9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация
Арбитражный суд Приморского края

Решение от

По делу № А51-19115/2017
  1. Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2017 года .
  2. Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2017 года.
  3. Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С.,
  4. при ведении протокола судебного заседания секретарем Осиповой Е.В.,
  5. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СИТИ КОФЕ ВЛАДИВОСТОК" (ИНН 2543043346, ОГРН 1142543004339, дата государственной регистрации: 07.03.2014)
  6. к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации: 21.06.2007)
  7. третье лицо, не заявляющее самостоятельных требвоаний: краевое государственное казенное учреждение «Управление землями и имуществом на территории Приморского края»
  8. о признании незаконным решения
  9. при участии: от ответчика – Присяжнюк С.В., консультант отдела по доверенности от 28.03.2017 №20/7499; от третьего лица – Кривецкая В.В., представитель по доверенности от 09.01.2017 №02/2017;
  10. Установил:

  11. общество с ограниченной ответственностью "СИТИ КОФЕ ВЛАДИВОСТОК" (далее – общество, ООО "СИТИ КОФЕ ВЛАДИВОСТОК") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) об отказе в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории №20/11628 от 05.05.2017; обязании подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1000 кв.м., в границах кадастрового квартала 25:10:011182, по адресу: Приморский край, Надеждинский район, с.Вольно – Надеждинское, в районе ул.Трактовая, 3, по заявлению ООО "СИТИ КОФЕ ВЛАДИВОСТОК" вх.№20-7870 от 15.02.2017.
  12. Определением суда от 13.09.2017 на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено краевое государственное казенное учреждение «Управление землями и имуществом на территории Приморского края».
  13. Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. В связи с этим дело рассматривается в его отсутствие по имеющимся материалам в порядке части 3 статьи 156 АПК РФ.
  14. Как следует из заявления, в обоснование незаконности оспариваемого решения заявитель указывает, что основания, послужившие для отказа Департаментом в подготовке и утверждении схемы испрашиваемого земельного участка являются необоснованными, а ссылки ответчика на нормы права, не имеющими отношения к испрашиваемому земельному участку.
  15. Согласно позиции заявителя, согласно "ГОСТ Р 50647-94. Государственный стандарт Российской Федерации. Общественное питание. Термины и определения" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 № 35), предприятие быстрого обслуживания относят к закусочным.
  16. Ссылаясь на Правила землепользования и застройки Надеждинского сельского поседения Надеждинского муниципального района Приморского края от 06.05.2013 №742, в зоне транспортной инфраструктуры в основные виду разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включены кафе, закусочные, бары, кафетерии, в связи с чем, заявитель считает довод ответчика о несоответствии цели испрашиваемого земельного участка градостроительному регламенту, необоснованным.
  17. Ответчик заявленные требования не признал, в обоснование законности оспариваемого решения указал, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Т» (зона транспортной инфраструктуры), в связи с чем заявленная цель предоставления земельного участка - «предприятия быстрого обслуживания» - не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны «Т».
  18. Пояснил, что определить категорию земель не представляется возможным, в связи с отсутствием в Генеральном плане Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края категорий земель.
  19. Указал также, что согласно сведениям государственного кадастра недвижимости (кадастровые планы территории от 27.03.2017 № 25/ИСХ/17-160686, от 27.03.2017 № 25/ИСХ/17-160622), границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы земельных участков, установленные в соответствии с требованиями земельного законодательства. При этом весь земельный участок расположен в охранной зоне от объектов инженерной инфраструктуры.
  20. Третье лицо возражает против заявленного требования, указало на то, что препятствием к утверждению схемы испрашиваемого земельного участка является тот факт, что испрашиваемый земельный участок представляет собой территорию общего пользования. Кроме того, границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 25:10:011903:251.
  21. Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, суд установил, что 15.02.2017 общество обратилось с заявлением вх.№20-7870 в Департамент о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1000 кв.м., расположенного в кадастровом квартале 25:10:011182, по адресу: Приморский край, Надеждинский район, с.Вольно – Надеждинское, ул.Трактовая, в районе дома 3, с целью использования – для размещения предприятия быстрого обслуживания.
  22. 16.02.2017 заявление общества поступило в КГУП «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», которое рассмотрев указанное обращение письмом от 04.05.2017 №4217/04 сообщило, что согласно Правилам землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района, утвержденным решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района от 06.05.2013 №742, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Т (зона транспортной инфраструктуры).
  23. Заявленная цель предоставления земельного участка - «предприятия быстрого обслуживания» - не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны Т.
  24. Определить категорию земель не представляется возможным в связи с отсутствием в Генеральном плане Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района Приморского края категорий земель.
  25. Весь земельный участок расположен в охранной зоне от объектов инженерной инфраструктуры.
  26. В результате выезда геодезистов указанного учреждения на земельный участок установлено, что испрашиваемый земельный участок представляет собой территорию общего пользования. Доступ к земельному участку осуществляется с земель общего пользования.
  27. На основании вышеуказанных обстоятельств КГУП «Управление землями и имуществом на территории Приморского края» сообщило Департаменту, что подготовить схему испрашиваемого земельного участка не представляется возможным.
  28. По итогам рассмотрения обращения общества Департамент письмом от 05.05.2017 №20/11628 отказал в подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
  29. Не согласившись с указанным отказом Департамента, посчитав его нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
  30. Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.
  31. Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  32. На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
  33. В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ), который по общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Кодекса, заключается на торгах.
  34. Образование земельного участка, предоставление которого предполагается осуществить посредством проведения аукциона, а также само проведение аукциона могут быть инициированы как органами государственной и муниципальной власти (пункт 3 статьи 39.11 ЗК РФ), так и заинтересованными в приобретении земельного участка гражданами или юридическими лицами (пункт 4 статьи 39.11 ЗК РФ).
  35. Так, согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 11.3 ЗК РФ.
  36. Положения, определяющие порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, утверждения такой схемы решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, а также устанавливающие основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка закреплены в статье 11.10 ЗК РФ.
  37. В части 1 статьи 11.10 ЗК РФ указано, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
