавать потребителю через присоединенную сеть согласованное в приложении № 1 к настоящему муниципальному контракту количество тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в соответствии с температурным графиком ее подачи в течение срока действия настоящего муниципального контракта по адресу: г.Беломорск, ул.Ленинская, д. 14 , а потребитель обязуется оплатить фактически принятую тепловую энергию по ценам и в порядке, определенном приложением № 1, условиями настоящего муниципального контракта и действующего законодательства».
  63. - Пункт 5.4. принять в редакции истца: «При отсутствии и в случае неисправности узла учета тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя количество потребленной тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя определяется расчетным методом по фактической температуре наружного воздуха за расчетный период на основании данных ближайшей к объекту теплопотребления метеостанции, в порядке, установленном действующим законодательством»».
  64. - Пункт 8.1. принять в редакции истца: «Ограничение, прекращение подачи тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя потребителю производится в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, Федеральным Законом № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. «О теплоснабжении», Правилами организации теплоснабжения в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012. № 808, иными нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ».
  65. - Приложения № 1 и № 4 принять в редакции истца.
  66. 3. Взыскать с общество с ограниченной ответственностью "Карелэнергоресурс" (ОГРН: 1111001010108, ИНН: 1001249017) в пользу муниципального дошкольного образовательного учреждения Беломорского муниципального района "Центр развития ребёнка - детский сад "Родничок" (ОГРН: 1021000978173, ИНН: 1011000950) государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.
  67. 4. Решение может быть обжаловано:
  68. - в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г.Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);
  69. - в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г.Санкт-Петербург, ул. Якубовича,4) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
  70. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.
  71. Судья Погосян А.А.

Печать

Печатать