9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Определение ВС РФ от

По делу № А07-20220/2016
  1. Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В. изучила по материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (г. Уфа) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.12.2016 по делу № А07-20220/2016, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.06.2017 по тому же делу
  2. по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Уфимский селекционно-гибридный центр» (г. Уфа, далее - общество) о признании незаконным отказа Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее – министерство) в дальнейшем рассмотрении документов на предоставление субсидии, изложенного в уведомлении от 28.04.2016, об обязании министерства выплатить обществу субсидию в размере 80 765 938 рублей.
  3. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Республики Башкортостан и Администрация муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан,
  4. Установила:

  5. решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.12.2016 оспариваемый отказ признан незаконным, на министерство возложена обязанность выплатить обществу субсидии в общей сумме 80 765 938 рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета – 76 215 133 рублей, за счет средств бюджета Республики Башкортостан – 4 550 805 рублей.
  6. Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 данное решение изменено. Отказ министерства от дальнейшего рассмотрения документов общества на предоставление субсидии, выраженный в уведомлении от 28.04.2016, признан незаконным. На министерство возложена обязанность рассмотреть представленные документы в месячный срок после их поступления. В удовлетворении требований в части взыскания субсидии в размере 80 765 938 рублей отказано
  7. Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 01.06.2017 постановление суда апелляционной инстанции отменно в части отказа в обязании министерства выплатить обществу субсидии в размере 80 765 938 рублей. Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан в указанной части оставлено в силе. В остальной части постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
  8. В кассационной жалобе министерство ставит вопрос об отмене судебных актов со ссылкой на неправильную оценку судами представленных доказательств, а также допущенные нарушения норм материального права и процессуального права.
  9. Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
  10. Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
  11. Как следует из представленных материалов, 18.04.2016 общество обратилось в министерство с заявлением на предоставление субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, сельскохозяйственным товаропроизводителям и российским организациям с приложением необходимого пакета документов.
  12. 24.06.2016 обществом от министерства получено уведомление об отказе в дальнейшем рассмотрении документов на предоставление субсидии, датированное 28.04.2016.
  13. В уведомлении министерство указывает, что документы представленные для субсидирования части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, возвращаются в связи с несоответствием их условиям предоставления субсидии, указанным в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015г. № 624. Свои замечания к представленным документам министерство не конкретизировало.
  14. Считая указанное уведомление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
  15. Судами установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 № 624 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования (далее – Правила № 624). Субсидии предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса.
  16. В перечне объектов агропромышленного комплекса, создание которых стимулируется путем субсидирования, в Правилах № 624 указаны, в том числе селекционно-генетические центры в животноводстве.
  17. Под селекционно-генетическим центром в животноводстве в пункте 2 Правила № 624 понимается комплекс зданий, строений и сооружений, предназначенный для ведения крупномасштабной селекции крупного рогатого скота, свиней и птицы, оснащенный соответствующим технологическим оборудованием, и созданный на базе организации по племенному животноводству, имеющей свидетельство о регистрации в государственном племенном регистре.
  18. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2015 № 218 в Правила № 624 были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление субсидий в 2016 году осуществляется в отношении объектов, строительство и (или) модернизация которых начаты не более чем за два года, предшествующие году предоставления субсидии, то есть не ранее 01.01.2014.
  19. Порядок предоставления субсидий на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования на цели предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.05.2015 № 404 (далее – Порядок № 404).
  20. Судами установлено, что общество по решению Совета директоров от 27.02.2014 № 16 в 2014 году начало создание селекционно-генетического центра, адаптировав на эти цели, в том числе и ранее возведенные объекты.
  21. На основании Правил № 624 и приказа Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан от 22.10.2015 № 315 обществом был представлен инвестиционный проект, сопровождающий создание селекционно-генетического центра по разведению свиней, который прошел процедуру конкурсного отбора (протокол Комиссии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30.12.2015 № АТ-17-107) и принят к субсидированию прямых затрат на строительство.
  22. Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 15.02.2016 № 53 общество было отнесено к организациям по племенному животноводству – селекционно-генетическому центру по разведению свиней.
  23. Общество зарегистрировано в государственном племенном регистре 15.02.2016.
  24. Судами также установлено, что 13.04.2016 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан было подписано Дополнительное соглашение, где в приложение № 4 включено адресное распределение субсидий из федерального бюджета на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию селекционно-гибридного центра на 1 600 свиноматок в Благоварском районе Республики Башкортостан.
  25. В соответствии с Порядком № 404 основаниями для отказа в дальнейшем рассмотрении документов являются: неправильное оформление, несоответствие представленных документов перечню, указанному в пунктах 7 и 8 Порядка № 404.
  26. Согласно пункту 14 Порядка № 404 основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются: обнаружение недостоверных сведений в документах, представленных в соответствии с пунктами 7 и 8 Порядка № 404; несоответствие сельскохозяйственных товаропроизводителей требованиям, установленным статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»; открытие конкурсного производства в отношении получателя субсидии и (или) нахождение его в стадии ликвидации; полное освоение средств, предусмотренных министерству в соответствии с бюджетной росписью бюджета Республики Башкортостан.
  27. Из материалов дела усматривается, что министерство в отзыве и в судебных заседаниях при рассмотрении настоящего дела ссылалось на то, что общество не соответствовало требованиям субсидирования, поскольку строительство объекта агропромышленного комплекса начато в 2011 году, в то время как субсидированию подлежат объекты, строительство которых начато после 01.01.2014.
  28. Суды, проверив доказательства, представленные обществом, сделали вывод о том, что строительство объекта началось в 2014 году (разрешение на строительство от 15.05.2014), объект введен в эксплуатацию 30.11.2015. Обществом в министерство были представлены документы, подтверждающие прямые понесенные затраты на создание и модернизацию объекта агропромышленного комплекса, на приобретение техники и оборудования, к которым у министерства не было претензий.
  29. Суды первой и кассационной инстанций сделали вывод о том, что оспариваемое уведомление министерства об отказе в дальнейшем рассмотрении документов фактически является отказом в предоставлении субсидии, поскольку основанием к вынесению оспариваемого уведомления послужил довод о несоответствии общества требованиям субсидирования по признаку несоблюдения сроков начала строительства. Суды указали на то, что имеются основания полагать, что министерством рассмотрен и отклонен пакет документов на основании пункта 14 Порядка № 404.
  30. Учитывая, что в ходе рассмотрения спора подтвердилось соответствие общества условиям субсидирования, суды первой и кассационной инстанций нашли обоснованным выбранный обществом способ защиты нарушенного права, выраженный в обязании министерства выдать субсидию.
  31. Довод министерства о том, что к участию в деле следовало привлечь Министерство финансов Российской Федерации, отклоняется.
  32. Из Порядка № 404 следует, что перечисление субсидии за счет средств, поступивших из федерального бюджета, осуществляется с лицевого счета министерства, открытого в Управлении Федерального казначейства по Республике Башкортостан, на расчетные счета получателей субсидии, открытые в кредитных организациях в установленном порядке. Таким образом, денежные средства федерального бюджета поступают на лицевой счет министерства, открытый в Управлении Федерального казначейства по Республике Башкортостан, привлечение к участию в деле Министерства финансов Российской Федерации не требуется.
  33. Приведенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и по существу направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции Верховного Суда Российской Федерации не входит.
  34. Существенного нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
  35. Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
  36. Определила:

  37. отказать Министерству сельского хозяйства Республики Башкортостан в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
  38. Судья Верховного Суда
  39. Российской Федерации М.В. Пронина

Печать

Печатать