  38. Пунктом 2 статьи 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
  39. В соответствии с пунктом 3 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
  40. Согласно пункту 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
  41. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).
  42. В пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ указано, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
  43. 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
  44. 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
  45. 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
  46. 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
  47. 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
  48. Как установлено судом, в качестве основания в подготовке и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка Департамент сослался на то, что цель его использования, указанная обществом в заявлении, не соответствует виду разрешенному использованию земельного участка.
  49. Согласно ст. 1 ЗК РФ к основным принципам земельного законодательства отнесено деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
  50. Таким образом, целевым назначением земельного участка является его разрешенное использование в соответствии с зонированием территории.
  51. В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
  52. В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
  53. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
  54. В соответствии с п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки. Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне (часть 2 статьи 37 ГрК РФ). Цель использования земельного участка всегда должна соответствовать параметрам разрешенного использования участка с учетом принадлежности его к определенной территориальной зоне.
  55. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами участков, независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (часть 3 статьи 85 ЗК РФ).
  56. Пунктом 5 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок не отнесен к определенной категории земель.
  57. В рассматриваемом случае, обращаясь в Департамент с заявлением о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: Приморский край, Надеждинский район, с.Вольно – Надеждинское, ул.Трактовая, в районе дома 3, заявитель указал цель предоставления - «предприятия быстрого обслуживания».
  58. При рассмотрении указанного заявления, по поручению Департамента о возможности подготовки и утверждении схемы испрашиваемого земельного участка, КГУП «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», установило, что в соответствии с правилам землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района, утвержденным решением муниципального комитета Надеждинского сельского поселения Надеждинского муниципального района от 06.05.2013 №742, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Т (зона транспортной инфраструктуры).
  59. Границы земельного участка были определены КГУП «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», картометрическим методом по представленной обзорной схеме.
  60. При этом, градостроительным регламентом названной территориальной зоны такая цель использования участка, как «предприятия быстрого обслуживания», не предусмотрена.
  61. Настаивая на том, что цель испрашиваемого земельного участка (предприятия быстрого обслуживания) позволяет его отнести к зона транспортной инфраструктуры, заявитель с ссылается на положения ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", утвержденный Постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 № 35.
  62. Между тем, положения указанного документа с 01.01.2012 утратили силу и являются недействующими.
  63. На основании изложенного, суд признает обоснованным довод Департамента о том, что заявленная цель предоставления земельного участка - «предприятия быстрого обслуживания» - не соответствует градостроительному регламенту территориальной зоны транспортной инфраструктуры.
  64. Кроме того, из материалов дела следует, что, земельный участок расположен на территории общего пользования.
  65. В соответствии с частью 1 статьи 39.6 ЗК РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
  66. Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования (пункт 18 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ).
  67. Из пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ следует, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
  68. Согласно пункту 12 статьи 1 ГрК РФ, территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
  69. Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ установлено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
  70. Таким образом, оборот земельных участков, расположенных в границах фактически существующих территорий общего пользования невозможен, поскольку к таким землям относятся земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного доступа на них, ввиду чего земельный участок, находящийся в границах земель общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
  71. Факт расположения испрашиваемого земельного участка в границах территории общего пользования подтвержден материалами дела: письмом от 04.05.2017 №4217/04, графическим материалом (фотоотчетом, обзорными схемами).
  72. Учитывая положения подп. 18 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, суд приходит к выводу, что поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель общего пользования, он не может быть предметом аукциона.
  73. Кроме того, в спорной ситуации ответчиком указано и документально подтверждено, что согласно обзорной схеме спорного участка, границы испрашиваемого земельного участка пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 25:10:011903:251 и 25:10:011155:15.
  74. Вместе с тем, пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ определено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами.
  75. Таким образом, процедура образования земельного участка путем утверждения схемы расположения земельного участка за счет уже существующего земельного участка, противоречит требованиям земельного законодательства.
  76. Кроме того, рассматривая требование заявителя, суд также исходит из того, что обращение в суд, прежде всего, преследует цель восстановления и защиты нарушенных или нарушаемых прав в силу статьи 4 АПК РФ, что в данном случае невозможно, поскольку вышеуказанные обстоятельства не позволяют подготовить и утвердить схему расположения испрашиваемого обществом земельного участка площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: Приморский край, Надеждинский район, с.Вольно – Надеждинское, в районе ул.Трактовая, 3, с испрашиваемой целью.
  77. Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
  78. При таких обстоятельствах, принимая во внимание фактическую невозможность подготовить и утвердить схему расположения испрашиваемого обществом земельного участка, суд исходит из отсутствия нарушения прав и законных интересов общества оспариваемым решением Департамента и его соответствии положениям ЗК РФ.
  79. Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права.
  80. Поскольку в удовлетворении требования заявителя отказано, то у суда отсутствуют основания восстановления его нарушенных прав путём понуждения Департамента подготовить и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
  81. В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
  82. Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
  83. Решил:

  84. В удовлетворении заявленного требования общества с ограниченной ответственностью "СИТИ КОФЕ ВЛАДИВОСТОК" отказать.
  85. Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
  86. Судья Чугаева И.С.

Печать

Печатать