9999
СПС «Право.ru» не несет ответственности за размещение персональных данных в текстах судебных актов. Подробнее
Комментарии
Российская Федерация
Российская Федерация

Решение от

По делу № 02а-0194/2017
  1. РЕШЕНИЕ
  2. ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. 07 ноября 2017 г. Никулинский районный суд г. Москвы, в составе судьи Кузнецовой Е.А., при секретаре Киселевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-194\17 по административному исковому заявлению МИФНС России № 9 по Владимирской области к * о взыскании задолженности по земельному налогу и пени,
  4. Установил:

  5. Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику о взыскании задолженности по земельному налогу за 2015 г. в размере * рублей, пени в размере * рубля, мотивируя свои требования тем, что административный ответчик является собственником земельных участков, указанных в налоговом уведомлении, следовательно административный ответчик является плательщиком земельного налога. 20.10.2016 г. административному ответчику было направлено налоговое уведомление №145647573 на уплату налога. Между тем налоги в бюджет уплачены не были. Административный истец направил административному ответчику требование, которое до настоящего времени не исполнено, что явилось основанием для предъявления иска в суд.
  6. Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещался судом, в судебном заседании 18.10.2017 г. представил таблицу изменения кадастровой стоимости земельных участков и дополнение к административному исковому заявлению, в котором ссылается на положения ч.1 ст.391 Налогового кодекса РФ и указывает, что расчет земельного налога произведен верно.
  7. Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения административных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление и в письменных возражениях на дополнительное административное исковое заявление.
  8. Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствии представителя истца.
  9. Огласив административное исковое заявление, выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
  10. - Как установлено в судебном заседании административный ответчик * Е.В. является собственником земельных участков, указанных в налоговом уведомлении №145647573 от 20.10.2016 г. (л.д.8-14).
  11. Таким образом, *Е.В. в силу ст.388 Налогового кодекса РФ является плательщиком земельного налога.
  12. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
  13. Основными началами законодательства о налогах и сборах, определенных в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, указана обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  14. В соответствии с ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
  15. 28.12.2016 г. административному ответчику было направлено требование №3547 по состоянию на 23.12.2016 г. об уплате налогов в бюджет в срок до 15.02.2017 г., которое исполнено им не было (л.д.5-6).
  16. В соответствии с п. 2. ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
  17. Как указывает административный истец, по состоянию на дату составления заявления обязанность по уплате налогов должником не исполнена.
  18. Между тем, как усматривается из материалов дела, в Требовании №3547 об уплате налога от 23 декабря 2016г. в качестве наименования налога указан Земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений. При этом земельный налог рассчитан исходя из кадастровой стоимости земельных участков с разрешённым использованием «для индивидуального жилищного строительства». Между тем, при производстве расчета сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, применены не верные сведения о кадастровой стоимости облагаемого налогом имущества, что подтверждается нижеследующим.
  19. Постановлением Главы Краснопламенского сельского поселения Александровского района Владимирской области от 03.02.2011г. №8 изменено разрешённое использование земельных участков, включённых в границы населённого пункта деревня Конищево, принадлежащих на праве собственности Слоховой Е.В. (фамилия в настоящее время - Савельева), из земель населённых пунктов, с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для индивидуального жилищного строительства».
  20. Постановлением Главы Краснопламенского сельского поселения Александровского района Владимирской области от 03.02.2011г. №9 изменено разрешённое использование земельных участков, включённых в границы населённого пункта деревня Полувзвоз, принадлежащих на праве собственности Слоховой Е.В. (фамилия в настоящее время - Савельева), из земель населённых пунктов, с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для индивидуального жилищного строительства».
  21. Постановлением Главы Краснопламенского сельского поселения Александровского района Владимирской области от 03.02.2011г. №10 изменено разрешённое использование земельных участков, включённых в границы населённого пункта деревня Сабельское, принадлежащих на праве собственности * Е.В. (фамилия в настоящее время - *), из земель населённых пунктов, с «для ведения сельскохозяйственного производства» на «для индивидуального жилищного строительства».
  22. Протестами Александровской городской прокуратуры от 09.06.2014 №2-6-2014 было установлено, что Постановления Главы Краснопламенского сельского поселения Александровского района Владимирской области от 03.02.2011г. №8, №9 и №10 принято в нарушение требований действующего законодательства и заявлено требование об отмене указанного Постановления.
  23. В связи с протестами прокуратуры от 09.06.2014 вынесены Постановления Администрации Краснопламенского сельского поселения Александровского района Владимирской области от 29.10.2014г. №157, №158 и №159, которыми отменены постановления Главы Краснопламенского сельского поселения Александровского района Владимирской области от 03.02.2011 №8, №9 и №10.
  24. 11 ноября 2015 года указанные Постановления Администрации Краснопламенского сельского поселения Александровского района Владимирской области опубликованы в газете «Александровский Голос труда» №45 (956).
  25. 03.12.2015г. в порядке информационного взаимодействия Администрация Краснопламенского сельского поселения Александровского района Владимирской области направила копии Постановлений Администрации Краснопламенского сельского поселения Александровского района Владимирской области от 29.10.2014г. №157, №158 и №159 в ФГУ ЗКП по Владимирской области.
  26. Таким образом, суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих административному ответчику изменилась не в результате изменения разрешённого использования в 2015 году, а в результате исправления ошибки, допущенной в 2011 году, по изменению разрешённого использования земельных участков, повлекшая неправильное определение кадастровой стоимости земельных участков.
  27. Таким образом, за период 2015 года для расчёта земельного налога должна применяться кадастровая стоимость «для сельскохозяйственного производства», указанная в кадастровых выписках о земельном участке от 14 декабря 2015 года.
  28. Суд также принимает во внимание, что на дату выставления Требования ошибка в части кадастровой стоимости в ЕГРН уже была исправлена.
  29. Доводы административного истца о том, что в силу ч.1 ст.391 Налогового кодекса РФ изменение кадастровой стоимости, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешённого использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода, в связи с чем расчет земельного налога произведен верно, суд находит несостоятельными в связи со следующим.
  30. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).
  31. Согласно ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
  32. В силу ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
  33. Согласно п.3 ст.396 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
  34. Согласно ст.70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
  35. В силу ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
  36. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.
  37. Категория земель указывается в:
  38. 1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
  39. 2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
  40. 3) государственном кадастре недвижимости;
  41. (пп. 3 в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)
  42. 4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  43. 5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
  44. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
  45. В силу п.2 ч.1 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении разрешенного использования земельного участка.
  46. В силу ч.21 ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости" за непредставление указанных в частях 1 - 11, 13 - 15 настоящей статьи документов (содержащихся в них сведений) орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также иные лица, указанные в настоящей статье (за исключением суда), несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
  47. В силу ч.1 ст.34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости" орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
  48. Таким образом, анализ вышеприведённых правовых норм, позволяет прийти к выводу, что обязанность по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении разрешенного использования земельного участка законодателем возложены на органы государственной власти, органы местного самоуправления и орган регистрации прав. В связи с чем, правовые последствия по ненадлежащему исполнению вышеуказанными органами своих обязанностей, в частности направление копии постановлений Администрации Краснопламенского сельского поселения Александровского района Владимирской области от 29.10.2014 г. в ФГУ ЗКП по Владимирской области только 03.12.2015 г., не могут каким-либо образом ухудшать положение налогоплательщика в контексте принципов налогового законодательства Российской Федерации.
  49. Исходя из принципов Основных начал законодательства о налогах и сборах, установленных в ст.6 Налогового кодекса РФ, ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
  50. Федеральным законом от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" пункт 1 статьи 391 НК РФ дополнен абзацами 4, 5 и 6, которые ввели ряд новых правил в порядок определения налоговой базы по земельному налогу.
  51. Согласно абз. четвертому пункта 1 статьи 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 391 НК РФ.
  52. Таким образом, если изменения были внесены в государственный кадастр недвижимости в течение года, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр.
  53. Абзац 5 пункта 1 указанной статьи ввел новое правило, согласно которому изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.
  54. В Определении Конституционного Суда РФ от 09.02.2017 №212-0 указано, что в целях обеспечения учета интересов всех участников рассматриваемых правоотношений федеральными законами от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ и от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ в статью 391 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым изменение кадастровой стоимости действует на будущее время, т.е. не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, когда имеет место исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка, а также когда его кадастровая стоимость была изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.
  55. ФНС России своим письмом от 19.04.2017 №БС-4-21/7402@ «О расчете земельного налога в случае изменения категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка» разъяснила, что в соответствии со статьей 391 Кодекса изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если это не связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
  56. Таким образом, поскольку в судебном заседании установлено, что кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих административному ответчику, изменилась в результате исправления ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости, изменение кадастровой стоимости земельного участка в силу ст.391 НК РФ должно было быть учтено при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах.
  57. В соответствии с п.3 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
  58. Согласно п.4 ст.5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы и (или) страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов и (или) тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
  59. Таким образом, абз.5 п.1 ст.391 Налогового кодекса РФ имеет обратную силу и подлежит применению к правоотношениям, возникшим до вступления в силу указанной нормы права.
  60. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что при определении налоговой базы для расчёта земельного налога за 2015 год должна применяться кадастровая стоимость «для сельскохозяйственного производства», указанная в кадастровых выписках о земельном участке на декабрь 2015 года.
  61. В соответствии с ч.ч.1, 3 ст. 62 КАС РФ Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
  62. Суд, анализируя в совокупности все собранные по делу доказательства, приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.
  63. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 8, 70 Земельного кодекса РФ, ст.ст.32, 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О государственной регистрации недвижимости", ст.ст. 5, 6, 15, 387, 389-391, 396 НК РФ, ст.ст. 62, 75, 114, 150, 175-180, 286-290 КАС РФ, суд
  64. Решил:

  65. В удовлетворении административных исковых требований МИФНС России № 9 по Владимирской области к * о взыскании задолженности по земельному налогу и пени – отказать.
  66. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
  67. Судья: Кузнецова Е.А.

Печать

Печатать